С дебютом, маэстро!

№15v(743) 24 — 30 апреля 2015 г. 23 Апреля 2015 5

Люди творческие по-разному отмечают свои юбилеи: кто закатывает грандиозный банкет, кто сидит в зрительном зале, наслаждаясь товарищеским «капустником» или заслуженным гала-концертом в свою честь. Ведущий украинский баритон Иван ПОНОМАРЕНКО по случаю своего 70-го дня рождения предпочел другой сценарий — вышел на сцену с дебютом.

Образ шута Риголетто меломаны считают визитной карточкой баритона
Образ шута Риголетто меломаны считают визитной карточкой баритона

Впервые за свою долгую и плодотворную творческую жизнь народный артист спел партию мавританского врача Эбн-Хакии в опере Петра Чайковского «Иоланта». Нетривиальное событие, ставшее чудесным подарком юбиляру, но прежде всего для публики, состоялось в стенах Национальной оперы Украины 16 апреля.

«Иоланта» — последнее оперное сочинение композитора, в постановке Николая Третьяка «прописалось» в театре относительно недавно — в 2011-м и с тех пор демонстрирует стойкий пиетет у зрителя. Но в этот вечер зал принимался аплодировать чуть ли не после каждой знаковой арии, да порой так воодушевленно, что артисты, оркестр и дирижер Алла Кульбаба выдерживали длительные ферматы, пережидая порыв.

Надо сказать, что спектакль, представленный к юбилею артиста, произвел, действительно самое благоприятное впечатление, а состав исполнителей откровенно порадовал. Доброе слово в сторону профессионализма можно адресовать всем, без исключения исполнителям. Откровенно хороши были: Лилия Гревцова (Иоланта), Сергей Ковнир (Рене, король Прованса), Дмитрий Кузьмин (Водемон), блистала в роли Бригитты — подружки главной героини Сусанна Чахоян, порадовал новичок оперной труппы Валентин Дытюк (Альмерик, королевский оруженосец). Потенциал у молодого певца, несомненно есть, артистичность же проявится с опытом.

Ну и конечно самым ожидаемым был выход Ивана Пономаренко. Похоже именитый маэстро волновался, но монолог-ария «Два мира — плотский и духовный» в его исполнении прозвучал проникновенно.

Кстати, совершенно фантастический по эмоциональному накалу получился ансамбль из второго действия. В этой сцене задействовано множество артистов включая хор, но голос каждого солиста (Эбн-Хакии и Иоланты, Водемона и Бертрана, Альмерика и Марты, Лауры и Бригитты) слышался явственно и не тонул в общем фоне.

Финалом вечера стала троекратная здравица «Многая лета» Бортнянского, исполненная всеми участниками спектакля под руководством хормейстера-постановщика Владимира Згуровского.

Иван Пономаренко и Лилия Гревцова в «Иоланте»
Иван Пономаренко и Лилия Гревцова в «Иоланте»

Можно много рассуждать, а может даже спорить о том, какая партия стала знаковой, выдающейся для Ивана Пономаренко, та, с которой меломаны частенько ассоциируют певца. Таковых предостаточно в репертуаре юбиляра. Но позволю себе предположить (хотя в такой сложной оценке на первый план выходят индивидуальные предпочтения), артист раскрылся в операх Верди. Впрочем, музыка этого композитора, безупречного мелодиста, позволяет продемонстрировать всю мощь вокальных данных, краски тембра (у Пономаренко они — восхитительны), мельчайшие нюансы и раскрыть драматические стороны актерского таланта.

Дебют молодого баритона, третьекурсника одесской консерватории состоялся в 1972 г. на сцене Одесского оперного театра. Тогда Иван Пономаренко исполнил партию Жермона в вердиевской «Травиате».

Интересной была вокальная карьера этого исполнителя, высоким стартом для которой послужили победы престижных конкурсов, куда стараются попасть лучшие вокалисты, потому борьба здесь разворачивается, как правило нешуточная. Первая премия и золотая медаль Всесоюзного конкурса вокалистов имени Михаила Глинки (сегодня — Международный конкурс) в 1973 г. заставила профессионалов приглядеться к талантливому юноше. В следующем году он закрепляет триумф уже на Пятом международном конкурсе имени Чайковского в Москве (публика аплодировала решению жюри).

Тут нужно отметить, что Иван Пономаренко прошел элитарную школу исполнительского мастерства профессора Ольги Благовидовой. Очень трогательно, что до сих пор артист с теплотой и нежностью вспоминает учителя. О том, что уровень ее подготовки был чрезвычайно высок, подтверждают имена учеников, первых лиц оперной сцены: Зоя Христич, Бэла Руденко, Николай Огренич, Александр Ворошило, Людмила Шемчук.

Трое студентов Ольги Благовидовой (Николай Огренич, Иван Пономаренко, Людмила Шемчук) завоевали Гран-при конкурса имени Чайковского, а оценивали участников — примы. В разные годы среди судей были Мария Каллас, выдающийся баритон Титта Руффо.

Репертуар Пономаренко пополнялся все новыми партиями, все более сложными образами: Дон Жуан в одноименной опере, Эскамильо в «Кармен», Роберт в «Иоланте», Амонасро в «Аиде», Ренато в вердиевском творении «Бал-маскарад», Тонио в «Паяцах», Евгений Онегин, Елецкий в «Пиковой даме»...

Его бархатный баритон звучал в Большом, Мариинском театрах, Киевском оперном, где стал солистом в 1981 г., Варшавском, Каирском, Екатеринбургском (тут его до сих пор вспоминают как потрясающего драматического баритона из Киева, изумившего в партии Грязного «Царская невеста»), фестивальных сценах. Один период творческой жизни выделяется особо: артист был первым украинцем, приглашенным петь в ЮАР на сцене театров Йоханнесбурга и Претории. Пластичный и мягкий баритон Пономаренко выделялся среди интернациональной команды исполнителей и запомнился по спектаклям «Аида», «Риголетто», «Сельская честь».

Послушать записи баритона можно на youtube — сольные номера, дуэты, ретро-выступления с известными оперными партнерами, романсы (их Пономаренко исполняет потрясающе). Но лучше, конечно, все видеть и слышать вживую. Следите за театральной афишей, чтобы не пропустить «Сельскую честь», «Травиату», «Борис Годунов» с участием выдающегося исполнителя.

ФОТО СО СТРАНИЧКИ ПЕВЦА В ФЕЙСБУКЕ

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка