Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

№31–32(744) 16 — 22 октября 2015 г. 14 Октября 2015 4.2

В конце сентября в рамках ГогольFestа в одном из павильонов киностудии им. А. Довженко довелось побывать на премьере осовремененной древнегреческой трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» в постановке Dollmen Theater Company. Знаменитая пьеса, написанная в 414 г. до н. э., оказалась абсолютно созвучной нашему времени, в некотором смысле конъюнктурной, и во втором десятилетии XXI в. получила подзаголовок «Невеста для террориста».

  • Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

    Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении, фото №1

    Минимум цвета, максимум экспрессии

  • Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении

    Невеста для террориста в театрально-виртуальном измерении, фото №2

    Минимум цвета, максимум экспрессии

театр

театр

Фото 1 из 2

Действие происходит в древней Тавриде, на современном языке именующейся Крымом. Сразу скажу, мне все понравилось. Интереснейшая постановка в минималистическом ключе, оформленная черно-белыми цветами, c применением современных технологий и участием трех драматических актеров: Ифигения — Виктория Литвиненко, Орест — Игорь Аронов и Пилад — Иван Заверталюк.

Спектакль, идущий на русском языке в переводе Иннокентия Анненского, поставлен, «ужат» и адаптирован к современности Дмитрием Костюминским. Классическая трагедия рассказывает о чудесном спасении дочери аргосского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры, которую отец хотел принести в жертву Артемиде. Но благосклонная богиня переносит ее в Тавриду. Здесь Ифигения становится жрицей храма Артемиды, спустя годы встречается с бежавшими из Микен братом и его другом, которых не помнит и которые ее тоже не узнают. Безумие охватывает Ореста, преследуемого Эриниями, и он под их воздействием в порывах помрачения рассудка уничтожает стадо овец, к этому моменту предусмотрительно «развешенных» постановщиками на сцене. Брат и сестра все же как-то понимают, что они родные, и бегут вместе с Пиладом из Тавриды.

Пьеса Еврипида много раз становилась источником музыкальных произведений. Наиболее исполняемое из них — одноименная классическая опера К. Глюка 1779 г. создания. К версии Д. Костюминского украинский композитор Алексей Ретинский написал совершенно оригинальное, не связанное с традиционной оперой музыкальное сопровождение. Перед зрителями периодически появлялся и медленно удалялся «античный» женский хор, пение которого имитировал вокальный квартет Аlter ratio в составе Ольги Приходько, Дианы Лотоцкой, Елены Грицюк и Елены Цыганковой. Репертуар этого крепкого профессионального коллектива начинается от средневековых григорианских хоралов и охватывает самую разную стилистику вплоть до новейшей серьезной музыки. Девушки пели замечательно — чисто и выразительно. А гармонии песнопений, написанные Алексеем Ретинским, были то свежи и легки, как утренний бриз Крымского побережья, то мрачны, как море в бурю.

Отлично справилась с ролью условного «муэдзина на вершине минарета» известная киевско-казахская джазовая певица, неподражаемая Назгуль Шукаева, владеющая манерами горлового восточного народного пения и джазовых импровизаций.

Под условными «террористами-мусульманами» авторы подразумевали современное крымскотатарское население Крыма, виртуально присутствующее в спектакле. К слову, и Костюминский, и Ретинский — земляки, их родина — Крым. По их версии, коренное население Тавриды — потенциальные террористы. Этические вопросы терроризма режиссер решает философскими размышлениями. Он говорит: «История нашей пьесы — это попытка перевести понятие терроризма и войны в понимание того, что мы живем в тотальной лжи».

Музыкальный ряд дополняли разноообразные тембрально-выразительные вкрапления ударных инструментов в исполнении Елены Шабельской. Композитор тоже вносил постояную живую лепту в звуковое сопровождение представления, играя на Live electronic. Удивительно пластичны все трое главных героев спектакля. Особенно хорош Пилад-Заверталюк.

Это вторая совместная работа с Д. Костюминского и А. Ретинского. Режиссер и композитор уже имеют подобный глубоко позитивный, интересный опыт, основа которого — соединение живого действия, видео-арта и активной насыщенной музыки. Спектакль производит неизгладимое впечатление на публику, вызывает большой эмоциональный всплеск. Техническую сторону процесса прекрасно обеспечивали Макс Побережский и Алексей Тищенко.

Жанр творческого микса создатели обозначили как «технологически-визуально-музыкально-драматическое представление с прологом, тремя действиями и семью явлениями».

Рассказать об особенностях спектакля читателям еженедельника «2000» согласились Дмитрий Костюминский и Алексей Ретинский.

— Ваши актеры очень хорошо подготовлены физически, обладают прекрасной пластикой, много двигаются. А как происходит соединение реального действия с видеорядом на экранах? — с такого вопроса началась наша короткая беседа.

Дмитрий КостюминскийДмитрий: — Это не запись, как некоторые думают. В трех точках вне зрительного зала установлены камеры и происходит прямая передача действия на экраны на сцене. Локации находятся на крыше павильона и в гараже. Системы видеонаблюдения транслируют происходящее там параллельно с действием на сцене.

— Мне не все понятно в техническом обеспечении спектакля, но было безумно интересно. Все происходящее имело драматургический посыл, смысл. Откуда возникла идея такого решения?

Дмитрий: — Люблю эклектику. Это мой второй проект такого плана. В первом имелись те же составляющие, но масштаб был скромнее. Я как повар, который берет разные ингредиенты и из них готовит кушанье. Мне интересен процесс рождения спектакля. Хочется, чтобы блюдо получилось вкусным.

А почему Еврипид? Он первый, кто сравнил богов с людьми. У него то ли человек стал выше, то ли опустились на землю боги. Реальность существования современного человека в тотальной лжи, идущей от всех средств информации, меня волнует сегодня более всего. Мы хотели на-йти выход, показать, что человек и есть Бог. Символом этого становится эпизод, когда Ифигения молится перед алтарем-телевизором.

Мы использовали многие виды искусств — классическую драму, современную серьезную академическую музыку, элементы видео-меппинга (проекция изображения на объекты физического пространства, в которой задействованы четыре проектора), хореографические моменты.

— Очень впечатлила центральная кульминационная сцена безумия охваченного Эриниями Ореста.

Дмитрий: — Это Игорь Аронов. Он глубоко проникает в образ. Ваня Заверталюк (Пилад) отлично двигается. Мы надеемся продолжить работу в этом направлении, поставить театральный «сериал» по мотивам древнегреческих произведений.

— Что вас подвигло на создание этого спектакля?

Алексей РетинскийАлексей: — Тема терроризма весьма актуальна в наши дни. В трагедии идет речь о многих убийствах, она проникнута террористическими актами, говоря современным языком. И второй важный момент — повсеместная ложь. В этом заключен главный месседж спектакля. Как сказал Жан Бодрийяр (современный французский социолог. — Авт.), мы живем в тотальном медиаугаре. Интересно было погрузиться в музыкальные структуры Древней Греции, в типичные для нее ритмические формулы. Все шесть хоров практически оригинальные, написаны на новогреческом языке. Это взгляд на древнегреческую музыку сквозь призму современной. Я соединял электроакустическое звучание, древнегреческие хоры, которые тщательно изучал, и пение крымских муэдзинов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Зачем Моцарта превратили в Ленина

Тарас Штонда — страстный поклонник Федора Шаляпина и вольно или невольно часто...

Злодейство измерили в гениях

Я впервые видела в оперном спектакле, что еда на столе не бутафорская, а, надо думать,...

Интернационал из Парижа

Четыре из пяти фильмов французского фестиваля сняли именитые режиссеры

Как корейские дорамы захватили мир

По некоторым оценкам, сегодня в поп-культуру Сеул вкладывает около миллиарда долларов...

Классика без избранных

Ткни пальцем в эстрадные хиты постсоветского пространства — непременно попадешь...

Игры с огнем на свежем воздухе

Новички в качестве горючего обычно используют керосин, но лучше вместо него применять...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка