Раз в два, стройся!

№19v(747) 22 — 28 мая 2015 г. 20 Мая 2015 0

На вручении этого «Оскара» не было ни красной ковровой дорожки, ни красавиц в дизайнерских туалетах, состязающихся в глубине декольте и высоте каблука. Здесь отсутствовали сцена и зал, заполненный звездами разного пошиба, а о церемонии награждения не сообщали в прямом эфире мировые новостные агентства.

Однако по престижу и весу на профессиональном поприще победить на конкурсе имени Миса ван дер Роэ — все равно что заполучить заветную золотую оскаровскую статуэтку, только в мире не кино, а архитектуры.

Бельмо на глазу стало золотым

Так филармония в Щецине выглядит в дневном свете
Так филармония в Щецине выглядит в дневном свете

Недавно в Барселоне эту видную награду, которой отмечают выдающиеся архитектурные достижения Европы, созданные за последние два года, присудили филармонии в Щецине (Польша). Здание, торжественное открытие которого состоялось в конце 2014-го, напоминает мерцающий белый кристалл со вздыбленными пиками крыши. Фасады изготовлены из полупрозрачного оргстекла, интерьер фойе подчеркнуто аскетичный, ни одной мало-мальски декорированной детали. Лишь два элемента выделяются объемом посреди всего стерильно-белого пространства — лестницы: традиционная и красивая винтовая, ведущие в два концертных зала.

Главный из них, вмещающий тысячу зрителей, выглядит наиболее эффектно благодаря выпуклым треугольникам золотистого цвета, которыми «внахлест» выложены стены и потолок. По отзывам публики и музыкантов, акустика в зале просто чудесная. К слову, вскоре опробуют эту сцену и звуковые возможности зала украинские музыканты. 5 июня в филармонии состоится концерт симфонического оркестра под управлением ведущего маэстро Николая Дядюры (главный дирижер Национальной оперы). Польским меломанам сыграют «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика, симфонию Петра Чайковского и концерт для саксофона с оркестром Александра Глазунова.

А так — наиболее эффктно в суммрах
А так — наиболее эффктно в суммрах

Когда ансамбль филармонии, который спроектировали итальянец Фабрицио Бароцци и его испанский коллега Альберто Вейга, уже был на финальной стадии строительства, общественность активно обсуждала объект. Некоторые жители полагали, что современный дизайн диссонирует с исторической застройкой преимущественно в барочном стиле, готике и классицизме. Носители резких взглядов даже сравнивали стеклянный массив филармонии с «бельмом на глазу города». Наиболее щепетильные указывали на баснословную для урбанистической достопримечательности сумму, потраченную на строительство, — 30 млн. евро.

Не оставили без внимания критики и тот факт, что до Второй мировой войны на этом участке размещался концертный зал, разрушенный в ходе боев. То, что перед авторами проекта не ставили задачи воссоздать местный колорит и вписать здание в гармонию архаичного центра, а целью было задать новые акценты, горожане воспринимали несколько настороженно.

Поборники же современных линий отстаивали свою точку зрения и приводили плюсы новой постройки. Но в чем оба противоборствующих лагеря были единодушны, так это в том, что в сумерках здание выглядит более величественно, нежели при дневном свете. Весь фокус в прихотливой подсветке, веселым разноцветьем отражающейся от холодной безликости стен.

Даже несмотря на такие прения насчет актуальной архитектуры, три польских новых строения среди 420 проектов-соискателей из 36 стран оставались на первых позициях до последних голосований.

Холм для вина

Основным архитектурным фаворитом от страны был Музей историк
Основным архитектурным фаворитом от страны был Музей историк

Ведущие специалисты в области градостроительства предрекали, что в полуфинал попадет все же не филармония в Щецине, а Музей истории польских евреев в Варшаве. Это здание в форме простого прямоугольника, выложенного зеркальными панелями, было явным фаворитом конкурса.

Возведенный по проекту финских архитекторов музей открылся в октябре 2014 г. и поражает последними технологическими достижениями, в частности трехмерными экспозициями.

Однако на предпоследнем этапе архитектурного состязания это здание, как и другой кандидат — Музей Силезии в Катовице, ансамбль строений по последней архитектурной моде — из стекла, сошли с дистанции.

Вообще, судя по тенденции последних лет, Польша активно подключается к процессу европеизации, к примеру, на нынешний конкурс Миса ван дер Роэ страна представила аж 18 архитектурных объектов.

Международное жюри, куда входят именитые фигуры из мира современной европейской архитектуры, независимые эксперты, после личной инспекции зданий-полуфиналистов выбрало пять наиболее показательных шедевров зодчества.

Среди них оказались Морской музей в Хельсингере (Дания), построенный на месте старого корабельного дока, Музей изобразительных искусств в Равенсбурге (Германия), студенческий центр Лондонской школы экономики и винодельня Антинори в итальянской провинции Флоренция. Этот проект, перешагнувший 85 млн. евро, настолько естественно слился с пасторальным пейзажем — возвышенностями и бескрайними виноградниками, что сам вписан в холм, а крыша этого суперсовременного комплекса покрыта, как дань уважения старинным традициям, виноградной лозой.

Винодельня во Флоренции органично вписывается в сельский ландшафт
Винодельня во Флоренции органично вписывается в сельский ландшафт

Пусть вас не смущает, что на суд жюри выносят самые разнообразные объекты: студенческие городки, музеи, выставочные залы, открытые на месте бывшей скотобойни. В 2003 г. главный приз конкурса Миса ван дер Роэ выиграла трамвайная остановка в Страсбурге. Ее автор — Заха Хадид, титулованная и известная женщина — архитектор современности. Она создает совершенно потрясающие футуристические здания по всему миру, которые если раз увидишь, то уже не спутаешь с другими объектами. Так и кажется, что пришли они из далекого будущего, настолько необычны формы и вызывающая уважение смета.

Призер 2003 г. — трамвайная остановка в Страсбурге от Захи Хадид
Призер 2003 г. — трамвайная остановка в Страсбурге от Захи Хадид

В 2013 г. по проекту г-жи Хадид в Баку возвели Центр Гейдара Алиева — современный культурный комплекс, включающий несколько площадок: от концертного зала до выставочных площадей, музеев и офисов. Ее заказчики — обеспеченные люди из Саудовской Аравии, Катара, Кореи, Китая, Европы и Америки.

Раньше считалось, что обитателей престижного коттеджного поселка Барвиха на Рублевском шоссе (предместье Москвы) — воспетого в книгах и кино пристанища миллиардеров и олигархов — удивить архитектурой уже невозможно. Однако автору проекта здешнего особняка, похожего на космический корабль, это удалось. Творение г-жи Хадид заставляет соседей завистливо вздыхать.

Украинцам рассчитывать на призы и даже на участие в этом конкурсе еще рановато. Вот станем страной ЕС, тогда и будем демонстрировать свой потенциал, пока же есть время подтянуться, творить с фантазией, не оглядываясь на догмы.

Сегодня мы плывем по течению, не особо выбиваясь из общего архитектурного потока, в котором главенствуют стекло, бетон и металлические конструкции. Даже украинский павильон на международной выставке современного искусства — 56-й Венецианской биеннале, которая в эти дни и до начала ноября проходит в старинном городе, иллюстрирует приверженность среднестатистическим нормам.

Национальный павильон «Надежда!», выстроенный на набережной Riva dei Sette Martiri на оживленном туристическом маршруте, визуально напоминает малую архитектурную форму, с которой так истово борется команда нынешнего киевского мэра, только выполненную в стекле.

Национальный павильон Надежда! на набережной Riva dei Sette Martiri
Национальный павильон Надежда! на набережной Riva dei Sette Martiri

Просматриваемый насквозь павильон характеризует, по мнению кураторов и отечественных художников, абсолютную прозрачность страны и души каждого его жителя, хрупкость и в то же время устойчивость убеждений, о чем возвещает простая геометрическая форма. Кстати, в традиционном награждении лучшего национального павильона биеннале наш не вошел даже в шорт-лист победителей. Наиболее удачным концептуальным решением в раскрытии темы посчитали армянский проект в павильоне, расположенном на острове Святого Лазаря.

В общем, украинцам будет к чему стремиться, раз «Надежда» уже есть.

Справка «2000»

Людвиг Мис ван дер РоэКонкурс имени Миса ван дер Роэ основан в 1987 г. как высшая европейская награда в категории современной архитектуры. Вручается раз в два года. На сегодняшний день размер награды для победителя составляет 60 тыс. евро.

Людвиг Мис ван дер Роэ — знаковая фигура в архитектуре первой половины XIX в. Немецкий архитектор-модернист известен как автор павильона Германии на международной выставке в Барселоне в 1929 г., стеклянного дома Плейно для женщины-хирурга Эдит Фарнсуорт, небоскреба Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, Новой национальной галереи в Западном Берлине

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Скандал с реставрацией Великой Китайской стены

В процессе реставрации, проведенной в 2014 году, со стены снесены сторожевые башни и...

Искушение архитектора

Президент подписал закон, который дает право местным властям контролировать...

Дворянское гнездо собирают по веточке

Есть смысл планировать приятное однодневное путешествие в васильевский замок,...

Печерскую площадь модернизируют

Восстановят Собачку, вернут автоматы с молоком

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка