Русский авангард открывает Америку. Украина в арьергарде

№35–36(746) 30 октября — 5 ноября 2015 г. 23 Октября 2015 4.7

В музее Дворца изящных искусств в Мехико 22 октября открылась самая масштабная экспозиция русских авангардистов — экспонаты для нее представили 24 российских музея. В залах разместили более 600 произведений искусства. Впервые в Мексике показывают работы Татлина, Малевича (знаменитый «Черный квадрат» в том числе), Родченко, Гончаровой, Кандинского, Эйзенштейна.

Украине же о столь массовом продвижении шедевров из своих запасников на Запад пока, увы, остается только мечтать.

  • «Черный крест на красном овале» — лакомый кусочек предстоящих торгов // sothebys.com

    «Черный крест на красном овале» — лакомый кусочек предстоящих торгов // sothebys.com, фото №1

    «Черный крест на красном овале» — лакомый кусочек предстоящих торгов // sothebys.com

  • Александр Богомазов «Космос», 1910-е годы. Из коллекции Игоря Дыченко // FB, Мыстецкий арсенал

    Александр Богомазов «Космос», 1910-е годы. Из коллекции Игоря Дыченко // FB, Мыстецкий арсенал, фото №2

    Александр Богомазов «Космос», 1910-е годы. Из коллекции Игоря Дыченко // FB, Мыстецкий арсенал

  • Еще Малевич: «Супрематическая композиция №1», 1916 г. // FB, Мыстецкий арсенал

    Еще Малевич: «Супрематическая композиция №1», 1916 г. // FB, Мыстецкий арсенал, фото №3

    Еще Малевич: «Супрематическая композиция №1», 1916 г. // FB, Мыстецкий арсенал

Фото 1 из 3

Возвращаясь к Сергею Эйзенштейну, автору культового фильма «Броненосец Потемкин», отмечу, что в отличие от собратьев по живописному цеху, Мексика принимала его лично. Здесь еще заметны его следы. Вместе с коллегой Григорием Александровым (создатель киношедевров «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк») в начале 30-х годов по приглашению мексиканского художника Диего Риверы и на средства американского писателя Эптона Синклера они побывали в Гуанахуато, Мехико и Оахаке. Тут Эйзенштейн снимал свой очередной эпохальный образец — картину из нескольких новелл «Да здравствует Мексика!», но так ее и не закончил (после его смерти уже в 70-х смонтировал ленту Григорий Александров).

Интерес к русской выставке таков, что люди выстаивают огромную очередь, дабы попасть вовнутрь.

В настоящее время Русский музей, который предоставил 20 лучших экспонатов из своей знаменательной коллекции авангарда, уже ведет переговоры об открытии еще одного своего филиала за рубежом — на Кубе.

Планируется, что эта культурная площадка разместится в самом центре кубинской столицы в бывшем здании министерства финансов. Власти страны готовы даже предоставить льготы — безвозмездную аренду. К слову, в этом году в Гаване в Национальном музее изящных искусств на центральной улице Трокадеро открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал».

Напомним, весной этого года Русский музей презентовал свой первый крупный зарубежный филиал. Выбор пал на Малагу (Испания). Здешним архитекторам удалось превратить старую табачную фабрику в популярный у местных жителей и туристов выставочный центр «Табакалера». Для первого знакомства широкого круга любителей искусства Русский музей показал этакий дайджест художественной жизни «Русское искусство XV—ХХ вв». Начинала экспозицию иконопись, а завершал авангард: Татлин, Розанова, Шагал, Филонов, Малевич, классик соцреализма — Александр Дайнеко.

Кстати, как посчитали местные музейщики, только что открытый центр, которому еще и года нет, уже посетили более 70 тыс. человек.

Что и говорить, интерес к актуальному и многожанровому течению начала XX в. в последние годы неизменно растет. Если судить по итогам торгов аукционных домов, картины виднейших представителей русского авангардного искусства исчисляются цифрами c шестью нулями, а менее раскрученные имена, бьют собственные рекорды, поднимая эстимейт (предварительную оценку стоимости лота) в десятки раз.

В прошлом году аукцион Sotheby's провел удачную сделку — продал «Голову крестьянина» авторства Малевича и «Детей с зонтами» Лентулова за 2 млн. фунтов стерлингов. Чуть отстала от них в цене работа Ларионова «Месильщики теста» — она ушла с молотка за 1,9 млн. фунтов. Но еще не побит рекорд 2008 г. на произведение Малевича. Его «Супрематическую композицию» — гуашь на бумаге, созданную в 1916 г. анонимный покупатель приобрел за $60 млн. с «мелочью».

В начале октября фонд Байелер (Базель, Швейцария) опять же совместно с Русским музеем открыл выставку «В поисках 0,10. Последняя футуристическая выставка картин». Этот проект приурочен к 100-летию события, попавшего в анналы истории благодаря своей неоднозначности.

Название для кубофутуристической экспозиции, знаменующей, по мнению ее участников, рассвет грядущей новой эры беспредметности, художники выбрали не случайно. 0,10 — ноль-десять — переход, маленький шажок от зеро (ничего) дальше к новым цифрам.

Вернисаж, где впервые был представлен «Черный квадрат» Малевича наряду с его же «Черным крестом», «Черным кругом» и «Красным квадратом», открылся в Петрограде на Марсовом поле 19 декабря 1915 г. Среди соратников по искусству, кто откликнулся на мятежный призыв против ханжеского вкуса, были Богуславская, Альтман, Пуни, Попова, Татлин, Розанова, Удальцова.

Если не считать отдельных выставок, которые, безусловно, бывают за рубежом, наши государственные музеи, к сожалению, не имеют своих официальных и постоянных представительств на Западе. А жаль. Во всяком случае нам тоже есть что показать миру. В том числе и авангард.

К слову, неплохую подборку работ этого направления, которая до недавнего времени была крупнейшей частной коллекцией, сегодня можно увидеть, например, в «Мистецькому арсеналі» Киева. В середине августа собрание украинского коллекционера, искусствоведа и художника Игоря Дыченко, посвященное его памяти (Игорь Сергеевич скончался в мае нынешнего года), уже показывали в этих массивных стенах бывшей крепости.

Однако на прошлой неделе случилось событие неординарное и в мире искусства, что и говорить, чрезвычайно редкое. Вдова и наследница коллекционера — Валерия Вирская, выполняя последнюю волю мужа, безвозмездно передала всю коллекцию (а это более 500 произведений искусства) в дар народу, благословив ее на постоянное хранение в «Мистецькому арсеналі».

А он в свою очередь вновь показывает свои внезапно пополнившиеся музейные фонды широкой публике («Открытую коллекцию» демонстрируют с 29 октября по 15 ноября). Не сомневаюсь, теперь на экспозицию стоит взглянуть по-новому и с куда большим интересом, учитывая последние актуальные тенденции художественных вкусов.

Малевич, Кандинский, Попова, Богомазов, Хвостенко-Хвостов, Бурлюк, Лентулов, 12 совершенно уникальных работ Сергея Эйзенштейна есть и в обновленной экспозиции.

В качестве примера я привела только одну частную коллекцию, а в нашей стране собирателей достаточное количество, и подборки весьма неплохие. А если вспомнить государственные и национальные музеи и их фонды, некоторые из них вообще никогда не открывались полностью, это, надо полагать, — золотое дно, без преувеличения.

Вот что мы должны показывать за рубежом, удивлять сохранностью полотен и целостностью подборок, вызывая прогнозируемый ажиотаж и принимая приглашения на последующее экспонирование. И дирижером в этом художественном оркестре должно быть Министерство культуры. Тем более что внимание знатоков и любителей живописи XIX—XX вв. (весьма трудно разделить русскую и украинскую школы, они очень тесно переплетены) не угасает.

К слову, 5 ноября, в то самое время, когда коллекция Игоря Дыченко будет доступна для посещения, в рамках осенних продаж аукционный дом Sotheby's в числе работ выдающихся импрессионистов и авангардистов выставит узнаваемую работу Казимира Малевича «Черный крест на красном овале» (масло, холст). Цены уже баснословные.

Эстимейт обозначен в рамках $35—45 млн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка