Счастье Арлекина

№17-18(737) 28 августа — 3 сентября 2015 г. 26 Августа 2015 4.7

Театральные эскизы Хвостенко-Хвостова
Театральные эскизы Хвостенко-Хвостова

Украинский футурист, известнейший театральный художник Александр Хвостенко-Хвостов оформил несметное количество спектаклей: от откровенно авангардных, как то «Мистерия-буфф» по Маяковскому, «Моб» по Сиклеру, актуальных в те годы опусов советских композиторов, заканчивая классическими операми Чайковского, Даргомыжского, Россини, Бизе...

Тем интересней, что на выставке «Арлекин идет...», открытой 20 августа в столичном «Мистецькому арсеналі», представлена серия эскизов автора к спектаклю, который так никогда и не был поставлен в изначальном тандеме: Прокофьев—Хвостенко-Хвостов—Харьковский театр.

Речь идет об опере «Любовь к трем апельсинам». Над ее сценическим решением художник работал в 1926 г. Первая постановка этой оперы в СССР (очень хорошо принятой на Западе — в частности, США еще в начале 20-х) состоялась в Ленинграде — в Театре оперы и балета (1926), вторая — на сцене Большого (1927). Не намерен был отставать в подаче «новой классики» и Харьковский театр оперы и балета, как раз в это время получивший звание академического. Однако постановка так и не осуществилась.

На ярких эскизах, выполненных на бумаге, до сих пор можно прочесть едва заметные или же четкие карандашные ремарки, нанесенные рукой автора. Например, рядом с образом доброго мага Челия написано: «Сзади от шляпы до низу шарф». А пояснение к костюму министра Леандра звучит так: «Не кружки, а — шарики» и «верх шляпы как берет», тут же емкое пояснение к выбору ткани — «атлас, плиссе».

Открытая в стенах арсенала обширная коллекция, презентующая украинское искусство XX в., принадлежит художнику, искусствоведу Игорю Дыченко, ушедшему из жизни в мае нынешнего года. Увлекаться собирательством он начал еще в студенческие годы. Покупал работы современных художников, которые можно было взять за довольно скромные суммы, интересовался разными течениями, в т. ч. и авангардом ярчайшего периода — 1910—1920-х гг., и талантливыми его представителями — импульсивными и свободными от устоев.

Так со временем в коллекции оказалось такое количество произведений, что даже сам хозяин подчас затруднялся с подсчетом. Говорил о приблизительно 8 тыс. шедевров и признавался, что ни разу не видел собрание целиком. Дело в том, что такую громаду художественного достояния нереально разместить в квартире — попросту места не хватит, да и условия хранения работ должны соблюдаться неукоснительно. Постоянную температуру, влажность воздуха и многие другие необходимые показатели невозможно соблюсти в многоквартирном доме.

Одно время ценности приютил Музей книги и книгопечатания Украины, затем Музей истории Киева; четыре последних года их временное хранение г-н Дыченко доверил «Мистецькому арсеналу».

Еще во времена Союза коллекция этого киевлянина входила в десятку самых представительных и лучших частных собраний. Одни имена, связанные на первых творческих этапах со знаменитыми студиями Александра Мурашко, Александры Экстер; а также Киевом и Харьковом уже советского периода, — мечта и счастье для любого собирателя.

Подборка Дыченко включает в себя рисованные опусы Казимира Малевича, Александра Тышлера, Александра Богомазова, Николая Глущенко, Виктора Пальмова, Соломона Никритина, Александра Хвостенко-Хвостова. Большинство работ в прежние годы и в различных вариациях любители искусства могли лицезреть в рамках многих масштабных проектов. Например, такого, как Большой антикварный салон, на отдельных выставках авангарда, ретроспективах художников-«шестидесятников», выставках авторов «новой волны».

Зоя Лерман. «Нічне викрадення»
Зоя Лерман. «Нічне викрадення»

К этому проекту, который, понятно, посвящен памяти выдающегося коллекционера, впервые издан каталог. Впрочем, и в этот раз не все произведения из собрания Дыченко оказались в нем, только те, что находятся на сохранении в арсенале, а это 451 работа.

Всего же экспозицию составили более 300 произведений. В «авангардном периоде» — Малевич, Пальмов, Ермилов, Меллер, Богомазов, Бурлюк. Эти художники были не просто дружны, а работали коллегиально и сплоченно. В 1925 г. все состояли в Ассоциации революционного искусства Украины, а два года спустя был создан Украинский союз художников, с именами, которые также представлены в экспозиции, — Марком Эпштейном, Анатолием Петрицким.

В этом ряду выделяется одна работа замечательной художницы Любови Поповой «Композиция» (1910-е). И хотя эту представительницу актуального движения к украинским художникам отнести нельзя — все-таки уроженка Подмосковья, но вот увлечение ее Казимиром Малевичем и его супрематизмом в ранних периодах творчества — несомненно. В 1916 г. Любовь Попова присоединилась к объединению-художников «Супремус», куда входили, помимо Малевича, — Ольга Розанова, Александра Экстер, Иван Пуни, Надежда Удальцова. Но вскоре Попова нашла другие интересы.

Кстати, в Киеве художница тоже побывала. Как раз в 1910 г., до своей поездки в Италию. Как она потом вспоминала, фрески Кирилловской церкви, расписанной Врубелем, произвели неизгладимое впечатление.

В подборке со всемирно известными художниками не пройдешь мимо 15 рисунков Сальвадора Дали — иллюстраций к поэме Овидия «Искусство любви» (Ars amatoria) — весьма откровенных и чувственных элегий. Книга Овидия с рисунками Дали, вышедшая в Париже, до сих пор считается одним из самых редких изданий — тираж ведь составил 250 экземпляров.

Есть в экспозиции работы самого Игоря Дыченко — они вас встретят в зале при входе (коллажи, акварель). Непременно взгляните на «Арлекина», работу харьковчанина Василия Ермилова. Именно этот кубистский портрет дал название нынешней выставке и вообще продолжил увлечение арлекианой — темой, созвучной настроению самого коллекционера. «Арлекина» Дыченко купил у вдовы художника и, похоже, находил в нем некоторое если и не зеркальное сходство, то духовное родство с самим собой.

Справка «2000»

Проект «Арлекин идет...» показывают до 6 сентября. Входной билет в «Мистецький арсенал» (ул. Лаврская, 12, (044) 288-5225, artarsenal.in.ua) — 20—50 грн., дети до 12 (а также инвалиды 1—2 группы, военнослужащие срочной службы, музейные работники) — бесплатно.

В рамках проекта можно будет посетить киносеансы, записаться на образовательные программы, а также попасть на бесплатные экскурсии (30.08 в 14.00, 1.09 в 18.00, 6.09 в 14.00). Также 5 сентября искусствовед Дмитрий Горбачев, создатель книг об авангардном искусстве и его представителях, проведет авторскую экскурсию по выставке.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка