Притча о простом счастье

№5(758) 5 — 11 февраля 2016 г. 03 Февраля 2016 0

По традиции в последние дни января Харьковский национальный академический театр оперы и балета дает оперу П. И. Чайковского «Черевички» — причем всегда с аншлагом. Харьков у нас единственный город, где идет этот ярчайший образец украинского фольклора в жанре комико-фантастической оперы.

Компанию харьковской сцене составляют только Нижегородский ГАТОБ им. Пушкина, Московский камерный музыкальный театр им. Б. Покровского и лондонский театр Covent Garden, где «Черевички» поставлены известным американским оперным режиссером Франческой Замбелло.

Харьковским театром «Черевички» были подготовлены к 200-летнему юбилею Николая Гоголя в 2009 г., что стало продолжением традиции: ведь именно в Харькове состоялась первая в Украине постановка оперы в 1940 г.

[img:80034]

История

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» была заказана как сюжет оперы Петербургским отделением Русского музыкального общества композитору Александру Серову, который, увы, не успел осуществить задуманное. В 1874 г. дирекция РМО объявила конкурс, посвященный памяти Серова, на который были представлены работы семи композиторов по гоголевской повести.

В конкурсе принял участие и 34-летний Петр Чайковский — с оперой «Кузнец Вакула» на либретто поэта Якова Полонского. Члены жюри — известные музыканты Николай Римский-Корсаков, Эдуард Направник, Николай Рубинштейн, Герман Ларош — были так пленены оригинальностью и искренностью работы Чайковского, что единодушно присудили автору первую, а по некоторым данным, даже и вторую премию!

Опера написана композитором летом 1874 г. в исторических гоголевских местах — в долине реки Псёл, местечке Низы Сумского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская обл.). «Кузнец Вакула» стал первой оперой Чайковского (после уничтоженных им «Воеводы», «Ундины», а также «Опричника»), которую он любил и к которой, по собственному признанию, «всегда питал особенную слабость». Правда, после первых представлений оперы Чайковский посчитал свою манеру письма ошибочной, недостаточно доступной. В письмах своему другу Надежде фон Мекк он отмечал: «Оперный стиль должен отличаться шириной, простотой и некоторой декоративностью. Я утомлял слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эффектах. Это меню, перегруженное острыми кушаньями».

По этим причинам спустя 10 лет Чайковский переделал и дополнил партитуру, дав ей название «Черевички». Но сегодня опера как раз и привлекательна своими оркестровыми находками, неистощимым богатством гармонической палитры, цветистым великолепием тембровых, колористических эффектов, разнообразием комедийных ансамблей и блестящим симфонизмом.

Герои

«Черевичками» харьковский театр продолжает традицию богатых и ярких постановок. Режиссер Ирина Нестеренко (Киев), принадлежащая к творческой школе известного оперного постановщика Владимира Лукашева, продумала все мизансцены, сделав хор и миманс постоянно активными, где каждый знает свою роль. Это создает такое нужное массовым оперным сценам ощущение живой толпы.

Для спектакля подготовлены полёты Солохи, Беса и Вакулы на высоте через сцену, для чего машинистами восстановлена лонжа. Потрясающее впечатление производит художественное оформление декораций и костюмов Надеждой Швец (засл. художник Украины) и Софьей Федорович. Ими воссозданы и живописные украинские фольклорные картины, и «золотой век» Петербурга с куафюрами (очень высокими прическами) придворных дам и торжественным выходом Екатерины Второй.

В спектакле задействованы молодые певцы. Александр Лапин и Владимир Козлов — в партии Беса, Сергей Леденёв — в партии Школьного учителя. Александр Золотаренко исполнил партию главного героя Вакулы. Последний всегда волнует зрителей искренностью и пылкостью своего чувства. Его образ внешне и вокально верен исходной музыкальной идее и украшает постановку, передавая простую и нежную преданность Вакулы своей возлюбленной.

[img:80036]

Еще один главный герой — Оксана (Алла Мышакова и Тамара Гармаш). Этот образ значительно дополнен Чайковским, всегда тяготевшим к разработке в своих операх именно женских образов в качестве центральных. Максимально естественен и органичен образ Оксаны в исполнении заслуженной артистки Украины Т. Гармаш. Актриса подлинной украинской красоты в своей интерпретации соединяет и капризную своенравность обворожительной красавицы, и трогательную влюбленность в Вакулу, и проникающую в сердце боль беззащитной девочки-полусироты, рано оставшейся без матери: «Кто меня приласкает? кто приголубит?» (ведь не зря Чайковский акцентировал арию Оксаны именно на этих словах). Отличное владение лирико-колоратурным сопрано, точность жеста и интонации и выдержанное чувство стиля обеспечивают Т. Гармаш безошибочное попадание в образ.

Опера

Работая над оперой, Чайковский обогатил сюжет, смягчив гоголевскую фантастику и усилив в ней лирическое начало. Очень близко воспроизведя фабулу повести, композитор при этом наделил личности героев большим количеством оттенков и вывел их за границы литературных прототипов, окрасив историю любви Вакулы и Оксаны в лирико-драматические тона.

В основе «Черевичек» — лирика, сочетающая в себе восторг любви и упоение наконец-то сбывшимся счастьем вместе с любовным томлением, когда любовь наряду с блаженством вызывает в душе страдание, муку. Здесь драма неопытных сердец, впервые сталкивающихся с сильными противоречивыми чувствами. Здесь страстное желание героев обрести любовь как силу жизни и как противовес повседневности, а в обретении такой любви — стремление понять себя, ощутить защищенность и покой. Подобные эмоции настолько присущи темпераменту самого Чайковского, что их можно заметить практически во всех созданных им музыкально-сценических образах.

И даже в этой единственной комической опере Чайковского мы можем увидеть по-чайковски трагические страницы: ощутить, как на грани самоубийства юный, только начинающий жить Вакула (здесь нужно вспомнить о предпринятой Чайковским неудачной попытке суицида осенью 1877 г.), или как болезненно-безысходен дуэт-плач Солохи и Оксаны с его надрывными секундовыми интонациями.

Нация

Чайковский хорошо знал украинскую песенность. Часто гостил в имении Давыдовых в Каменке (Черкасская обл.), где жила семья его старшей сестры, неоднократно приезжал в Браилов — имение фон Мекк в Подольской губернии (ныне Винницкая обл.). Однако композитор почти никогда не прибегал к прямому цитированию народных песен.

При этом поразительно, насколько «Черевички» — по-настоящему украинская опера. И не только по фольклорным или жанровым средствам, но и по духу. Ведь музыка по-своему ярче, чем повесть, отобразила феодально-патриархальный уклад сельской жизни украинца XVIII—XIX вв., когда при отсутствии масштабных гражданских событий человек был неразрывно связан с семьей, природой, землей, больше сосредоточен на собственных переживаниях (пусть иногда и наивных), глубже смотрел «в себя».

Также Чайковский ярко выразил в музыке и такие важнейшие особенности украинского этноса, как народная вера в бесчисленных духов, наделение бытовых и природных явлений мистическим смыслом, приверженность обрядам, отражающим смешение христианства с языческими верованиями.

Добавим, что средствами музыкального языка композитор смог глубоко, но доступно передать дух Левобережья и Надднепрянщины, опоэтизированный колорит простого народного быта, говора и обычаев, красочность украинской природы. Обратившись к Гоголю, Чайковский создал неослабевающей силы картину, в которой украинский характер нашел свое яркое, трогательное воплощение. Удивительной силой искусства «Ночь перед Рождеством» из фольклорной небылицы превратилась в одну из вершин мировой музыкальной лирики и художественную квинтэссенцию жизни украинского этноса.

Сюжеты

Мы привыкли, что оперные герои совсем не похожи на современных, а их поступки порой настолько благородны и самоотверженны, что, кажется, им не может быть места в сегодняшней жизни. Поэтому не требуем от нашей традиционалистской и даже консервативной оперы психологической достоверности и не соотносим свои ценности с ценностями ее героев.

Однако в наши дни, когда медиапространство заполнено неутешительными новостями, безликими талант-шоу, безнравственностью, жестокостью или глупостью, что на самом деле хочет увидеть зритель?

Ответ видится в том, что по-настоящему великие сюжеты — это истории о людях, обладающих нравственными ценностями, о том, как человек может изменить свою жизнь и жизнь других. Как обыкновенные люди способны на необыкновенные поступки, какие силы в человеке открываются ради любви и любимого.

Сегодняшний сплошной поток синтетических товаров и синтетического поп-искусства делает и наши сердца «синтетическими». На фоне телесериалов о псевдолюбви и культивируемых в обществе двусмысленных гендерных и семейных стереотипов целомудренная история любви «Черевичек» может показаться безнадежно старомодной. Но она создана на вечных ценностях, фундаментом которых служат взаимное доверие и беззаветная любовь. Не в этом ли ответ нынешнему цинизму, равнодушию, уличному воспитанию? Не отношения ли с людьми, а не вещи — по-прежнему главная составляющая счастья? И разве есть что-то важнее и дороже сердечной близости и тепла семейного очага?

Театр — одно из немногих мест, где еще можно найти такие сюжеты и где возможен удивительный «эффект идентификации» зрителя с героем, когда человек видит не артистов, а людей, и хочет, чтобы у него были такие же жена, муж, сын, мать... Именно когда происходит подобная эмоциональная сопричастность, классическое оперное искусство, искусство своеобразное и высокоинтеллектуальное, становится востребованным у публики и популярным в своем первозданном виде.

Светлейший (Н. Коваль) и императрица (О. Василянская)

Оксана (Тамара Гармаш) и Вакула (Александр Золотаренко)

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка