Оперное мимо

04 Октября 2016 4

Нет, нелегко по всей видимости, украинской культуре пробиваться на мировую арену. Так, чтобы оценивали достижения ее лучших представителей полсотни музыкальных критиков из разных стран. Во всяком случае, в ежегодном опросе, который традиционно устраивает среди профессионалов немецкий журнал Opernwelt («Мир оперы») фамилии отечественных театральных деятелей не значатся. К большому сожалению.

И дело тут не в отсутствии таланта или потенциала, вовсе нет. Как раз даровитых творческих единиц у нас хватает. Все упирается в финансовые возможности и отсутствие надлежащей рекламы каждого потенциального лауреата. Чтобы узнать, оценить и полюбить, деятеля нужно предъявлять европейской публике и желательно не в одноразовой акции, а многократно.

Как, например, показывает свои креативные работы в разнообразных музыкальных проектах, в том числе и совместных, российский дирижер и худрук Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.

Его фигуру критики выдвинули как лучшего дирижера года, и в принципе безоговорочную победу Курентзису принесли «периодически радикальные интерпретации». Впрочем, нерадикальных постановок у этого молодого дирижера тоже хватает. Он, труппа театра, а также оркестр – musicAeterna частые гости на европейских фестивалях, постоянно присутствуют в театральном пространстве, так что критикам всегда найдется тема для обсуждения, которую дает этот провинциальный (исключительно по географическим меркам) театр. Но назвать его центром регионального значения (к слову, он один из старейших в России, открыт в 1870 г) язык не поворачивается. Пермская опера сегодня -- это средоточие кипучей музыкальной жизни и пристального интереса к его репертуарным постановкам и проектам.

Так, например, в прошлом месяце оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса гастролировал по Европе с программой «Звук света», построенной на произведениях Жана Филиппа Рамо – играли концертную версию оперы «Королева индейцев». Эта опера и «Звук света» -- «обкатываются» не просто так. Вещи уже брендовые.

Диск «Звук света» с сочинениями Рамо вышел в 2014 году. Записанный оркестром musicAeterna он значился в списке «Лучших классических музыкальных записей 2015 года». Концертная версия оперы «Королева индейцев» (копродукция Пермского театра оперы и балета, Teatro Real в Мадриде и Английской Национальной оперы в Лондоне) два года назад стала заметным событием театрального сезона. В 2014-м камерный хор musicAeterna номинировали на международную премию Opera Awards как раз выдающееся ее исполнение, а музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис был выдвинут на соискание премии в номинации «Лучший дирижер».

Кстати, трехминутный отрывок из постановки можно посмотреть на сайте theoperaplatform.eu. На этом портале представлены оперные театры, их продукция, а если повезет, то можно посмотреть видеотрансляцию премьерного спектакля со сцены хоть Валлийской оперы, хоть театра «Массимо» (Teatro Massimo) в Палермо.

К чему это веду. К тому, что награда, пусть это просто рейтинг, но к которому присматриваются, действительно нашла своего героя. Он – весь на ладони. И публика его очень хорошо знает, потому и оценивает.

В качестве лучшего театра уходящего года критики назвали Государственную оперу Штутгарта. Этот театр попадает на высшие ступени опроса не в первый раз. В прошлом году Штутгартский театр взял победу в трех номинациях: «Певец года», «Спектакль года» и «Открытие года».

Оперным спектаклем, сумевшим покорить публику, признан «Четверг» Карлхайнца Штокхаузена из цикла «Свет» в постановке Базельского театра. Опера, которую зритель впервые увидел в 1981 году на сцене миланского Ла Скала, не ставилась с того момента практически тридцатилетие. Произведение это архисложное для восприятия, построено на сочетании элементов оперы, балета, оратории и концерта для трубы с оркестром.

Но, посмотреть его онлайн можно бесплатно, после соответствующей регистрации. К такому решению пришла дирекция театра Базеля, позволив выносливым меломанам всего мира, увидеть их постановку. Премьера состоялась 1 октября и доступна для публичного просмотра будет еще две недели.

Режиссером года стал генеральный директор берлинской Комише-опер Барри Коски (Австралия) за постановку «Макбет» Верди в Цюрихской опере.

«Акулы пера» конечно же вспомнили о заслугах Коски в «Сауле» Генделя и «Сказках Гоффмана», прошлогодней премьере Баварской государственной оперы «Огненный ангел» Сергея Прокофьева в тандеме с дирижером Владимиром Юровским, а также великолепного «Моисея и Арона» Шенберга в берлинской Комише-опер. «Макбет» Коски зацепил жюри особо в сонме других режиссерских работ.

Среди победителей Opernwelt отметила баритона Кристиана Герхаера (Германия), сопрано Эльзу Драйсиг (Франция-Дания). В прошлом году Эльза взяла первую премию на престижном Международном вокальном конкурсе «Новые голоса», а в этом году стал лучшей на «Опералии – 2016» -- конкурсе, основанном Пласидо Доминго. До конца театрального сезона эта молодая певица ангажирована на спектакли Берлинской государственной оперы – Staatsoper.

Еще из триумфаторов -- австрийский композитор Георг Фридрих Хаас, лучшим коллективом стал оркестр Баварской государственной оперы под руководством Кирилла Петренко. Напомним, что в 2014-м главный дирижер Баварской государственной оперы – австрийский маэстро Петренко был «лучшим» Международной оперной премии International Opera Awards.

В прошлогоднем рейтинге International Opera Awards впервые была названа среди претендентов на звание украинская дива Людмила Монастырская. Она – мировая знаменитость, работает по контрактам во многих легендарных театрах, с ней сотрудничают два менеджера: один в Европе, второй – в Америке. Людмила – яркий пример европейской звезды, которая вписывается в рамки интернационального театрального круга.

Хотелось бы, чтобы украинским театрам, режиссерам, оркестрам в деле продвижения на международную сцену помогло бы государство. К примеру, хорошо бы снимать оперные спектакли на видео и выкладывать на специальные каналы, тот же Ютюб или завести практику изготовления видеороликов – это своего рода аннотация будущего спектакля. Внимание приковывает, интерес вызывает.

Трейлеры можно загружать на официальный сайт и Фейсбук. Соцсети быстро разнесут новости по городам и весям. Вот первые шаги к привлечению европейской публики.

Я уже не говорю об открытии собственного видеоканала, как это к началу сезона сделал Большой театр Москвы. На такие проекты, которые выгодно работают на престиж государства, естественно, сам театр средств не найдет. Это понятно. Вот тут-то и требуется «государственное плечо».

Давайте, наконец, возьмемся за интернациональное стратегию. продвижения, продуманную не сгоряча, в наскока, а на высоком уровне. Тем более, нам есть что сказать, чем удивить, и что предъявить европейской публике, которая начинает уставать, в частности и от новомодного театрального языка и от подчеркнуто современных постановок. Зритель ждет новых открытий, имен, неизвестных там шедевров.

А то ведь опора лишь на национальный аспект, вынужденное отстранение от многих знаковых проектов, мультикультурному диалогу, увы, не способствуют.

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка