От сериала про АТО не зарекайся

№5(758) 5 — 11 февраля 2016 г. 03 Февраля 2016 4.9

Приближается годовщина драматичных событий в Киеве, почти год как война на Донбассе сменилась Минскими соглашениями. И вот отечественные кинематографисты, а точнее представители наиболее популярного в широких массах долгоиграющего жанра созрели для большого полотна, в котором фоном для обычных сериальных страстей служат события последних лет. На канале «Украина» с января выходит многосерийный фильм «Не зарекайся». Действие его начинается на Луганщине с бомбежки женской колонии, а далее продолжается по всей Украине, с заездом в Крым, а также флешбэками в прошлое той страны, в которую входила АРК.

Независимые сериалы

Представители украинского телевидения, в частности, специализирующиеся на сериалах, в последние годы любят рассказывать в интервью, какое хорошее сейчас время. Можно снимать не украинско-российские сериалы, а только украинские, можно выдвигать на главные роли местные таланты, которым ранее, естественно, дорогу перекрывали москвичи, отодвигая их на второй план. Про сам российский рынок и важность собственного присутствия на нем говорят меньше. Ну, люди творческие, не думать же только о деньгах.

Конечно же, сериал о новейшей украинской истории нельзя доверить москвичам, даже самым продвинутым. И снимает его не простой production, а Front cinema production. Впрочем, креативным продюсером «Не зарекайся» является россиянин Дмитрий Гольдман, в чьем послужном списке, например, «Обручальное кольцо», в свое время бомбардировавшее мозги телезрителей по обе стороны украинско-российской границы. Тот же Гольдман снял уже несколько сериалов для «Украины» — «Бессмертник» и «Клан ювелиров». Так что может считаться представителем украинского цеха.

Режиссером-постановщиком выступает украинский специалист Сергей Кравец (выпускник КНУТКиТ им. И. Карпенко-Карого, знакомый столичным театралам). Исполнители главных ролей также заняты в киевских театрах: Валерия Ходос служит в Молодом театре, а Виталий Салий — в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу. Кроме того, он вел на канале «Украина» программы «Буба-шоу» и «Глазам не верю». А еще занят в постановке «Женитьба Фигаро» санкт-петербургского театра «Приют комедианта».

Наконец, сценарий «Не зарекайся» принадлежит перу Татьяны Гнедаш, исследовавшей аспекты тяжелой женской судьбы в таких «лонгвотчах», как «Маруся», «Нахалка», «Дворняжка Ляля», «Доярка из Хацапетовки», продолжение «Доярки из Хацапетовки». Кстати, многие из этих сериалов продюсировал экс-супруг Татьяны и гендиректор «1+1» Александр Ткаченко. А теперь их дочь Александра Ткаченко работает исполнительным продюсером во Front cinema и над «Не зарекайся» в том числе.

Так что отечественный (и местами даже семейный) сериал об украинских событиях и для украинского же телерынка. С украинским, естественно, взглядом — имеется в виду подход, преобладающий в выступлениях политиков и СМИ. Другого ждать не приходится, хотя нельзя не отметить, что фильм делал продакшен, который входит в холдинг «Медиа Группа «Украина». Т. е. это сериал о войне на Донбассе от самого донецкого, как было принято считать, канала «Украина» и от хозяина всего этого бизнеса Рината Ахметова. В этом смысле, пожалуй, «Не зарекайся» вызывал определенный интерес.

А во всех остальных смыслах — это, разумеется, все та же нахальная Маруся-Ляля из Хацапетовки, гоняющаяся за обручальным кольцом, только уже в декорациях 2015-го.

От Мешкова до Савченко

В атмосферу погружают первые же кадры. «Поздравляю, коллеги, у нас новый президент, — говорит начальник колонии, снимая со стены портрет Януковича, — еще официально не объявили, но экзит-полл не врет». И вешает портрет Петра Порошенко.

«Вы б не торопились с портретом, Валера Болотов всего в 100 километрах», — говорит женщина-врач. «А это еще не факт, что он эти сто километров пройдет», — отвечает начальник с немного невнятной интонацией. Потом обсуждаются планы эвакуации заключенных из-под обстрелов, начальник сетует, что Киев дал приказ не паниковать и оставаться на местах. Затем колонию все же бомбят, и женщины убегают в лес, среди них и главная героиня Людмила Полищук (Валерия Ходос).

Почти сразу идет флешбэк в относительно далекое прошлое, в конец 90-х. Главная героиня живет в Крыму, помогает матери в кафе, но тут на ее пути оказывается местный политик с, видимо, случайно подобранной сценаристами фамилией Мешков. Дальше сценаристы сделали ряд отработанных движений и образовали сюжетную завязку с парочкой смертей, несколькими новорожденными, оторванными от настоящих матерей, ну и с нашей героиней, обвиненной в убийстве этого самого Мешкова и надолго угодившей за решетку. Если попробовать увидеть в этой истории подтекст, то прошлая жизнь у героини за почти весь период существования украинского государства была тюрьмой, разрушенной (уже в прямом смысле) огненным вихрем перемен.

Зато совсем неплохо прожили эти годы почти все остальные персонажи сериала, представляющие две крымские семьи (одна из них носит еще одну знаковую фамилию Савченко — «Савченко ритейл групп»). Они нашли себя в Киеве, занимаются бизнесом (правда, не телевизионным), их дети учатся в престижном лицее. Самое время бунтовать вместе с «евромайданом». Собственно, в события на майдане сериал и переносит зрителя прямиком из бурных 90-х.

Обеспеченные крымские киевляне смотрят телевизор, откуда «пятоканальным» голосом говорится, что достоверно стало известно о стрельбе «Беркута» по майдановцам. «Когда ж все это кончится?» — говорит одна из женщин, а бабушка вздыхает: «Стрелять по собственному народу...» Таким образом в сюжете появляется то, что куда как сложно доказать правоохранительным органам (о стрельбе «беркутовцев»). Нельзя также не отметить, что бомбежка на Донбассе, хотя бы той же колонии, подобных реплик героев не вызывает.

Плохие и хорошие по обе стороны фронта

Любопытны похождения Полищук по зоне АТО. Так как ей пришлось покинуть зону после бомбежки, почти отбыв свой срок, она пытается получить положенный документ. Нужно сказать, что ее странствия показаны с претензией на объективность, хотя, разумеется, представители непризнанных республик в целом выглядят не очень симпатичными. А один уже только за фамилию Полищук заподозрил героиню в «бандеровщине». С другой стороны, руководитель кажется достаточно душевным человеком, эдаким мечтателем, рассказывая о больших планах Новороссии.

Сериалы вовсе не обязаны выжигать электролобзиком правду жизни, это немного другой жанр, с иными творческими и техническими возможностями. Нелогичное поведение героев — норма, отсюда и некоторая их дерганность, когда они реализуют лихие повороты сюжета. В данном случае крутизны добавляет политическая составляющая. К примеру, главная героиня, вроде бы, детство провела в Крыму, а с 16 лет она в тюрьме. Но, видимо, зерна украинской культуры ей успели вложить еще в школе, а может, политинформация в колонии помогла, но к Новороссии она сразу настроена достаточно неприязненно, при том что в общей обстановке ориентируется слабо.

Однако, попадая на блокпост «ЛНР» (или «ДНР»), Людмила Полищук политически подкованно реагирует на слово «Новороссия» и на людей с оружием. «Мне нужно поговорить с тем, кто у вас тут главный», — сурово говорит она ополченцам, каждой черточкой лица подчеркивая свое к ним пренебрежение. И далее в беседах с «новороссами» в девушку из колонии вселяется как минимум майданная активистка, попавшая в плен к «ватникам».

Но эта ее нетерпимость больше проигрывается Валерией Ходос, чем проговаривается. В плане слов она выражает политические взгляды примерно так же невнятно, как начальник ее колонии. Например, когда та самая женщина-врач из тюрьмы, перешедшая на сторону «ДНР», советует ей ехать домой, в Крым, ведь это теперь Россия, героиня отвечает одной только мимикой, способной вызвать разве что мысль о каких-либо серьезных желудочных проблемах.

Впрочем, когда Людмила попадает уже в украинский плен, там тоже оказываются разные люди. Основная масса, конечно, очень хорошие, явно лучше «сепаратистов». Некий юрист-командир-волонтер вообще сразу делает заявку на попадание в главные герои. Еще есть священник, выступавший против донецкого референдума и пешком ушедший из Донецка в Киев. Его героиня встречает в поле, после чего их и задерживают солдаты ВСУ. Проверка священника оказалась элементарной. Какой патриархат? Киевский? Вы свободны. Вот священник Московского патриархата так легко бы не отделался.

Но есть на местах и перегибы. Прибывший из Киева представитель прокуратуры (внешне — почти Зурита в исполнении Михаила Козакова, внутренне — популярный сериальный типаж плохого особиста), услышав о странствиях Людмилы по территории непризнанных республик, сразу записал ее в опасные «сепаратистки», по ловле которых ему нужно выполнять план. Преодолевая сопротивление хорошего командира и даже получая от него по физиономии, прокурорский работник догоняет сбежавшую в сторону Крыма девушку, выпускает по ней с расстояния в несколько метров целую обойму, слегка ранив в руку, а затем упустив в лесу. Тем самым он демонстрирует не только гнилую сущность недолюстрированного представителя былой власти, но и крайне слабую профессиональную подготовку.

Впрочем, насчет старой власти — это еще надо додумать, а по факту представитель прокуратуры выглядит вполне маньяком. И, увы, его по-сериальному гиперболизированные действия оказываются достаточно правдоподобными, если сопоставлять «Не зарекайся» с информацией из других источников.

Что ж, сериал ожидается продолжительным, не короче реализации Минских соглашений, и желающие так или иначе составят свое впечатление об этом фильме, уже названием призывающем не зарекаться. От тюрьмы, сумы, войны и прочих радостей современного бытия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка