Обыкновенное пекло

№44(794) 4 — 10 ноября 2016 г. 02 Ноября 2016 0

В честь приезда Луи семья Ниппер соберется за одним столом, но и тут разговор не заладится. В центре Луи (Гаспар Ульель), справа Сюзанн (Леа Сейду) и мать (Натали Бай)

В ленте с ироническим названием «Это всего лишь конец света», которая вышла в прокат 3 ноября, на самом деле нет ни иронии, ни апокалипсиса. Фильм канадского режиссера Ксавье Долана, завоевавший в нынешнем году Гран-при, вторую по значимости награду Каннского кинофестиваля, рассказывает о латентном светопреставлении в одной отдельно взятой семье.

34-летний писатель Луи Ниппер (Гаспар Ульель) приезжает домой во французскую глубинку. Там его встречает мать (Натали Бай), старший брат Антуан (Венсан Кассель), его жена Катрин (Марион Котийяр) и младшая сестра Сюзанн (Леа Сейду). Луи — гей. Луи не был дома двенадцать лет. Луи за все это время ни разу не встречался ни с кем из своих родных и лишь присылал по почте поздравительные открытки с общими словами.

Каждый из них встречает Луи по-своему. Мать наводит красоту и пытается устроить благопристойный семейный праздник. Антуан ко всем придирается, повышает голос, грубит, провоцирует скандал. Катрин со смущенной улыбкой присматривается к гостю и заводит неловкую светскую беседу. Сюзанн вроде бы искренне радуется, но при этом заметно нервничает и не знает, как себя вести.

С самого начала зрителю дают понять, что тут вовсе не визит вежливости и не попытка восстановить отношения. Луи смертельно болен. Он приезжает сообщить об этом своим родным, но никак не может решиться — ни в разговорах с каждым в отдельности, ни во время общего застолья. Во-первых, ему мучительно больно произнести страшные слова. Во-вторых, по большому счету, его никто не хочет слушать.

Канадский вундеркинд Ксавье Долан в свои, смешно сказать, 27 лет наснимал уже шесть полнометражных фильмов и нахватал кучу наград на множестве престижных кинофестивалей, включая Каннский. Сложные, зачастую болезненные семейные взаимоотношения — его конек. Кроме того, герои Долана сплошь гомосексуалы, а то и вовсе трансгендеры. Сам режиссер своей нетрадиционной ориентации никогда не скрывал.

Автор пьесы, по которой поставлен фильм, Жан-Люк Лагарс тоже был открытым геем. Драму «Это всего лишь конец света» он опубликовал в 1990-м, как раз на тридцать четвертом году своей недолгой жизни — пять лет спустя Лагарс скончался от СПИДа. Автобиографические мотивы в пьесе французского драматурга очевидны, но вряд ли это так уж важно. Гомосексуальность Луи тоже не главное — причины конфликтов между членами семьи Ниппер все же не в этом. Похоже, причин просто нет.

Иначе говоря, семейные коллизии имманентны и экзистенциальны, они есть, потому что не могут не быть. Если Жан-Поль Сартр утверждал, что ад — это другие, то Лагарс, а вслед за ним и Долан, могли бы сказать, что ад — это родные. Самые близкие люди суть твои самые страшные враги. Никто не устроит тебе большее пекло, чем те, кто рядом с тобой. Все нехорошие чувства — зависть, обида, неприязнь, ревность, злоба — многократно умножаются, если их объектом становится ближайший родственник.

И вообще, кто сказал, что кровное родство способствует взаимопониманию? Судя по семье Ниппер, все ровно наоборот. Двенадцать лет Луи не было дома, но никто не пытается понять, как и чем он живет. Это мир с безнадежно разрушенной коммуникацией; персонажи постоянно говорят друг с другом, но все эти бесконечные разговоры не имеют ни информационной, ни эмоциональной ценности. Каждый на своей волне и соскользнуть с нее не может. А главное, не хочет.

Порой это начинает раздражать. Хочется крикнуть: ребята, блин горелый, да пообщайтесь вы уже по-человечески! Сюзанн, своди Луи в заброшенный дом, где прошло его детство, он ведь так этого хочет! Катрин, скажи что-нибудь по-настоящему содержательное и важное! Мама, присмотрись к сыну повнимательней, он не так хорошо выглядит, как кажется на первый взгляд! Антуан, хватит сдерживаться, врежь братцу по роже — может, потом вы наконец-то обниметесь как родные! Когда уже прорвется этот нарыв?

Черта с два, нарыв не прорвется. В фильме Долана торжествует тотальное непонимание, а если кто и попытается навести шаткие мостки подлинного душевного контакта, герой Венсана Касселя мигом их разрушит. И когда мама скажет Луи, что она его любит, мы только скептически хмыкнем. Какая тут любовь — одни лишь слова, слова, слова, как пела французская певица Далида. Даже странно, что Долан не включил этот трек в свой фильм — он был бы там вполне органичен.

Ох уж эта долановская китчевая манера... Эти музыкальные вставки со старыми хитами. Эти сентиментальные флешбэки с виолончельными и альтовыми пассажами. Эти лобовые метафоры — вроде кукушки, вырвавшейся из ходиков и беспомощно бьющейся до смерти о стекла и стены. Луи печально глядит на упавшую навзничь птичку, та издает тяжелый предсмертный вздох. И за такое теперь дают Гран-при главного кинофестиваля планеты?!

Да, именно за такое. Да, вот этому 27-летнему парню, не имеющему не то что высшего, но даже законченного среднего образования. Да, дерзкому выскочке, сыгравшему свою первую роль в пять лет и снявшему первый фильм в двадцать. Да, привечаемому крупнейшими фестивалями режиссеру, у которого теперь снимаются не малоизвестные канадские актеры, а звезды французского кино. И если вам кажется, что тут что-то не так, переживать не стоит. Ничего страшного не происходит — это всего лишь конец света.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «АРТХАУС ТРАФИК»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Загрузка...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка