Поймали Гитлера с хвостом

№8v(736) 6 — 12 марта 2015 г. 04 Марта 2015 0


Зайчик, мишка, котик и белочка как супергерои. Персонажи Подервянского могут перевоплощаться в кого угодно // Александр Заклецкий

В минувший уикенд в помещении Киевской малой оперы состоялась премьера музыкального спектакля «Звери». Жанр этого действа был обозначен как SMS-опера, однако главной персоной постановки был не режиссер Андрей Критенко и не композитор Вячеслав Назаров, а автор либретто — Лесь Подервянский.

Пушкин как-то заметил, что после отмены в России цензуры там перво-наперво издадут без купюр Баркова. В наше время эту фразу часто переиначивают — дескать, Пушкин сказал, что подлинная свобода слова в России наступит только тогда, когда — см. выше. Если бы на закате советской власти кто-нибудь применил эту формулу к Украине, на месте Ивана Семеновича был бы Александр Сергеевич. Конечно, не Пушкин, а Подервянский.

Сочинять он начал в 1970-е во время армейской службы — без притязаний, из баловства. Первые аудиозаписи появились в конце 1980-х. В 1990-е Подервянский стал легендой. На рубеже столетий львовская «Кальвария» выпустила его первую книжку. В 2000-е журналисты научились писать его фамилию без лишней буквы «е». Постановку своей пьесы он впервые увидел в 2011-м, за год до шестидесятилетнего юбилея.

«Звери» — уже третий опыт сотрудничества драматурга (как-то смешно звучит это чопорное слово в отношении матерщинника Подервянского, не находите?) с режиссером Андреем Критенко. Однако первые два спектакля («Павлик Морозов» и «Сны Василисы Егоровны») были драматическими, а тут вдруг целая тебе опера. Правда, не просто опера, а SMS-опера — Подервянский сводит высокое искусство к низкому даже в подзаголовке.

Ну да, именно опера, что ж еще как не она. Для достижения максимального комического эффекта требовалось искусство как можно более пафосное, громоздкое, классическое. Чтобы Котик-мастурбатор, Белка-потаскуха и Медведь-людоед вздымали руки к небесам и заходились в фиоритурах. Чтобы шквал ненормативной лексики валил с ног на тутти и фортиссимо. Эх, процитировать бы, да никак — хуже Подервянского для цитирования в СМИ подходит разве что Барков.

У «Зверей» довольно дикий, но вполне внятный сюжет. Мужик оставляет в лесу Кота, тот знакомится с Белкой и Медведем, вся честная компания едет в Сызрань, где некая вещая Ворона должна открыть им смысл жизни. Потом товарищ генералиссимус Сталин дает зверушкам приказ на запад, в Берлин, они там должны поймать Гитлера и живым доставить в Москву. По завершении операции Гитлер со Сталиным обнимаются, а животные отправляются в сибирскую ссылку. В финале общий хор поет залихватские частушки с актуальным рефреном: «Русский ужас, русский ужас, русская сторонка, и загадочна душа, и слеза ребенка».

Ну вот, пристойная цитата все-таки нашлась. На самом деле, не стоит сгущать краски: мат у Подервянского не самоцель, а выразительное средство. Во-первых, подобное использование табуированной лексики выглядит как демонстративный акт, как декларация независимости художника от каких бы то ни было табу. Во-вторых, наряду с непременным суржиком оно служит для все того же снижения, грубой площадной интерпретации канонических образцов высокого искусства. Причем желательно самого высокого — потому-то и Шекспир, и Пушкин, и Достоевский. И опять-таки опера.

Музыкальное решение Вячеслава Назарова полностью соответствует литературному материалу. Никаких изысков, никакого авангарда с модерном, один лишь сплошной постмодерн на основе надежной классики — то Пуччини аукнется, то Чайковский откликнется. Плюс национальные орнаменты — естественно, предельно стереотипные: немецкие марши, грузинская «Сулико», русские балалайка с гармошкой. Веселый бурлеск, брутальное пересмешничество, глумливая клоунада — этот костюмчик Подервянскому как раз по размеру.

Вечером после премьеры увидел в фейсбуке восторженный отзыв одной френдессы и ее же осторожное замечание — мол, все это еще нужно осмыслить. Ну да, ну да. Особенно тщательного осмысления, по-видимому, требует другой финальный рефрен, превращающий буддистскую мантру «ом мани падме хум» в пародийный украинский омофон «от у мене падло кум». Кто найдет в этой хохме скрытый смысл, тому прямая дорога в Сызрань. «Скажи, о мудрая Ворона, життя, воно прекрасне чи ужасне?» «Кар!» — отвечает Ворона восемь раз подряд. Короче, не стоит искать черную кошку в темной комнате, тем более, если сами знаете что.

«Звери», как и все прочее у Подервянского, делались без притязаний, из баловства. «Главной мотивацией всех действий было получение удовольствия от процесса», честно признается автор, и у нас нет ни малейших оснований ему не верить. Итоговое блюдо придется по вкусу далеко не каждому, хотя принцип его изготовления довольно прост. Помните детский стишок: «Внимание, внимание, говорит Германия! Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!»? Теперь замените приличные глаголы на какие-нибудь покрепче, присыпьте суржиком и попробуйте пропеть все это на мотивы из «Кармен» или «Аиды».

В общем, суть вы уже поняли, но чтобы продвинуться дальше, вам придется стать Подервянским. И вот это уже несколько затруднительно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Мистер С

Подобно литературным сыновьям и дочерям лейтенанта Шмидта, художники разделили...

Таланты по большому счету

Среди артистов, принятых на обучение в Молодежную оперную программу Большого театра...

Признак оперы

В Москве проходит VI Международный конкурс оперных артистов им. Галины Вишневской

Ода женщине и любви

В Днепропетровском академическом театре оперы и балета в апреле состоялась...

Пингвины бежали от оперы

'O sole mio не обрадовала пингвинов в Антарктиде.

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка