Партер для безбилетников

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 12 Августа 2015 4

Один оперный театр — это, без спору, хорошо, а вот пятнадцать в одном куда как лучше. Именно количеством (вкупе с безупречным качеством) руководствовались энтузиасты ведущих европейских театральных сцен, дабы порадовать не только своего зрителя, но и того, кто вообще никогда не выезжал за пределы родного Конотопа или, скажем, Николаева, лучшими постановками последних лет.

Глобальный и амбициозный по замыслу интернет-проект The Opera Platform хоть и стартовал еще в мае с онлайн-трансляции вердиевской «Травиаты» — спектакля Teatro Real (Мадрид), каждый месяц пополняется все новыми оперными шедеврами. А если учесть, что в украинских театрах сезон уже завершился, возможность слушать оперу вне зависимости от летних отпусков и внимать сочинениям, которые вряд ли будут представлены на наших сценах, согласитесь, дорогое удовольствие.

Дорогое только с точки зрения эстетики, просмотр же любого спектакля или его фрагментов совершенно бесплатен. В то время как стоимость билета в европейский театр оценивается десятками (сотнями) евро, бескорыстная инициатива оперных трупп выглядит чрезвычайно привлекательно.

Если в двух словах, то концепция The Opera Platform состоит в том, что 15 театров из разных стран (организаторы надеются, что это поначалу) выставляют на сайт свои постановки, снятые с помощью высоких технологий несколькими камерами и множеством специальных приспособлений. Помимо самого спектакля и аннотации к нему (как и в театральной программке), названы имена исполнителей, оркестр, дирижер. Здесь можно посмотреть короткие ролики о театре, именах, его прославивших. В общем, неплохая визуальная презентация.

Зритель в любой точке мира без каких-либо ограничений (к примеру, регистрации, кодов доступа) может выбрать спектакль по душе и насладиться полным эффектом присутствия. Предваряет действо сцена, которую встретишь в любом театре, — настройка инструментов и повторение наиболее трудных пассажей музыкантами в оркестровой яме. Все это уже настраивает на процесс восприятия. Камера не забывает охватывать выдающиеся элементы интерьера — блистательные люстры, бархатные кулисы, а также нарядную публику, ложи, партер и бельэтаж.

«Король Рогер» в постановке Королевского оперного театра

«Король Рогер» в постановке Королевского оперного театра

Слышен тот неназойливый гул, когда тихо переговаривается публика в зале, затем он нарушается аплодисментами: выходит дирижер.

Сайт представлен на трех языках: английском, итальянском и немецком. По желанию можно прогнать текст через онлайн-переводчик, чтобы в общих чертах узнать информацию на родном посетителю языке. А вот сама постановка сопровождается субтитрами на шести языках (английском, французском, немецком, итальянском, польском и испанском).

Такой же практики придерживается, скажем, и Национальная опера Украины — показ на языке оригинала. Иностранные произведения тут традиционно сопровождаются украинскими субтитрами, высвечивающимися на большом табло над сценой.

Занимательно, что запись можно смотреть с начала или же передвигать курсор на отдельные акты действия (для удобства они обозначены), а при желании вообще заслушать только финал. Помните, как профессор Преображенский говорил: «В Большом — «Аида». А, ко второму акту поеду!»

В списке театров, которые сотрудничают с новым проектом, — бельгийский Ла-Монне (Брюссель), финская Национальная опера Хельсинки, Штутгартская опера (Германия), польский Театр Вельки, Латвийская национальная опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, итальянский Театро Реджио (Турин), Национальная опера Лиона (Франция) и др.

Среди полноценных спектаклей есть четырехминутный, совершенно изумительный фрагмент последней оперы Генри Пёрселла «Королева индейцев», написанной в 1695 г. Новая ее версия была представлена пару лет назад на сцене Пермского театра оперы и балета как результат творческого триумвирата этого театра, Teatro Real (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Режиссером, музыкальным руководителем и дирижером стали американцы Питер Селларс и Теодор Курентзис.

К слову, каждый представленный спектакль будет доступен для публики полгода, чтобы впоследствии освободить гигабайты для других жемчужин из оперной коллекции.

Любителям и знатокам высокой классики, думаю, будет небезынтересно сравнить спектакли, голоса, сценическое и музыкальное решение тех постановок, которые есть и в отечественных репертуарных театрах.

Возьмем, например, «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. На киевских подмостках эта опера обрела свое звучание в совместном итальяно-украинском проекте в июне 2008 г., режиссер-постановщик — Итало Нунциата. В Одесской опере постановку также осуществил итальянский режиссер — Карло Антонио де Лючия, а во львовском театре спектакль идет в режиссерской версии Василия Вовкуна.

На ресурсе The Opera Platform доступен вариант Театро Реджио (запись 2012 г.) в постановке Лоренцо Мариани и Ренато Палумбо. На этом балу публику восхищают американский тенор Грегори Кунде в партии Риккардо, итальянский баритон Габриэле Вивиани и украинская сопрано Оксана Дыка.

Среди новых пополнений — последняя опера Вагнера из цикла «Кольцо Нибелунга» — «Гибель богов», пятичасовая версия Венской Штаатсоперы. «Альцина» (Alcina) Генделя ранее была исполнена на Международном фестивале лирического искусства в Экс-ан-Провансе. К большому сожалению, частенько ее изображение недоступно, зрителю указывают на ошибку в запросе. Дело в том, что, как предупреждают представители сайта, оперу могут посмотреть только европейские пользователи.

Обидно, конечно, но совершенно не страшно, ведь взамен предложены не менее интересные творения, к примеру «Валентина» Артура Маскатса, созданная по мотивам биографии латвийского искусствоведа Валентины Фреймане. Мировой премьерой этой оперы Рига отпраздновала свое главенство в качестве культурной столицы Европы в 2014 г.

Доступна майская премьерная постановка лондонского Королевского театра «Король Рогер» польского композитора Кароля Шимановского. Публика назвала этот спектакль самым долгожданным; он оставил благоприятное впечатление творческим составом. В постановке отметился Каспер Холтен (художественный директор Королевской оперы), за дирижерским пультом — музыкальный директор Ковент-Гарден Антонио Паппано, а главную партию спел польский баритон Мариуш Квечень.

«Травиата» открыла оперный портал

«Травиата» открыла оперный портал

Для тех, кто заинтересовался ресурсом (theoperaplatform.eu), сообщу, что проект поддерживает не только театры, но и знаковые оперные фестивали. Так, уже в августе коллекция пополнится видео с Россиниевского оперного фестиваля в Италии, который проходит больше тридцати лет в Пезаро, на родине композитора. В этом году он анонсирован с 10-го по 22 августа. Именно здесь год за годом показывают такие уникальные и забытые произведения Россини, коих не увидишь и не услышишь больше нигде.

12 сентября в режиме онлайн, а потом и в многочисленных повторах зрителям предлагают прослушать «Богему» Пуччини — сценическое решение оперного театра Осло (Den Norske Opera Ballet).

И, главное, мест в партере хватит всем, да и лишнего билетика спрашивать не придется.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка