Полюбить или съесть

№27–28(779) 8 — 14 июля 2016 г. 06 Июля 2016 5

Все актеры в этом кадре непрофессиональные. Поцелуй Малюта (Брандон Лавьевиль) и Билли (Raph) запечатлен на фоне недоумения полицейских Машена (Дидье Депре) и Малфоя (Сирил Риго)

В четверг, 7 июля, в украинский прокат вышла черная комедия французского режиссера Бруно Дюмона «Моя краля», брутальный культурологический фарс о том, как гопник-каннибал полюбил аристократа-трансвестита, а потом разлюбил, но скушать не решился.

Безобразие началось два года назад. В 2014-м Бруно Дюмон, постоянный участник основного конкурса Канна, Берлина и Венеции, режиссер камерный, мрачный и бесконечно далекий от коммерческого кинематографа, снял криминальный мини-сериал «Малыш Кенкен». Наши киноманы в курсе дела: абсурдистскую комедию о загадочных убийствах на нормандском побережье, засовывании трупов людей в трупы коров и большой светлой любви десятилетнего хулигана с перебитым носом к десятилетней барышне-красавице показывали на прошлогоднем Одесском кинофестивале.

«Моя краля» (в российском прокате «В тихом омуте»; мы в отличие от россиян перевели название не с английского перевода, а с французского оригинала) наследует эстетику «Малыша Кенкена». Опять сельский северо-запад Франции с очаровательными морскими пейзажами. Снова серия убийств, хотя и без детективных загадок. Опять в центре сюжета юная пара, но теперь уже вполне половозрелая. Снова на экране сочетание изысканного пародийного юмора с нарочито примитивным — то Валерия Бруни-Тедески со стремянки навернется, то Жюльет Бинош начнет кривляться похлеще мистера Бина. Опять полицейское расследование ведут два клинических идиота, причем главный из них, комиссар Машен, — здоровенный пузан без передних зубов.

Действие фильма происходит в начале прошлого века. Антагонистами выступают два семейства — живущие в замке Тифониум промышленники ван Петегемы и обитающие в нищей лачуге собиратели мидий Брефоры. Первые невозможно высокомерны, тошнотворно манерны и все время несут жуткую умильную чепуху — ах, какой прекрасный вид, ох, какая чудесная птичка, шарман-шарман. У вторых грубые черты не испорченных интеллектом физиономий и лексикон не намного богаче, чем у Эллочки-людоедки. В общем, и те и другие — конченые деграданты, совсем как элои и морлоки в уэллсовской «Машине времени».

Людоедка тут нарисовалась не случайно. Дело в том, что Брефоры не только собиратели мидий, не только перевозчики-переносчики заезжих городских пляжников на другой берег неширокой лагуны, но еще и каннибалы. Шандарахнут клиента веслом по голове, отволокут домой и пируют. Представьте себе: сидят трое пацанов с перемазанными кровью мордами, а из дверей халупы выходит мамаша с такой же кровавой человеческой ступней в крепкой крестьянской руке. Эй, детки, говорит, добавки хотите? Может, ножку? Или пальчик? Не хотим, отвечают детки, мы уже сыты, не мешай нам, мама, играть в наши детские игры.

Среди всего этого парада уродов обнаруживается только одно иное лицо. Лицо зовут Билли ван Петегем, оно юное и прекрасное, вот только не вполне понятно: это девушка, которая иногда одевается юношей, или юноша, который порой наряжается девушкой. В дивную красоту Билли (дитяти пьяного инцеста, как позже сообщит нам Дюмон) с первого взгляда влюбляется старший сын Брефоров, лопоухий остолоп по кличке Малют, в переводе это что-то вроде «моя лапочка» или «моя фифочка»; моя краля тоже, в общем, подходит. Нежные возвышенные отношения крали и трансвестита длятся до тех пор, пока Малют, перенося Билли через лагуну, не нащупывает у своей зазнобы первичные половые признаки.

В традиционных сказках романтическая история любви свинопаса к принцессе обычно заканчивается свадьбой, подкрепленной ремаркой о том, что супруги жили долго и счастливо и умерли в один день. Однако Дюмон рассказывает совсем другую сказку: в его деревне идиотов хеппи-энд не предусмотрен. Ван Петегемы есть ван Петегемы, Брефоры есть Брефоры, и им никогда не сойтись. Элоям и морлокам надлежит вырождаться параллельно, не мешая друг другу, утонченные гендерные игры гопник оценить не в состоянии. В лучшем случае не сожрет, спасибо и на том.

«Моя краля» — изысканный тотальный стеб со множеством киношных и не только киношных аллюзий. К примеру, внешность парочки полицейских отсылает к популярному в середине ХХ века американскому комедийному дуэту Стэна Лорела и Оливера Харди. Брефоры, на руках переносящие отдыхающих через залив, напоминают святого Христофора-псоглавца, от праведнической сущности которого не осталось и следа — сохранилась только животная. Эпизод с крестным ходом в честь Девы Марии заканчивается издевательской сценой вознесения невозможно набожной героини Бруни-Тедески. Комиссар Машен и вовсе превратится в воздушный шарик; метафору «надутый дурак» режиссер прочел буквально.

Всю это гротескную, эстетскую, прекрасную чушь, которую несет нам Бруно Дюмон, можно интерпретировать вдоль, поперек и по диагонали, но мне кажется, что слишком серьезное отношение к тотальному пересмешничеству «Моей крали» будет ошибкой. В конце концов, жюри нынешнего Каннского кинофестиваля отнеслось к ленте Дюмона самым адекватным образом: они там наверняка хохотали как сумасшедшие, но ни одного приза дюмоновскому балагану так и не присудили.

Кстати, забавная деталь: роль Билли сыграло 16-летнее андрогиноподобное существо под псевдонимом Raph, чей портрет создатели картины обнаружили в Фейсбук-сообществе. Половая принадлежность Raph в реквизитах фильма не указана. Кто играет мальчика, переодевающегося в девочку, мальчик или девочка, попробуйте определить сами.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «АРТХАУС ТРАФИК»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Злодейство измерили в гениях

Я впервые видела в оперном спектакле, что еда на столе не бутафорская, а, надо думать,...

Интернационал из Парижа

Четыре из пяти фильмов французского фестиваля сняли именитые режиссеры

Как корейские дорамы захватили мир

По некоторым оценкам, сегодня в поп-культуру Сеул вкладывает около миллиарда долларов...

Классика без избранных

Ткни пальцем в эстрадные хиты постсоветского пространства — непременно попадешь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка