Оммаж и палимпсест

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 23 Марта 2016 5

В столичной галерее «Дукат» на Рейтарской, 8б, проходит выставка Матвея Вайсберга «Студии и аллюзии». Все представленные на ней работы являются вариациями на темы картин старых мастеров.

  • «Новорожденный». Студия к картине Жоржа де Латура. 2005, холст, масло

    «Новорожденный». Студия к картине Жоржа де Латура. 2005, холст, масло, фото №1

    «Новорожденный». Студия к картине Жоржа де Латура. 2005, холст, масло

  • «Битва при Кашине». Студия к эскизу Микеланджело Буонарроти. 2016, холст, масло

    «Битва при Кашине». Студия к эскизу Микеланджело Буонарроти. 2016, холст, масло, фото №2

    «Битва при Кашине». Студия к эскизу Микеланджело Буонарроти. 2016, холст, масло

  • «Битва при Ангиари». Студия к фреске Леонардо да Винчи. 2016, холст, масло

     «Битва при Ангиари». Студия к фреске Леонардо да Винчи. 2016, холст, масло, фото №3

    «Битва при Ангиари». Студия к фреске Леонардо да Винчи. 2016, холст, масло

Фото 1 из 3

Матвей Вайсберг — один из самых уважаемых художников Украины. Выпускник отделения книжной графики Киевского политехнического института, он иллюстрировал произведения Достоевского и Багрицкого, Шолом-Алейхема и Ортеги-и-Гассета, Юнга и Кьеркегора. Станковой живописи стал уделять основное внимание в конце 1980-х. С тех пор на его счету более пятидесяти выставок, в том числе семнадцать персональных. Картины киевского художника находятся в музеях и частных коллекциях двух десятков стран.

Серия, представленная в «Дукате», охватывает период с 2003-го по 2016 г. Это значит, что «Студии и аллюзии» не разовый проект, а сквозной мотив — Вайсберг перерисовывает классические картины прошлого уже много лет. Среди интерпретируемых авторов — Учелло и Караваджо, Леонардо и Микеланджело, Боттичелли и де Латур, Пуссен и ван Рейсдал, однако стоит заметить, что за студии работ, которые можно было бы назвать всемирно знаменитыми, Вайсберг не брался. Его выбор обусловлен не значимостью картины в контексте мирового искусства, а субъективными предпочтениями.

Безусловно, здесь можно говорить об оммаже, о жесте признания и уважения к тому или иному художнику. Например, к Паоло Учелло, представителю флорентийского кватроченто — студиями к его картинам являются девять «дукатовских» работ. Подчеркнуто личное отношение отличает две вариации на тему «Новорожденного» Жоржа де Латура. Обе эти картины Вайсберг написал после рождения сына, чей профиль, по его словам, показался ему удивительно похожим на профиль младенца с работы лотарингского художника XVII столетия.

Сюжеты на выставке самые разные. Есть камерные — вроде того же «Новорожденного». Имеется группа портретов, большинство из которых — студии к фрескам Учелло. Есть любопытные живописные рифмы. Близки по композиции, ритму и колориту две студии к Пуссену — «Разрушение Титом Храма в Иерусалиме» и «Поклонение Золотому Тельцу». Имеются еще два «Поклонения», Тинторетто и Андреа ди Лионе, — тема одна и та же, но цветовые решения отчетливо различны. Мощным акцентом выглядят почти монохромные батальные сцены по мотивам Леонардо да Винчи («Битва при Ангиари») и Микеланджело Буонарроти («Битва при Кашине»).

Рискну заметить, что именно эти работы в «Студиях и аллюзиях» — самые показательные. Клубки человеческих и конских тел запечатлены на холстах в яростном движении, в неистовой битве, от судьбы которой зависит дальнейший ход истории. Но там, где у Леонардо и Микеланджело четкая детализация, у Вайсберга — размытые фигуры, лишенные индивидуальности пятна лиц, сугубо живописные, но не сюжетные нюансы. В этом сплетении плотских масс, бешеном вихре борьбы и буйстве смертоносных стихий важны не движущиеся объекты, а движение как таковое.

Главная вербальная ассоциация к «Студиям и аллюзиям» в целом и особенно к этим двум работам в частности — цитата из мандельштамовской «Грифельной оды»: «Мы только с голоса поймем, что там царапалось, боролось». Пожалуй, ее в некоторой мере можно считать квинтэссенцией всего творчества Вайсберга — его всегда отличал интерес к самым краеугольным вопросам бытия, к самым сокровенным тайнам мироздания. Не случайно визитная карточка художника — цикл «Сотворение мира», в котором на язык современной живописи переложена первая глава Ветхого Завета.

Вряд ли большинство посетителей выставки смогут сходу припомнить как исторические события, которым посвящены работы Леонардо и Микеланджело, так и обстоятельства их создания. А случай-то уникальный. Роспись флорентийского Палаццо Веккьо могла стать единственным примером совместной работы двух гениев, но фреска да Винчи не сохранилась, а Буонарроти к росписи стены так и не приступил. «Битва при Ангиари» известна нам благодаря копии с набросков на картоне, сделанной Рубенсом, а «Битва при Кашине» — опять-таки по копиям с картона и по фрагментам оригинальных эскизов. Вот уж воистину «мы только с голоса поймем».

Каждая очередная выставка Вайсберга — ожидаемый сюрприз. Да, это оксюморон, но вовсе не противоречие. На протяжении почти трех десятилетий живописная манера художника не претерпела радикальных изменений, но в рамках выбранного пути он всякий раз удивляет глубиной замысла, новизной метода и актуальностью поиска. Нынешняя экспозиция — это и паломничество к истокам, и разговор о непреходящей ценности культурного наследия, и неординарная попытка палимпсеста, рисования своей картины мира поверх уже существующей.

Рассмотреть все подробности этой попытки можно в течение трех недель — выставка в «Дукате» продлится до 17 апреля.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Большой привет Большому Брату

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джеймса Понсольдта «Сфера». Содержание...

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Людмила Губианури: «В трудное время я открываю Чехова...

Людмила Губианури рассказала «2000», что с детства воспринимает библиотеку как...

Как это батально

«Они выбирали меня снова и снова...И я... пела самые изысканные арии... голой на стуле......

Пейзаж без человека

С нынешнего четверга Терренс Малик показывает украинским синефилам электронную...

Загрузка...

Краса писаная

90—60—90 — это не параметры идеальной женской фигуры, а яйцо ко Христову дню

На любви поставили Тоску

Ее голос — необъятной мощи и такого спектра оттенков, что впору использовать для их...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка