Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

№31–32(744) 16 — 22 октября 2015 г. 14 Октября 2015 4.2

В конце сентября в рамках ГогольFestа в одном из павильонов киностудии им. А. Довженко довелось побывать на премьере осовремененной древнегреческой трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» в постановке Dollmen Theater Company. Знаменитая пьеса, написанная в 414 г. до н. э., оказалась абсолютно созвучной нашему времени, в некотором смысле конъюнктурной, и во втором десятилетии XXI в. получила подзаголовок «Невеста для террориста».

  • Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

    Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении, фото №1

    Минимум цвета, максимум экспрессии

  • Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

    Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении, фото №2

    Минимум цвета, максимум экспрессии

театр

театр

Фото 1 из 2

Действие происходит в древней Тавриде, на современном языке именующейся Крымом. Сразу скажу, мне все понравилось. Интереснейшая постановка в минималистическом ключе, оформленная черно-белыми цветами, c применением современных технологий и участием трех драматических актеров: Ифигения — Виктория Литвиненко, Орест — Игорь Аронов и Пилад — Иван Заверталюк.

Спектакль, идущий на русском языке в переводе Иннокентия Анненского, поставлен, «ужат» и адаптирован к современности Дмитрием Костюминским. Классическая трагедия рассказывает о чудесном спасении дочери аргосского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры, которую отец хотел принести в жертву Артемиде. Но благосклонная богиня переносит ее в Тавриду. Здесь Ифигения становится жрицей храма Артемиды, спустя годы встречается с бежавшими из Микен братом и его другом, которых не помнит и которые ее тоже не узнают. Безумие охватывает Ореста, преследуемого Эриниями, и он под их воздействием в порывах помрачения рассудка уничтожает стадо овец, к этому моменту предусмотрительно «развешенных» постановщиками на сцене. Брат и сестра все же как-то понимают, что они родные, и бегут вместе с Пиладом из Тавриды.

Пьеса Еврипида много раз становилась источником музыкальных произведений. Наиболее исполняемое из них — одноименная классическая опера К. Глюка 1779 г. создания. К версии Д. Костюминского украинский композитор Алексей Ретинский написал совершенно оригинальное, не связанное с традиционной оперой музыкальное сопровождение. Перед зрителями периодически появлялся и медленно удалялся «античный» женский хор, пение которого имитировал вокальный квартет Аlter ratio в составе Ольги Приходько, Дианы Лотоцкой, Елены Грицюк и Елены Цыганковой. Репертуар этого крепкого профессионального коллектива начинается от средневековых григорианских хоралов и охватывает самую разную стилистику вплоть до новейшей серьезной музыки. Девушки пели замечательно — чисто и выразительно. А гармонии песнопений, написанные Алексеем Ретинским, были то свежи и легки, как утренний бриз Крымского побережья, то мрачны, как море в бурю.

Отлично справилась с ролью условного «муэдзина на вершине минарета» известная киевско-казахская джазовая певица, неподражаемая Назгуль Шукаева, владеющая манерами горлового восточного народного пения и джазовых импровизаций.

Под условными «террористами-мусульманами» авторы подразумевали современное крымскотатарское население Крыма, виртуально присутствующее в спектакле. К слову, и Костюминский, и Ретинский — земляки, их родина — Крым. По их версии, коренное население Тавриды — потенциальные террористы. Этические вопросы терроризма режиссер решает философскими размышлениями. Он говорит: «История нашей пьесы — это попытка перевести понятие терроризма и войны в понимание того, что мы живем в тотальной лжи».

Музыкальный ряд дополняли разноообразные тембрально-выразительные вкрапления ударных инструментов в исполнении Елены Шабельской. Композитор тоже вносил постояную живую лепту в звуковое сопровождение представления, играя на Live electronic. Удивительно пластичны все трое главных героев спектакля. Особенно хорош Пилад-Заверталюк.

Это вторая совместная работа с Д. Костюминского и А. Ретинского. Режиссер и композитор уже имеют подобный глубоко позитивный, интересный опыт, основа которого — соединение живого действия, видео-арта и активной насыщенной музыки. Спектакль производит неизгладимое впечатление на публику, вызывает большой эмоциональный всплеск. Техническую сторону процесса прекрасно обеспечивали Макс Побережский и Алексей Тищенко.

Жанр творческого микса создатели обозначили как «технологически-визуально-музыкально-драматическое представление с прологом, тремя действиями и семью явлениями».

Рассказать об особенностях спектакля читателям еженедельника «2000» согласились Дмитрий Костюминский и Алексей Ретинский.

— Ваши актеры очень хорошо подготовлены физически, обладают прекрасной пластикой, много двигаются. А как происходит соединение реального действия с видеорядом на экранах? — с такого вопроса началась наша короткая беседа.

Дмитрий КостюминскийДмитрий: — Это не запись, как некоторые думают. В трех точках вне зрительного зала установлены камеры и происходит прямая передача действия на экраны на сцене. Локации находятся на крыше павильона и в гараже. Системы видеонаблюдения транслируют происходящее там параллельно с действием на сцене.

— Мне не все понятно в техническом обеспечении спектакля, но было безумно интересно. Все происходящее имело драматургический посыл, смысл. Откуда возникла идея такого решения?

Дмитрий: — Люблю эклектику. Это мой второй проект такого плана. В первом имелись те же составляющие, но масштаб был скромнее. Я как повар, который берет разные ингредиенты и из них готовит кушанье. Мне интересен процесс рождения спектакля. Хочется, чтобы блюдо получилось вкусным.

А почему Еврипид? Он первый, кто сравнил богов с людьми. У него то ли человек стал выше, то ли опустились на землю боги. Реальность существования современного человека в тотальной лжи, идущей от всех средств информации, меня волнует сегодня более всего. Мы хотели на-йти выход, показать, что человек и есть Бог. Символом этого становится эпизод, когда Ифигения молится перед алтарем-телевизором.

Мы использовали многие виды искусств — классическую драму, современную серьезную академическую музыку, элементы видео-меппинга (проекция изображения на объекты физического пространства, в которой задействованы четыре проектора), хореографические моменты.

— Очень впечатлила центральная кульминационная сцена безумия охваченного Эриниями Ореста.

Дмитрий: — Это Игорь Аронов. Он глубоко проникает в образ. Ваня Заверталюк (Пилад) отлично двигается. Мы надеемся продолжить работу в этом направлении, поставить театральный «сериал» по мотивам древнегреческих произведений.

— Что вас подвигло на создание этого спектакля?

Алексей РетинскийАлексей: — Тема терроризма весьма актуальна в наши дни. В трагедии идет речь о многих убийствах, она проникнута террористическими актами, говоря современным языком. И второй важный момент — повсеместная ложь. В этом заключен главный месседж спектакля. Как сказал Жан Бодрийяр (современный французский социолог. — Авт.), мы живем в тотальном медиаугаре. Интересно было погрузиться в музыкальные структуры Древней Греции, в типичные для нее ритмические формулы. Все шесть хоров практически оригинальные, написаны на новогреческом языке. Это взгляд на древнегреческую музыку сквозь призму современной. Я соединял электроакустическое звучание, древнегреческие хоры, которые тщательно изучал, и пение крымских муэдзинов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка