«Погребальную песнь» Стравинского нашли столетие спустя

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 16 Сентября 2015 4.5

Мэтр Игорь СтравинскийЭто небольшое оркестровое произведение, всего-то на 106 тактов, композитор написал на смерть неутомимого музыкального труженика, своего учителя — Николая Римского-Корсакова.

«Погребальную песнь» в первый и последний раз исполнили 17 (30) января 1909 г. в Большом зале Петербургской консерватории на концерте, посвященном светлой памяти композитора. За дирижерским пультом стоял Феликс Блуменфельд. После чего рукопись пропала.

Сам Стравинский считал, что сей опус, как и несколько других написанных им вещей, оставленных на родине, был утерян во время революционной чехарды. В своих письмах он сетовал, что потерявшееся сочинение оставило пробел в его творчестве между «Фантастическим скерцо» и «Фейерверком» (1908 г.) и легендарным балетом, написанным по заказу Дягилева для «Русских сезонов», — «Жар-птица» (1910 г.). Сожалел он о пропаже еще и потому, что считал «Погребальную песнь» наиболее «передовой по использованию хроматической гармонии в период, предшествующий ее феерической известности».

На днях известнейший российский музыковед, эксперт по Стравинскому Наталия Брагинская сообщила общественности о фантастической находке. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории обнаружены оркестровые партии «Погребальной песни».

Ее искали многие исследователи, их работа в этом направлении не прекращалась и после смерти Стравинского в 1971 г. в Нью-Йорке. Ноты нашлись случайно, благодаря переезду консерватории в новое помещение. В стоящем в коридоре старом шкафу, которым давным-давно никто не пользовался, отыскалась заветная партитура. К слову, не она одна.

Вместе с опусом Стравинского лежали сочинения Кюи, Мусоргского, Штейнберга. Ноты списали, после чего они подлежали уничтожению еще в 1951 г. Однако, судя по всему, тогдашний библиотекарь не нашел в себе силы утилизировать их, спрятав «в долгий ящик».

Для украинцев эта находка заполняет еще одну лакуну, связанную с деятельностью композитора в своем имении Устилуг (Волынская область).

Вот как описывает процесс вдохновения сам автор в «Хрониках моей жизни»: «...Когда я вернулся в деревню, у меня явилась мысль почтить память моего учителя. Я написал «Погребальную песнь». К несчастью, партитура этого произведения пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей. Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором. Вещь эта произвела сильное впечатление как на публику, так и на меня самого. Было ли это вызвано общей скорбью или достоинством самого произведения, судить не мне».

Как обещают музыковеды, вскоре это сочинение тщательно изучат, а потом оно снова обретет сценическую жизнь. Спустя сто с лишним лет со дня создания и мы услышим мелодии в виде венка и тремолирующий рокот.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка