Работа над ошибкой

№48(798) 2 – 8 декабря 2016 г. 30 Ноября 2016 5

Женни (Адель Энель) понимает, что ее пациент Брайан (Лука Минелли) что-то знает о трагедии, но юноша сильно напуган и не хочет говорить правду // ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «АРТХАУС ТРАФИК»

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента о хорошем человеке, однажды случайно поступившем плохо и делающем все возможное для искупления вины, которая многим покажется совершенно несущественной.

Однажды вечером по окончании рабочего дня молодой врач Женни (Адель Энель) наставляет робкого практиканта, мол, нельзя быть рохлей, в медицине нужен твердый характер, уверенность в себе и все такое. Раздается звонок, недовольный поучениями практикант делает шаг к переговорному устройству, но Женни его останавливает: на часах 20.10, прием окончен.

На следующий день к Женни приходит полиция, рассказывает о найденном неподалеку трупе и просит записи с камеры слежения. Выясняется, что погибла именно та черная девушка, которая в панике, озираясь по сторонам и отчаянно прося о помощи, звонила накануне в дверь медицинского кабинета. Похоже, произошло убийство, и Женни, формально ни в чем не виновная, но не отозвавшаяся на звонок, чувствует себя его невольной соучастницей.

Жан-Пьер и Люк Дарденны всегда снимают фильмы на актуальные социальные темы и всякий раз апеллируют к нравственным проблемам, которые, несмотря на кажущуюся простоту, не так уж легко разрешить. Девять из десяти, если не девяносто девять из ста индивидуумов, на месте Женни не стали бы ничего предпринимать, а добрая половина постаралась бы как можно скорее вытравить неприятный случай из памяти. И у них бы это наверняка получилось.

Но Женни та самая одна из десяти или даже из ста, для которой муки совести не просто временное нравственное затруднение, но руководство к действию. Дарденны постоянно подчеркивают, что героиня их фильма не только талантливый семейный врач, но и порядочный человек. А если порядочный человек совершает не слишком порядочный поступок, да еще и ставший косвенной причиной трагедии, мир переворачивается с ног на голову. Женни во что бы то ни стало нужно вернуть его на место.

Понятно, что неизвестную — судя по открывшимся обстоятельствам, проститутку и незаконную иммигрантку — к жизни не вернуть, но стоит хотя бы отыскать ее родных. К тому же, если повезет, можно попробовать собственными силами разобраться, что именно произошло вечером на окраине Льежа и чья в том вина. А кому скорее всего повезет, как не Женни, семейному доктору, который знает в округе каждую вторую семью?

Искусство искупления вины требует жертв, и Женни на них идет без малейших колебаний. Чтобы продолжить расследование, отказывается от выгодного места и остается в кабинете на окраине в неблагополучном районе. Чтобы выпытать подробности у случайных свидетелей, вмешивается в чужую жизь. Чтобы довести начатое до конца, рискует собой — район-то и впрямь неблагополучный.

«Неизвестную» иногда называют триллером, и тут важно не запутаться в понятиях. От классического триллера лента бельгийских режиссеров далека приблизительно так же, как «Анна Каренина» от дамского романа или «Преступление и наказание» от детектива. Психологическое напряжение поддерживается в ней не столько разгадыванием сюжетной загадки, сколько остротой нравственных переживаний персонажей. Главный вопрос здесь не «кто убил?», а «как после этого жить?».

Ответ Дарденнов смущает все той же обескураживающей простотой. Жить следует не по лжи, а по совести. Вина требует признания, преступление — наказания, а все прочее от лукавого. В эпоху развитого постмодернизма мораль двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» вопиюще несовременна. Пожалуй, оттого еще более важна: оказывается, элементарные нравственные правила до сих пор существуют.

Эстетика «Неизвестной» под стать этике: предельный минимализм, удивительная естественность. Никаких специальных приемов, кроме режиссерской и актерской точности. Никаких отступлений от темы: все только по существу. Никакой закадровой музыки и тем более, упаси господи, сентиментальных песенок; это вам не Ксавье Долан. Такой внятный и одновременно аскетичный киноязык, как у Дарденнов, еще поди поищи, тем более что Робер Брессон давно умер.

«Неизвестная» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но на этот раз Дарденны остались там без наград. Вот что интересно: прокатный вариант фильма отличается от фестивального. Замечания критиков, увидевших ленту в Канне, стали для режиссеров не причиной для обид, а руководством к действию: Дарденны перемонтировали картину, внесли более тридцати исправлений и сократили ее на семь минут. Бывает, что ошибки исправляют не только персонажи, но и их авторы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Что смотреть в сентябре: гроб из ЕС в Карпатах,...

Какие фильмы 2017 года стоит смотреть осенью в украинском прокате, новинки кино от Канн...

Главные сериалы августа: косяки, супергерои,...

Что можно посмотреть, пока не кончилось лето, от «Товарища детектива» до...

Атомная Терон, телохранитель Рейнольдс и новая...

Фильмы-премьеры августа 2017 года, боевики с Терон и Рейнольдсом, цыгане во Франции,...

Одесса в зените

В середине июля центром украинской культурной жизни по традиции станет Одесса. В...

Загрузка...

Cпешите увидеть лапендулу

«Колесом смерти» этот хитроумный аппарат называют не зря. Его создатель разбился...

Улисс нашего времени

Зимой прошлого года в Киеве появился Дикий театр

Хитроумные лохи

Стивен Содерберг снова снял криминальную комедию о головоломном ограблении

Роза в шесть утра

Осень начинается с цветов: и в садик, и в школу, и в вуз — везде нужны букеты. А еще...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка