Партер для безбилетников

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 12 Августа 2015 4

Один оперный театр — это, без спору, хорошо, а вот пятнадцать в одном куда как лучше. Именно количеством (вкупе с безупречным качеством) руководствовались энтузиасты ведущих европейских театральных сцен, дабы порадовать не только своего зрителя, но и того, кто вообще никогда не выезжал за пределы родного Конотопа или, скажем, Николаева, лучшими постановками последних лет.

Глобальный и амбициозный по замыслу интернет-проект The Opera Platform хоть и стартовал еще в мае с онлайн-трансляции вердиевской «Травиаты» — спектакля Teatro Real (Мадрид), каждый месяц пополняется все новыми оперными шедеврами. А если учесть, что в украинских театрах сезон уже завершился, возможность слушать оперу вне зависимости от летних отпусков и внимать сочинениям, которые вряд ли будут представлены на наших сценах, согласитесь, дорогое удовольствие.

Дорогое только с точки зрения эстетики, просмотр же любого спектакля или его фрагментов совершенно бесплатен. В то время как стоимость билета в европейский театр оценивается десятками (сотнями) евро, бескорыстная инициатива оперных трупп выглядит чрезвычайно привлекательно.

Если в двух словах, то концепция The Opera Platform состоит в том, что 15 театров из разных стран (организаторы надеются, что это поначалу) выставляют на сайт свои постановки, снятые с помощью высоких технологий несколькими камерами и множеством специальных приспособлений. Помимо самого спектакля и аннотации к нему (как и в театральной программке), названы имена исполнителей, оркестр, дирижер. Здесь можно посмотреть короткие ролики о театре, именах, его прославивших. В общем, неплохая визуальная презентация.

Зритель в любой точке мира без каких-либо ограничений (к примеру, регистрации, кодов доступа) может выбрать спектакль по душе и насладиться полным эффектом присутствия. Предваряет действо сцена, которую встретишь в любом театре, — настройка инструментов и повторение наиболее трудных пассажей музыкантами в оркестровой яме. Все это уже настраивает на процесс восприятия. Камера не забывает охватывать выдающиеся элементы интерьера — блистательные люстры, бархатные кулисы, а также нарядную публику, ложи, партер и бельэтаж.

«Король Рогер» в постановке Королевского оперного театра

«Король Рогер» в постановке Королевского оперного театра

Слышен тот неназойливый гул, когда тихо переговаривается публика в зале, затем он нарушается аплодисментами: выходит дирижер.

Сайт представлен на трех языках: английском, итальянском и немецком. По желанию можно прогнать текст через онлайн-переводчик, чтобы в общих чертах узнать информацию на родном посетителю языке. А вот сама постановка сопровождается субтитрами на шести языках (английском, французском, немецком, итальянском, польском и испанском).

Такой же практики придерживается, скажем, и Национальная опера Украины — показ на языке оригинала. Иностранные произведения тут традиционно сопровождаются украинскими субтитрами, высвечивающимися на большом табло над сценой.

Занимательно, что запись можно смотреть с начала или же передвигать курсор на отдельные акты действия (для удобства они обозначены), а при желании вообще заслушать только финал. Помните, как профессор Преображенский говорил: «В Большом — «Аида». А, ко второму акту поеду!»

В списке театров, которые сотрудничают с новым проектом, — бельгийский Ла-Монне (Брюссель), финская Национальная опера Хельсинки, Штутгартская опера (Германия), польский Театр Вельки, Латвийская национальная опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, итальянский Театро Реджио (Турин), Национальная опера Лиона (Франция) и др.

Среди полноценных спектаклей есть четырехминутный, совершенно изумительный фрагмент последней оперы Генри Пёрселла «Королева индейцев», написанной в 1695 г. Новая ее версия была представлена пару лет назад на сцене Пермского театра оперы и балета как результат творческого триумвирата этого театра, Teatro Real (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Режиссером, музыкальным руководителем и дирижером стали американцы Питер Селларс и Теодор Курентзис.

К слову, каждый представленный спектакль будет доступен для публики полгода, чтобы впоследствии освободить гигабайты для других жемчужин из оперной коллекции.

Любителям и знатокам высокой классики, думаю, будет небезынтересно сравнить спектакли, голоса, сценическое и музыкальное решение тех постановок, которые есть и в отечественных репертуарных театрах.

Возьмем, например, «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. На киевских подмостках эта опера обрела свое звучание в совместном итальяно-украинском проекте в июне 2008 г., режиссер-постановщик — Итало Нунциата. В Одесской опере постановку также осуществил итальянский режиссер — Карло Антонио де Лючия, а во львовском театре спектакль идет в режиссерской версии Василия Вовкуна.

На ресурсе The Opera Platform доступен вариант Театро Реджио (запись 2012 г.) в постановке Лоренцо Мариани и Ренато Палумбо. На этом балу публику восхищают американский тенор Грегори Кунде в партии Риккардо, итальянский баритон Габриэле Вивиани и украинская сопрано Оксана Дыка.

Среди новых пополнений — последняя опера Вагнера из цикла «Кольцо Нибелунга» — «Гибель богов», пятичасовая версия Венской Штаатсоперы. «Альцина» (Alcina) Генделя ранее была исполнена на Международном фестивале лирического искусства в Экс-ан-Провансе. К большому сожалению, частенько ее изображение недоступно, зрителю указывают на ошибку в запросе. Дело в том, что, как предупреждают представители сайта, оперу могут посмотреть только европейские пользователи.

Обидно, конечно, но совершенно не страшно, ведь взамен предложены не менее интересные творения, к примеру «Валентина» Артура Маскатса, созданная по мотивам биографии латвийского искусствоведа Валентины Фреймане. Мировой премьерой этой оперы Рига отпраздновала свое главенство в качестве культурной столицы Европы в 2014 г.

Доступна майская премьерная постановка лондонского Королевского театра «Король Рогер» польского композитора Кароля Шимановского. Публика назвала этот спектакль самым долгожданным; он оставил благоприятное впечатление творческим составом. В постановке отметился Каспер Холтен (художественный директор Королевской оперы), за дирижерским пультом — музыкальный директор Ковент-Гарден Антонио Паппано, а главную партию спел польский баритон Мариуш Квечень.

«Травиата» открыла оперный портал

«Травиата» открыла оперный портал

Для тех, кто заинтересовался ресурсом (theoperaplatform.eu), сообщу, что проект поддерживает не только театры, но и знаковые оперные фестивали. Так, уже в августе коллекция пополнится видео с Россиниевского оперного фестиваля в Италии, который проходит больше тридцати лет в Пезаро, на родине композитора. В этом году он анонсирован с 10-го по 22 августа. Именно здесь год за годом показывают такие уникальные и забытые произведения Россини, коих не увидишь и не услышишь больше нигде.

12 сентября в режиме онлайн, а потом и в многочисленных повторах зрителям предлагают прослушать «Богему» Пуччини — сценическое решение оперного театра Осло (Den Norske Opera Ballet).

И, главное, мест в партере хватит всем, да и лишнего билетика спрашивать не придется.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

В тембре вальса

Сидишь в кинотеатре, слушаешь себя и думаешь: здесь могла бы и лучше сказать, а вот тут...

Я художник, я так вижу!

Сотни школ, курсов и мастер-классов способны обучить базовым навыкам живописи любого...

Кодай нации

Основной постулат методики Золтана Кодая — чтение нот каждым школьником —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка