На любви поставили Тоску

№14(814) 7 -- 13 апреля 2017 г. 05 Апреля 2017 4.7

  • На любви поставили Тоску, фото №1

    На любви поставили Тоску, фото №1, фото №1

    Каварадосси у своего творения — портрета Магдалины

  • На любви поставили Тоску, фото №2

    На любви поставили Тоску, фото №2, фото №2
  • На любви поставили Тоску, фото №3

    На любви поставили Тоску, фото №3, фото №3

    Казнь на рассвете

  • На любви поставили Тоску, фото №4

    На любви поставили Тоску, фото №4, фото №4

    Не снеся пыток возлюбленного, Тоска открыла Скарпиа тайну

Фото 1 из 4

Они жили недолго, большей частью счастливо и умерли в один июньский день 1800 г. Самую драматическую оперу Джакомо Пуччини, от которой кровь стынет в жилах и недвусмысленно подтверждается истина, что за удовольствия приходится платить иногда самым дорогим, что есть в жизни, — «Флорию Тоску» презентовала Национальная опера Украины.

Легко на сердце

31 марта при полном аншлаге и, без преувеличения, — триумфально заявила о себе эта новая постановка 149 театрального сезона. Овации не смолкали, зрители без устали вызывали на бис постановщиков и главных ее героев, составивших яркий триумвират характеров. А, признаться, состав солистов первого дня был нетривиальным.

Во-первых, партию Тоски исполнила знаменитая Людмила Монастырская, украинка, которой меломаны разных стран аплодируют чаще, нежели киевская публика. Ее сценическим возлюбленным — художником Марио Каварадосси стал итальянский тенор Вальтер Борин. Певца в Италии искали долго, в конце концов остановили выбор на Борине, который в эту роль вживался уже больше полсотни раз. Однако с Людмилой Монастырской в данном сочинении вообще и на одной сцене в частности встретился впервые.

И последний, конечно, не по значимости (как раз в концентрации накала страстей он играет главенствующую роль) — хладнокровный супостат Скарпиа предстал в лице баритона Александра Мельчука. Он, в отличие от итальянского тенора, с Людмилой Монастырской уже спелся. На прошлогодней премьере «Набукко» Джузеппе Верди, которая также пришлась на 31 марта, Александр исполнял партию ассирийского царя, Людмила — его приемной дочери Абигайль.

Итак, возвращаясь к «Флории Тоске»: все трое любили, один из них — странной любовью, что и стало причиной мелодраматической завязки и трагического финала (режиссер-постановщик — Анатолий Соловьяненко).

Главное действующее лицо — певица Флория Тоска, первая красавица Рима, влюбленная, ревнивая. Объект ее желаний — художник вольных политических взглядов, республиканец Марио Каварадосси. Он расписывает церковь, а в портрете Марии Магдалины запечатлел черты богатой прихожанки маркизы Аттаванти.

Портрет вызывает подозрения у Флории, которая предполагает, что любимый ей неверен. На этой болезненной ревности построит позже свой хитрый расчет начальник полиции Скарпиа.

Дуэт Каварадосси и Тоски получился пылким. Борин пел легковесно, очевидно, демонстрируя простодушный нрав и молодость своего героя. Невооруженным глазом было видно, что в этой партии тенор чувствует себя если и не уверенно, то самонадеянно. С другой стороны, солист знает оперу не только как певец, но и как дирижер и, похоже, держит в голове несколько партий, в том числе и инструментальных.

Эта опера Пуччини наряду с другими менее известными сочинениями, скажем, «Ласточка», «Виллисы» или одноактный «Плащ» — все они составляют репертуар Борина-дирижера.

Но, честно говоря, и в этом акте, и в двух последующих все взгляды были прикованы к Людмиле Монастырской. Тоска не только главная героиня, это стержень всего действа, и разные стороны ее натуры раскрываются на контрасте с другими персонажами — Каварадосси и Скарпиа. И если рассматривать этот аспект, то противостояние Тоски и Скарпиа было не просто эффектным, но и самым аффектным зрелищем всего спектакля.

Рим и кровь

С «Тоской» у Людмилы Монастырской давние отношения. Со сложнейшей партией юная Людочка, выпускница музыкального училища Глиера, поступала в консерваторию. Ее педагог Иван Игнатьевич Паливода рискнул подготовить с талантливой подопечной эту партию и не прогадал. Впоследствии в этой роли Монастырская покоряла уже европейские сцены, начиная с Торре дель Лаго — фестиваля на родине Пуччини, берлинской «Дойче опер». Осенью прошлого года сопрано выходила в «Тоске» в парижской Opera Bastille (в другие дни эту партию исполняла не менее известная Аня Хартерос).

Тоска Монастырской — женщина живая, противоречивая, оттого настоящая. Ее голос — необъятной мощи и такого спектра оттенков, которые меняются на протяжении одной музыкальной фразы, что впору использовать для их идентификации целый синонимический ряд. Она умеет сразить слушателя на высоких нотах: когда, по идее, требуется сила звука, вдруг переходит на пиано, от которого бросает в дрожь. Настолько оно прозрачно и безупречно. А как естественно в ее исполнении получаются разговорные интонации. А крик? Когда она понимает, что возлюбленный убит, расстрел был настоящим, а не имитацией, какая боль в этом крике. Честнее не бывает.

Ария Тоски во втором действии, которую певица поет, стоя на коленях, вообще образец исполнения. Надо сказать, что Монастырская умеет играть с максимальной драматической отдачей: вот она яростно отбивается от Скарпиа, спешащего пополнить коллекцию самых сладостных на свете вещей — вина и красивых женщин. Или видит на столе нож — ее руки, честное слово, трясутся от страха и желания нанести удар.

Александр Мельничук (Скарпиа) произвел впечатление: голос, сильный и выразительный, в сочетании с образом, который он выстроил, — все это выглядело убедительно. Характер персонажа, воплощающего абсолютное зло, подчеркивали скупые и размеренные движения, самоуверенные позы, взгляд сверху вниз. Хотя как раз этот момент воплотить артисту несложно. Александр высокого роста, статный, так что довлел на сцене он достоверно.

Ярко отыграли своих персонажей и исполнители маленьких ролей. Как, например, ризничий в церкви, так убедительно хромающий и по-стариковски ворчащий на Каварадосси. Анджелотти, сбежавший из тюрьмы политический узник, запомнился отменным вокалом. Или доносчик Сполетта с интонациями шакала из «Маугли» — подобострастными и пугливыми одновременно.

В очередной раз публика услышала богатое звучание оркестра. В этой опере вообще оркестровая палитра величественная, мощная, с насыщенным звучанием медных духовых, которые гремели.

Всякий раз, приходя в оперу на новый спектакль, от главного художника Марии Левитской ожидаешь особой сценографии. В здешних постановках визуальной составляющей отведена роль отнюдь не статиста, а равнозначного сценического партнера. Сам композитор подчеркивал, что его опера — пышный спектакль, насыщенный красками. Видения автора и художника не разошлись. Напомню, что события развиваются за один день летом 1800 г. в Италии в период наполеоновских войн.

Первое действие разворачивается в базилике Сант-Андреа-делла-Валле — прекрасном образчике барокко, которая и сегодня величественно высится в центре Рима. Ее сценические интерьеры стилизованы под подлинные: узнаваемые детали сохранены. Как, в частности, огромный высокий купол, центральный алтарь, колонны, цвет стен с благородным оттенком золота и даже «мраморный пол» с геометрическим рисунком.

Дворец Фарнезе из второго акта — резиденцию полицейского начальника украшают живописные полотна. Противоположная стена черна, она символизирует мрак, ведь именно там застенки, где пытают бедного Каварадосси, заставляя его выдать беглеца Анджелотти. Предвестник будущей трагедии в третьем акте — розовеющие небеса. Здесь, на крыше тюрьмы, в ожидании расстрела томится Каварадосси. Как и другие оперные персонажи, переживающие последние мгновенья жизни (Сусанин, Ленский), он обращается к прощальной своей заре.

Навстречу алому рассвету бросается с крыши вниз, раскинув руки, обезумевшая Тоска. Ее кроваво-красный плащ, свидетель убийства, скомкан рядом с мертвым телом возлюбленного. Закончен день и история.

О том, насколько удачной и долгожданной оказались и сама постановка, и состав солистов, красноречиво свидетельствует покупательский бум в кассе. Билетов на следующий спектакль — 30 апреля, где снова будет петь Людмила Монастырская, уже, увы, почти не осталось.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Cпешите увидеть лапендулу

«Колесом смерти» этот хитроумный аппарат называют не зря. Его создатель разбился...

Улисс нашего времени

Зимой прошлого года в Киеве появился Дикий театр

Хитроумные лохи

Стивен Содерберг снова снял криминальную комедию о головоломном ограблении

Роза в шесть утра

Осень начинается с цветов: и в садик, и в школу, и в вуз — везде нужны букеты. А еще...

Ной Гоголя

Открыта Академия искусств во время наименьшего интереса к ней, когда преобладает...

Загрузка...

Одинокое молчание человека

В последний день лета в прокат вышел самый необычный украинский фильм этого года....

Дмитрий Будков: «Чтение — это отличная форма...

Дмитрий Будков объяснил, почему любит читать советские газеты, рассказал, как нашел в...

Бывают круче

Оценить талантов и стать их поклонниками можно будет каждое воскресенье в 18.30, начиная...

Юбилей с «Богемой»

8 ноября Национальная опера отмечает свой 150-летний юбилей

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Если б я был султан Украины

Перед долгожданным вторым сезоном «Слуги народа» вспоминаем один из самых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка