Полиция по Дикому

№13(766) 1 — 7 апреля 2016 г. 30 Марта 2016 4.8

Слово «реформы» в последние два года было, пожалуй, одним из самых употребимых в лексиконе украинских политиков. Недаром даже главным посылом Петра Порошенко на президентских выборах стал слоган «Жить по-новому».

Но если реформирование Конституции или экономики можно объявить процессами слишком сложными, чтобы быть очевидными простому гражданину, то реформа МВД должна быть заметна любому, кому приходилось хоть как-то сталкиваться с работой правоохранительных органов.

Неудивительно, что именно в этой области внешних изменений хоть отбавляй. Одно переименование милиции в полицию должно свидетельствовать, что теперь-то все точно будет по-другому. Но пока что новая полиция чаще оказывается в центре скандалов, чем героических подвигов, поэтому позитивный пиар ей, как и любому другому начинанию, необходим. Вот почему в новостях так часто можно услышать о том, как новые копы оштрафовали какого-то высокопоставленного нарушителя.

Но одних новостей для обывателя, видимо, недостаточно. Тут в МВД и вспомнили, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, и подключили телемахину к созданию позитивного имиджа обновленных правоохранительных органов. В результате на экранах появилась целая россыпь сериалов о бравых служителях закона.

На первый взгляд, это обычные procedurals, как называют их в Голливуде, то есть сериалы, где в каждой серии по одной и той же схеме задерживают злодеев, так что смотреть можно с любого эпизода. Фильмы есть на любой вкус — «Владимирская, 15» для любителей экшена, «Прокуроры» для поклонников более интеллектуальных «Шерлока» или «Менталиста» и даже ситкомы вроде «СуперКопов». Но каждый из этих проектов выполняет особую миссию — показывает новую полицию с «человеческим лицом». И каждый вполне заслуживает отдельного рассказа и разбора. Остановимся на одном из них.

Как справиться с беззаконием

Кадры из фильма «Владимирская, 15» // i.ytimg.com

Сериал «Владимирская, 15», как и «Прокуроры», появился на канале ICTV в конце прошлого года. В нем рассказывается о работе районного управления внутренних дел в Киеве. Задача «Владимирской, 15» — улучшать репутацию столичной полиции, и это не просто предположение, а вполне официальная позиция создателей сериала. Собственно, заказчиком фильма выступило Министерство внутренних дел, ему же в первую очередь выражают благодарность в титрах за «поддержку и оказываемую помощь». «Новое лицо полиции покажут 8 декабря» — анонсируется на сайте канала ICTV. А допремьерный показ сериала для работников правоохранительных органов представил сам министр Арсен Аваков.

«Мы с министром МВД очень долго думали, какую рекламу, пиар сделать для новой полиции. И мы уже сейчас снимаем такой сериал. Полицейские в реальной жизни на самом деле удивительные, они работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, они, так сказать, на фронте. И мне очень интересно окунуться в этот мир. Мы вместе построим нашу новую полицию», — сказала директор продакшена... то есть начальник Национальной полиции Хатия Деконаидзе на мероприятии, после чего даже подарила креативному продюсеру компании Film.ua Владимиру Иссату, ответственному за сериал, полицейский значок.

Разберемся, заслужил ли господин Иссат право гордо носить свой значок за вклад в дело полиции. «Послемайданный Киев, 2015 год. Количество преступлений увеличивается, а квалифицированных кадров в милиции катастрофически не хватает. Полная дискредитация сотрудников правоохранительных органов, всенародная нелюбовь к погонам и отчаяние граждан... Можно ли теперь вернуть милиции репутацию, казалось бы, утраченную навсегда? И что нужно, чтобы победить волну беззакония, которая буквально захлестнула столицу?», — так интригующе начинается еще одна статья о проекте на сайте канала. Действительно, что же нужно, чтобы справиться с беззаконием? размышляет заинтересованный читатель. Ну конечно же, снять еще один сериал о новой полиции. Не бороться же с преступностью, в самом деле.

По сюжету, начальник Подольского райотдела, полковник Безлюдный, создает оперативную группу из «талантливых профессионалов-одиночек». У них разные темпераменты и методы, но задача одна — остановить рост криминала в столице. Возглавляет группу бравый майор Дикий (это фамилия, если что), который, судя по всему, вернулся откуда-то с фронтов АТО и теперь хочет строить мирную жизнь.

Дикий в исполнении Сергея Стрельникова — это Жеглов, Шарапов и Чак Норрис в одном лице. Крутой парень, готовый закрыть глаза на некоторые формальности ради того, чтобы привлечь преступника к ответственности, но при этом кристально честный и смелый. Кроме того, он может одной рукой раскидать целую банду преступников, стреляет без промаха и рассекает по Киеву на своем желтом байке. Для женской части аудитории майор Дикий носит обтягивающие лонгсливы, больше напоминающие солдатское исподнее, и периодически обнажает торс.

Персонаж Якова Кучеревского капитан Петренко выглядит поинтереснее прямого, как рельс, Дикого. Это обломок «старого мира», который дружит с уголовниками, имеет несколько сомнительные моральные качества, не прочь побыстрее «закрыть» первого попавшегося подозреваемого, чтобы меньше работать, но при этом обладает и положительными чертами. Он неглупый, хитрый, и борьба с преступниками для него, после некоторых колебаний, оказывается важнее личных амбиций. Петренко — пример того, что и представители старой системы бывают не такими плохими и могут встроиться в новую, хотя над их недостатками нужно еще работать и работать.

Третья героиня — капитан Холодова в исполнении Виктории Литвиненко, «компьютерный гений, баллистик, умная, расчетливая и холодная» (да, с фамилиями создатели сериала не слишком заморачивались, зато сразу понятно, кто есть кто). Холодова — экранная «внучка» Даны Скалли из «Секретных материалов» и Сары Коннор из «Терминатора». Она ловко обращается с техникой и может своими тоненькими ручками обезвредить здоровенного преступника. Последнее не слишком правдоподобно, но в духе современных сериалов.

Наконец, последний герой — это лейтенант Ковалевский, студент-практикант и так называемый comic relief, то есть комический персонаж, который разбавляет постные мины главных героев, поскольку попадает в разные нелепые ситуации. Ковалевский не глуп, готов учиться, в общем, символизирует будущее новой полиции, которая пока набивает шишки и совершает ошибки, но уже другая, честная и прозрачная.

С точки зрения детектива или экшена, сюжет сериала слабоват. Например, пилотная серия начинается с того, что спецназ выехал по адресу, так как поступил вызов о захвате заложников. Но начальство не дает приказа о штурме, поэтому капитаны Петренко и Холодова даже без бронежилетов по собственной инициативе бегут в захваченную квартиру, но туда через черный ход уже проник майор Дикий, почему-то в балаклаве (наверное, старая военная привычка). Майор устраивает своим новым подчиненным показательный сеанс разоружения, даже не озаботившись тем, чтобы проверить, нет ли в квартире еще преступников. Дальше последовало не слишком интригующее расследование, несколько драк, и в итоге наши герои раскрыли банду, которая продавала девушек в сексуальное рабство.

[img:84121]

Реформа не может быть «неладна»

Если сюжет оставляет желать лучшего, то с идеологической составляющей у сериала все в порядке. Главную линию в основном доносит до зрителя майор Дикий, даже в его досье на сайте ICTV написано, что он «свято убежден в том, что майдан дал Украине возможность построить по-настоящему правовое государство, в котором все — от бомжа до министра — будут равны перед законом. Он искренне верит в то, что до этого момента осталось совсем немного». Характер нордический, не женат — надо было еще добавить.

Понятно, что именно такой персонаж будет изрекать назидательные сентенции. Причем порой они выглядят в общей канве совершенно чужеродно, как будто кто-то в МВД дописывал эти вставки на полях уже готового сценария.

Вот, например, в первой серии майор Дикий обсуждает со своим шефом, полковником Безлюдным, дело и новую команду, а затем неожиданно собеседники переходят на тему реформирования полиции. Начальник говорит, что сотрудники отдела еще не самые плохие специалисты, остальные вообще из «Беркута» или спецназа, которые саботируют работу либо боятся, что их сделают крайними (с чего бы это?).

«Еще реформа в сентябре, будь она неладна», — изрекает Безлюдный. «А чего реформа, ну и нормально, я лично приветствую, давно пора что-то менять», — быстро и с энтузиазмом отзывается Дикий. «Конечно, пора, — немного испуганно отвечает босс (наверное, тут же прикинувший, не выльется ли этот разговор в служебный рапорт), — только реформа — не форма, люди смеются». «Да люди привыкнут, главное, чтобы у них отношение к милиции изменилось. То есть к полиции... Действительно, непривычно как-то», — впервые с начала серии позволил себе усмехнуться Дикий.

Причем подобные идеологические пятиминутки не исчезают и в следующих сериях. Сложно сказать, будут ли они выполнять свою дидактическую функцию или только раздражат зрителя, отвлекая от поиска очередного преступника. Наверное, решающим окажется то, будет ли публика симпатизировать главным героям. В конце концов, это они должны олицетворять новую полицию и возвращать утраченное доверие граждан.

Хотя поклонницы в комментариях хвалят Сергея Стрельникова, его игра выглядит не очень убедительной. У честного майора почему-то есть привычка не смотреть в глаза собеседнику, да и вообще выглядит он слегка зажатым. А вот его партнерша Литвиненко зажата уже не слегка, а очень сильно. С одной стороны, таков, видимо, образ этой героини, которая на своих хрупких плечах несет груз большой ответственности, с другой — порой создается впечатление, что ее просто мучает зубная боль или несварение желудка. Как ни странно, самым симпатичным получился персонаж Кучеревского, который вроде бы наименее положительный из всех. Но он хотя бы получился харизматичным и не столь одномерным, как его киношные коллеги.

Впрочем, есть у сериала и достоинства. Драки, по крайней мере на взгляд непрофессионала, поставлены неплохо. Ну а в качестве безусловного плюса, достойного всяческих похвал, можно отметить операторскую работу. В каждой серии вместо перебивок демонстрируются прекрасные виды Киева, в том числе с высоты птичьего полета, на которые просто приятно посмотреть.

К сожалению, больше хорошего сказать нечего. Как в принципе и о работе Авакова/Деканоидзе по основному профилю; но, может, со временем они и научатся снимать сериалы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Большой привет Большому Брату

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джеймса Понсольдта «Сфера». Содержание...

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Людмила Губианури: «В трудное время я открываю Чехова...

Людмила Губианури рассказала «2000», что с детства воспринимает библиотеку как...

Как это батально

«Они выбирали меня снова и снова...И я... пела самые изысканные арии... голой на стуле......

Пейзаж без человека

С нынешнего четверга Терренс Малик показывает украинским синефилам электронную...

Загрузка...

Краса писаная

90—60—90 — это не параметры идеальной женской фигуры, а яйцо ко Христову дню

На любви поставили Тоску

Ее голос — необъятной мощи и такого спектра оттенков, что впору использовать для их...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка