Пой, танцуй, стреляй

№23v(751) 19 — 25 июня 2015 г. 19 Июня 2015 0

Выражения лиц певицы Лолы (Оксана Жданова) и учителя Гнуса (Александр Ганноченко) зачастую напоминают театральные маски — веселую и грустную

Последней премьерой сезона в Театре на Левом берегу Днепра стал мюзикл «Пой, Лола, пой!» по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Режиссер постановки Дмитрий Богомазов в очередной раз огорошил почтеннейшую публику и выбором литературного материала, и его нетрадиционной интерпретацией.

Дмитрий Богомазов — это наше все, по крайней мере если речь идет о современном украинском театре. Каждая очередная его работа еще до представления на сцене претендует на титул центрального события театрального сезона. Два года подряд спектакли Богомазова получают главный приз «Киевской пекторали» — в 2014-м это был Morituri te salutant, поставленный на Малой сцене Театра им. Франко, в 2015-м — «Веселье сердечное, или Кепка с карасями» в Театре на левом берегу. Характерно, что литературной основой обеих постановок стала не драматургия, а проза — соответственно Василия Стефаника и Юрия Коваля.

Со спектаклем «Пой, Лола, пой!» история похожая, хотя и посложнее — у него сразу три источника. Первый и основополагающий — написанный 110 лет назад роман Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Второй — снятый по его мотивам в 1930-м фильм Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел» с Марлен Дитрих в главной роли. Третий — пьеса харьковского драматурга Александра Чепалова «Пой, Лола, пой!», созданная на основе первых двух. Четвертым можно считать режиссуру Богомазова, который сам себе тот еще источник. Накануне спектакля Чепалов признавался, что в процессе работы над пьесой финал поменялся, и чем там все закончится, он не имеет ни малейшего понятия.

Если я не ошибаюсь, Богомазов впервые в своей богатой режиссерской карьере поставил самый что ни на есть настоящий мюзикл, причем сделал это именно сейчас, в не слишком радостное для страны время. С другой стороны, «Пой, Лола, пой!», несмотря на развеселые песенки и залихватские танцы, еще и трагедия, причем отнюдь не оптимистическая.

Он и она

На пути от книги Манна к мюзиклу Богомазова заглавный герой поменялся. В центре романа — пожилой гимназический учитель латыни Нусс по прозвищу Гнус, ригорист, ханжа и мелкий тиран. В центре спектакля — юная Роза Фрелих, она же Лола, существо независимое от филистерских моральных норм, этакое воплощение творческой свободы, если уместно определять подобными словами певичку из портового кабаре. Сюжетная канва в целом осталась прежней, но акценты ощутимо сместились: Оксана Жданова (Лола) оказывается в лучах софитов куда чаще Александра Ганноченко (Гнус). Это спектакль в гораздо меньшей степени о влюбленном старике, чем о девушке, которая поет.

Счастливые люди, не наблюдающие телевизора, о Ждановой ничего не знают, хотя в активе 22-летней актрисы имеется ни больше ни меньше как главная роль в 100-серийном отечественном мыле «Дворняжка Ляля». Лола на Лялю совсем не похожа — та была непокорная рыжая бестия, эта — подчеркнуто холодна и бесстрастна, в жизни у нее тайная драма, в душе выжженная пустыня. Привечать гимназистов, угощающих ее вином, — пожалуйста, выйти замуж по расчету за нудного Гнуса — ради бога. Порок и невинность в натуре Лолы сочетаются настолько органично, что разговор о пороке и невинности теряет какой бы то ни было смысл.

Парадоксально, что самым страдающим героем спектакля оказывается самый неприятный персонаж романа. Гнус в исполнении Ганноченко — несчастная жертва роковой любовной страсти, бедняга, чье почти трогательное ментальное преображение доводит его до участи убогого рогоносца и жалкого шута. Порой он даже вызывает нечто вроде сочувствия и выглядит чуть ли не положительным героем. Хотя на самом деле «Пой, Лола, пой!» — спектакль, для эмпатии не предназначенный. Да и разделить участников этого феерического действа на хороших и плохих никак не получается.

Они тут не для сопереживания и не для размышлений о добре и зле. Они тут потому, что весь мир не только театр, но иногда еще и кабаре, а порой и балаган, а еще немного фарс, и в конце концов данс макабр, и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет. «Пой, Лола, пой!» это, конечно аллюзия к фильму «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, только у той рыжей Лолы были три попытки выправить пошатнувшуюся жизнь, а у этой такой монтажно-кинематографической возможности нет. И если на сцене появляется револьвер, если, согласно классику, он обязательно должен выстрелить, то пуля скорее всего достанется самой хрупкой и беззащитной. Например, той, которая поет.

Они

Вообще, если честно, все немножко не так. Да, заглавная героиня — Лола, но вот главная все-таки не она. На первом месте в этом мюзикле сам мюзикл, он же кабаре и балаган, он же фарс и данс макабр. Главное в нем — песни с танцами, реже — проникновенно-лирические, чаще — неистово-надрывные. Никаких приглашенных певцов или танцоров, «левобережцы» все сделали своими собственными музыкально-хореографическими силами, благо этих сил у них о-го-го сколько. Никакой фонограммы — только живая музыка. Солирует Жданова, а за инструментами такие корифеи, как Лев Сомов, Виктор Жданов, Андрей Саминин, Михаил Кукуюк.

О последнем разговор особый. Кто бы спорил, Жданова замечательна, Ганноченко прекрасен, Сомов очарователен, но без Кукуюка, исполняющего роль конферансье, этого спектакля не было бы никак и ни за что. Причем у Чепалова, не говоря уже о Манне, никакого конферансье нет, идея ввести в ансамбль новую организующую и смыслообразующую фигуру принадлежит режиссеру. Бритый налысо, с нарисованной бармалейской бородой и клоунским красным носом Кукуюк — мотор «Лолы», он тут в своей родной и любимой стихии. Его брутальная развязность, его свирепый рык, его яростный драйв, его нелепые макаронические англо-немецко-испанско-чешско-польско-украинско-русские эскапады задают спектаклю нужный, единственно-правильный тон.

Теперь ложка дегтя, ладно? Во втором действии в роли злодея Энди Керосина на сцене появляется Андрей Саминин, и постановка раз за разом начинает пробуксовывать. Во-первых, Саминин какой-то не злодей, больно уж милый парень. Во-вторых, в «Лоле» вообще не должно быть злодеев, она, как уже было сказано, не для этого. В-третьих, там какие-то нелады с драматургией: чем старательней персонажи объясняют зрителям, почему Гнус должен за здорово живешь отдать Керосину огромную кучу денег, тем меньше им веришь.

Все прочее чистый мед, причем мед совсем другого сорта, чем тот, что последнее время давал Богомазов. Если на Morituri te salutant можно было одну половину спектакля прорыдать, а другую прохохотать, если от «Кепки с карасями» душа сворачивалась и разворачивалась, достигая неизъяснимого блаженства, то «Пой, Лола, пой!» демонстрирует мир, где душевные движения уступают место физическим, а то и вовсе физиологическим. Пой-танцуй, пока жив, влюбляйся, если не можешь не влюбиться, стреляй, если душа, сердце и нервная система велят выстрелить. Весь мир — театр, к тому же мюзикл и кабаре, а также балаган и фарс. И еще данс макабр — но это только раз, в самом конце. Не обращаем внимания: поем, танцуем, стреляем. Например, в ту, которая поет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка