Обыкновенное пекло

№44(794) 4 — 10 ноября 2016 г. 02 Ноября 2016 0

В честь приезда Луи семья Ниппер соберется за одним столом, но и тут разговор не заладится. В центре Луи (Гаспар Ульель), справа Сюзанн (Леа Сейду) и мать (Натали Бай)

В ленте с ироническим названием «Это всего лишь конец света», которая вышла в прокат 3 ноября, на самом деле нет ни иронии, ни апокалипсиса. Фильм канадского режиссера Ксавье Долана, завоевавший в нынешнем году Гран-при, вторую по значимости награду Каннского кинофестиваля, рассказывает о латентном светопреставлении в одной отдельно взятой семье.

34-летний писатель Луи Ниппер (Гаспар Ульель) приезжает домой во французскую глубинку. Там его встречает мать (Натали Бай), старший брат Антуан (Венсан Кассель), его жена Катрин (Марион Котийяр) и младшая сестра Сюзанн (Леа Сейду). Луи — гей. Луи не был дома двенадцать лет. Луи за все это время ни разу не встречался ни с кем из своих родных и лишь присылал по почте поздравительные открытки с общими словами.

Каждый из них встречает Луи по-своему. Мать наводит красоту и пытается устроить благопристойный семейный праздник. Антуан ко всем придирается, повышает голос, грубит, провоцирует скандал. Катрин со смущенной улыбкой присматривается к гостю и заводит неловкую светскую беседу. Сюзанн вроде бы искренне радуется, но при этом заметно нервничает и не знает, как себя вести.

С самого начала зрителю дают понять, что тут вовсе не визит вежливости и не попытка восстановить отношения. Луи смертельно болен. Он приезжает сообщить об этом своим родным, но никак не может решиться — ни в разговорах с каждым в отдельности, ни во время общего застолья. Во-первых, ему мучительно больно произнести страшные слова. Во-вторых, по большому счету, его никто не хочет слушать.

Канадский вундеркинд Ксавье Долан в свои, смешно сказать, 27 лет наснимал уже шесть полнометражных фильмов и нахватал кучу наград на множестве престижных кинофестивалей, включая Каннский. Сложные, зачастую болезненные семейные взаимоотношения — его конек. Кроме того, герои Долана сплошь гомосексуалы, а то и вовсе трансгендеры. Сам режиссер своей нетрадиционной ориентации никогда не скрывал.

Автор пьесы, по которой поставлен фильм, Жан-Люк Лагарс тоже был открытым геем. Драму «Это всего лишь конец света» он опубликовал в 1990-м, как раз на тридцать четвертом году своей недолгой жизни — пять лет спустя Лагарс скончался от СПИДа. Автобиографические мотивы в пьесе французского драматурга очевидны, но вряд ли это так уж важно. Гомосексуальность Луи тоже не главное — причины конфликтов между членами семьи Ниппер все же не в этом. Похоже, причин просто нет.

Иначе говоря, семейные коллизии имманентны и экзистенциальны, они есть, потому что не могут не быть. Если Жан-Поль Сартр утверждал, что ад — это другие, то Лагарс, а вслед за ним и Долан, могли бы сказать, что ад — это родные. Самые близкие люди суть твои самые страшные враги. Никто не устроит тебе большее пекло, чем те, кто рядом с тобой. Все нехорошие чувства — зависть, обида, неприязнь, ревность, злоба — многократно умножаются, если их объектом становится ближайший родственник.

И вообще, кто сказал, что кровное родство способствует взаимопониманию? Судя по семье Ниппер, все ровно наоборот. Двенадцать лет Луи не было дома, но никто не пытается понять, как и чем он живет. Это мир с безнадежно разрушенной коммуникацией; персонажи постоянно говорят друг с другом, но все эти бесконечные разговоры не имеют ни информационной, ни эмоциональной ценности. Каждый на своей волне и соскользнуть с нее не может. А главное, не хочет.

Порой это начинает раздражать. Хочется крикнуть: ребята, блин горелый, да пообщайтесь вы уже по-человечески! Сюзанн, своди Луи в заброшенный дом, где прошло его детство, он ведь так этого хочет! Катрин, скажи что-нибудь по-настоящему содержательное и важное! Мама, присмотрись к сыну повнимательней, он не так хорошо выглядит, как кажется на первый взгляд! Антуан, хватит сдерживаться, врежь братцу по роже — может, потом вы наконец-то обниметесь как родные! Когда уже прорвется этот нарыв?

Черта с два, нарыв не прорвется. В фильме Долана торжествует тотальное непонимание, а если кто и попытается навести шаткие мостки подлинного душевного контакта, герой Венсана Касселя мигом их разрушит. И когда мама скажет Луи, что она его любит, мы только скептически хмыкнем. Какая тут любовь — одни лишь слова, слова, слова, как пела французская певица Далида. Даже странно, что Долан не включил этот трек в свой фильм — он был бы там вполне органичен.

Ох уж эта долановская китчевая манера... Эти музыкальные вставки со старыми хитами. Эти сентиментальные флешбэки с виолончельными и альтовыми пассажами. Эти лобовые метафоры — вроде кукушки, вырвавшейся из ходиков и беспомощно бьющейся до смерти о стекла и стены. Луи печально глядит на упавшую навзничь птичку, та издает тяжелый предсмертный вздох. И за такое теперь дают Гран-при главного кинофестиваля планеты?!

Да, именно за такое. Да, вот этому 27-летнему парню, не имеющему не то что высшего, но даже законченного среднего образования. Да, дерзкому выскочке, сыгравшему свою первую роль в пять лет и снявшему первый фильм в двадцать. Да, привечаемому крупнейшими фестивалями режиссеру, у которого теперь снимаются не малоизвестные канадские актеры, а звезды французского кино. И если вам кажется, что тут что-то не так, переживать не стоит. Ничего страшного не происходит — это всего лишь конец света.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «АРТХАУС ТРАФИК»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...



Как оценивает музыку Макс Фадеев

Не все знают, что популярный продюсер начал терять слух

Митя Герасимов: «Я переехал в Украину благодаря любви...

Митя Герасимов рассказал «2000», что его отец поступал с ним в детстве, как...

Одесса в зените

В середине июля центром украинской культурной жизни по традиции станет Одесса. В...

Оперный Мазепа как сплошное телевидение

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции...

Денис Иванов: «В детстве я решил, что читать надо...

Денис Иванов поменял отношение к чтению при помощи Михаила Булгакова и...

Загрузка...
Загрузка...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Машина прошедшего времени

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка