Променад по Пиранделло

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 10 Февраля 2016 5

Вероника Литкевич и Юрий Вутянов в новелле «Брачная ночь» из спектакля «В самое сердце»

На прошлой неделе в Театре на Печерске состоялась премьера спектакля «В самое сердце». Постановка Дмитрия Захоженко имеет примечание — «Театральная прогулка по новеллам Луиджи Пиранделло», которое очень точно отражает ее суть

Луиджи Пиранделло — один из самых почитаемых драматургов ХХ века, нобелевский лауреат 1934 года, автор нескольких десятков пьес. В Киеве в последнее время его ставили и в Театре на Подоле, и в Молодом, и в «Дахе», но все же главным пиранделловским хитом был спектакль Дмитрия Богомазова «Немного вина, или 70 оборотов», продержавшийся в репертуаре Театра на левом берегу Днепра почти двадцать лет. В Театре на Печерске молодой режиссер Дмитрий Захоженко, как и Богомазов, обратился не к драматургии Пиранделло, а к его малой прозе.

Информация о новой постановке и на афише, и на сайте театра крайне скудная. Ни списка использованных произведений, ни перечня действующих лиц не имеется, имена актеров перечислены без указания исполняемых ими ролей. Это похоже на сознательный прием, не случайно в аннотации «В самое сердце» назван «спектаклем-лабиринтом». Вернувшись домой, любопытствующий зритель снимет с полки томик Пиранделло, или войдет в электронную библиотеку с его произведениями, или обратится ко всезнающему Гуглу и обретет ту путеводную нить, без которой в придуманных режиссером хитросплетениях немудрено заблудиться.

Я обнаружил в коллаже Захоженко шесть пиранделловских новелл; если кто найдет больше, дайте знать. «Брачная ночь» — о паническом ужасе невесты перед неведомой новой жизнью. «Веер» — о безмужней женщине с младенцем, ищущей место прачки или прислуги. «Черепаха» — о застенчивом безвольном мужчине, который не знает, что делать с подаренной ему зверушкой. «Канделора» — о художнике и его жене, живущих на содержании богатого барона. «Длинное платье» — о девушке и ее брате, которых отец обязывает вступить в брачные союзы по расчету. «В самое сердце» — о пациентке, узнавшей в студенте-медике своего соблазнителя.

Ни одна из этих новелл в спектакле не сыграна полностью. Из каждой режиссер взял то, что счел самым важным, а важными он посчитал не истории, а эмоции и состояния: робость, радость, страх, кураж, безысходность, надежду -- именно их и играют актеры. Пиранделло не пренебрегал трагическими душераздирающими финалами: три из шести упомянутых рассказов заканчиваются самоубийством героини. У Захоженко эти эпизоды либо отсутствуют, либо подаются в виде метафор: к примеру, Канделора (Татьяна Зеленская), которая в одноименной пьесе кончает с собой, выпив йоду, появляется на сцене с вымазанными ярко-красной помадой ртом и горлом.

Образ вполне прозрачный, но только для тех, кто помнит сюжет. Без знания текстов Пиранделло зритель рискует потерять добрую половину смыслов. Скажем, дуэт Диди и Коко из «Длинного платья» может показаться шутливой беседой беззаботных любовников, слегка расстроенных перспективой грядущей разлуки. Меж тем в первоисточнике это диалог брата с сестрой, и новость о том, что Диди (Мария Хомутова) должна выйти замуж за повесу-маркиза, который старше ее на 28 лет, становится для наивной впечатлительной девушки в прямом смысле слова убийственной.

Коллажный принцип построения спектакля способствует экспериментам. Ну, не то чтобы экспериментам — в постановке Захоженко великих театральных открытий искать не стоит — скорее более свободному применению разнообразных выразительных средств. Тут и ненавязчивая игра со зрителями, и метонимическая замена фигур жестикулирующими одежками, и прихотливая сценография с удачным использованием довольно тесного сценического пространства, и органичные видеопроекции, экраном для которых служит не только стена, но и человеческое тело.

О теле стоит сказать особо. Обнажение на сцене неизбежно ассоциируется с эпатажем и эротизмом, однако его функции могут быть самыми разными. Нагота Раффаэллы (Ольга Арутюнян) из заглавного рассказа, как ни парадоксально, скорее одевание, чем раздевание: перед появлением в свете софитов живой плоти в лучах видеопроектора возникает схематическое изображение скелета и кровеносной системы. Обнаженное тело героини обусловлено сюжетом, но еще в этом жесте — сочетание гордости и растерянности, вызова и отчаяния. И все же бескомпромиссности режиссеру не хватило: трусы на актрисе выглядят еще более стыдливо, чем фиговый листок на античных статуях.

Лоскутные спектакли должны на чем-то держаться. Одного лишь имени драматурга недостаточно: требуется некая общая тема, цементирующая концепция, объединяющая эстетика. С этой точки зрения, «В самое сердце» трудно назвать цельным высказыванием, это скорее коллекция этюдов, более или менее удачных актерских упражнений, прогулка по верхам, а не погружение в глубины. Впрочем, подзаголовок именно об этом и предупреждает, не подкопаешься.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В Днепровском театре отменили спектакль из-за...

Театр, собиравший деньги на АТО, подвергается гонениям «патриотов» за спектакль...

Оперный Мазепа как сплошное телевидение

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Проня Прокоповна теперь танцует

Конец театрального сезона Национальная опера Украины отметит премьерой балета «За...

Пьеса украинского драматурга завоевала высшую премию...

В Германии были представлены работы украинских режиссеров, перфомеров и драматургов

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Загрузка...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка