Оперный Мазепа как сплошное телевидение

№29—30(827) 14—20 июля 2017 г. 11 Июля 2017 5

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции оперной режиссуры, я, может, и не ожидаю увидеть на сцене историю гетмана Мазепы, написанную композитором по сюжету поэмы Пушкина «Полтава». Но при этом ожидаю хотя бы услышать подлинного Чайковского.

Вместо этого в «Мазепе» (премьера состоялась 1-го и 2 июля в Харьковском национальном театре оперы и балета, главный режиссер ХНАТОБ Армен Калоян) — купюры и вставки. Опера идет в переводе на украинский язык. Увертюра отсутствует, ее место занимает скорбная украинская народная песня «Чорна рілля ізорана». На протяжении всей постановки на задниках транслируются фотографии разрушенных церквей, храмов, особняков, а декорации состоят преимущественно из строительных лесов. Все это подчинено режиссерской трактовке: борьба Украины за обретение свободы и государственности. В основе сюжета использовано либретто Л. Цегельского (украинский государственный деятель, в 1920-х гг. оставшийся в США) и Д. Чутро (американский и канадский балетмейстер украинского происхождения).

Мазепа — А. Лапин

В рамках культурно-творческого фестиваля «Гетманская слава» 22 июля оперу покажут на открытии памятника Ивану Мазепе в пгт Коломак (Коломакский р-н Харьковской обл.), где гетман был избран 330 лет назад.

Все свелось к мести

Вероятно, в интересах такой трактовки опера осталась без изумительно красивого и драматургически необходимого дуэта Кочубея и Искры в картине казни, а также без симфонического антракта «Полтавский бой» и без всего третьего акта. Насколько это разрушило образы героев, сценическое равновесие и ясность сюжета — не передать словами.

Все богатство композиторского замысла у режиссера свелось к истории мести Мазепы семье казацкого старшины Кочубея и ответной ненависти к гетману. Лирика Чайковского, которой чужд националистический антураж, не прозвучала, история любви Мазепы и Марии вышла скомканной, дальнейшие судьбы главных героев остались нераскрытыми. Вместо авторского финала постановка завершалась хоровым исполнением той же песни «Чорна рілля ізорана», перешедшим в своеобразный молебен со свечами, причем с участием и Мазепы, и Марии. Сцена венчалась церковным куполом. Фотографии на задниках в этот момент изображали гайдамаков, сечевых стрельцов, солдат УПА... и, судя по всему, героев АТО.

Мария — А. Мышакова, Андрей — Р. Гордеев

Это все, что осталось от Ивана Мазепы, чья биография волновала Дж. Байрона, В. Гюго, А. Пушкина, Ф. Листа, Э. Делакруа, В. Сосюру. Это все, что осталось от удивительно цельной оперы, созданной Чайковским в зрелый период творчества. Основной лейтмотив оперы (заложенный в первых тактах отсутствовавшей увертюры) — это привлекательная и одновременно разрушительная сила неоднозначной личности Мазепы. Вся музыка пронизана чувством нарастающей тревоги, беспомощности перед такой силой. Чайковский с невероятным драматургическим мастерством контрастно перемежает трагическое звучание с лирическим и комическим, что еще сильнее взвинчивает напряжение. В итоге эта разрушительная сила губит и Кочубея, несправедливо отправленного на плаху, и его дочь Марию, утратившую рассудок.

Вместе с историко-политическим контекстом сюжета и тонкой историей любви главных героев музыка открывает здесь режиссеру простор для многих талантливых интерпретаций. Вместо этого мы увидели нечто, не имеющее никакого отношения ни к Чайковскому, ни к Пушкину.

Отдельно следует отметить аванзанавес с изображением герба Ивана Мазепы. Это был единственный по-настоящему красивый элемент спектакля —в нем осталась нетронутой историческая правда.

А ведь за пультом был опытный и вдумчивый дирижер Владимир Гаркуша, в постановке принимала участие крепкая талантливая молодежь театра: А. Мышакова, Ю. Форсюк (Мария), А. Лапин, В. Козлов (Мазепа), Н. Матвеева (Любовь), С. Крижненко (Орлик), интересным показал себя луганчанин А. Доценко (Кочубей). Что не так «в Датском королевстве»?

Цветы — только капельдинеру

За последние шесть сезонов ХНАТОБ поставил оперетту «Летучая мышь» (2012), оперу «Кармен» Бизе (2015), восстановил в репертуаре «Самсона и Далилу» Сен-Санса (2011), обновил сценографию опер «Отелло» Верди (2013), «Чио-Чио-сан» (2016) и «Тоска» (2017) Пуччини. Состоялись премьеры одноактных опер «Рита, или Пиратский треугольник» Доницетти и «Брачный вексель» Россини, а также ряд спектаклей для детей.

Однако последними по-настоящему крупными творческими победами ХНАТОБ были оперы «Князь Игорь» Бородина (2007, реж. В. Лукашев, И. Нестеренко), «Богема» Пуччини (2008) и «Черевички» Чайковского (2009, обе поставлены И. Нестеренко).

В последние сезоны в театре стало больше зрителей: работает реклама. Афиши с текущим репертуаром расклеивают в трамваях и троллейбусах, а также в киосках хлебозавода «Кулиничи», которых в городе несколько сотен. Реклама репертуара идет на радио и в супермаркетах.

Вместе с этим зрители теперь не могут выносить цветы артистам лично — только через капельдинера. Согласен, что так соблюдаются требования безопасности. Но ведь вынесение цветов — это продолжение воздействия спектакля на публику. Этот замечательный ритуал позволяет зрителю выразить актерам признание, артистам — испытать гордость за свой труд, а театру — увидеть реакцию зала. Сейчас это оказалось ненужным.

Конечно, постановщики «Мазепы», очевидно, исходили из интересных замыслов. Но они должны найти свое адекватное воплощение на сцене, а не только в пресс-релизах. И, конечно, оперные спектакли должны быть дискуссионными, вызывать вопросы и споры.

Отчего в последних постановках ХНАТОБ нет почти ничего, кроме новых декораций и прямолинейных ударов «в лоб», рассчитанных на поверхностные вкусы? Ведь искусство — это всегда атмосфера глубины и многоплановости смыслов: вспомним хрестоматийное «сказка — ложь, да в ней намек...» Что кроется за пресловутыми «режиссерскими прочтениями», заполонившими оперные сцены мира в последние десятилетия? Что «читают» режиссеры, если в партитуре и либретто все написано ясно? И самое главное — почему даже в оперном театре зритель не имеет права отдохнуть от политизированной истории? Неужели сбываются слова: «Ничего не будет: ни кино, ни театра — одно сплошное телевидение»?!

Где оперы о партийной жизни?

Десять лет назад, когда я впервые написал о харьковской опере (а это была постановка «Князя Игоря»), премьера была праздником — и для труппы, и для зала, и для театра. Директор обращался с торжественным словом к публике, поименно представлялись участники премьеры. На такие спектакли-праздники было интересно приходить снова и снова.

О сегодняшних премьерах так сказать нельзя.

Понятно, что сейчас среди огромного количества низкосортных развлечений любить искусство непросто. И, судя по всему, любить искусство непросто не только нам, зрителям, — ведь мы должны быть в определенном смысле подготовленными к его восприятию. Непросто любить оперу и самому театру. Непросто любить и уважать автора, его замысел, законы сцены, публику.

Как парадоксально повторяется история! Советская сцена видела достаточно спектаклей, посвященных партийной жизни, работе колхозов, комсомольским стройкам, индустриализации, — в соответствии с идеологической конъюнктурой тех лет.

Где сейчас эти спектакли? Где сегодня создатели таких спектаклей?

*Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В Днепровском театре отменили спектакль из-за...

Театр, собиравший деньги на АТО, подвергается гонениям «патриотов» за спектакль...

На Харьковщине под оперу «Мазепа» открыли памятник...

Председатель Харьковской ОГА Светличная пообещала ежегодный фестиваль у его подножия

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Проня Прокоповна теперь танцует

Конец театрального сезона Национальная опера Украины отметит премьерой балета «За...

Пьеса украинского драматурга завоевала высшую премию...

В Германии были представлены работы украинских режиссеров, перфомеров и драматургов

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Загрузка...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Трижды семь

Для многих режиссеров, вполне успешно проявивших себя в полнометражном кино, короткий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка