Сожрать сердце, содрать кожу

23 Сентября 2015 0

В прошлый четверг в украинский прокат вышла «Сказка сказок» итальянского режиссера Маттео Гарроне, поставленная по мотивам одноименного сборника неаполитанского писателя-сказочника начала XVII века Джамбаттисты Базиле. Лента, состоящая из трех волшебных историй, рассказывает о том, что желание достичь цели во что бы то ни стало непременно приводит к трагическим последствиям.

Поскольку для любого настоящего синефила «Сказка сказок» — это великий мультфильм Юрия Норштейна, российские прокатчики дали картине Гарроне другое название — «Страшные сказки». Вроде бы оправданный ход, но получилось бестолково: знаменитую книгу Базиле, который записал и обработал многие европейские народные сказки задолго до Шарля Перро и братьев Гримм, переименовать им все равно не удастся. А вот украинские дистрибьюторы решили не морочить себе голову, и лента Гарроне вышла в отечественных кинотеатрах под своим оригинальным названием.

Самые популярные сказки Базиле Гарроне проигнорировал. Во-первых, потому что рассказывать хорошо известные истории — занятие неблагодарное. Во-вторых, из «Спящей красавицы», «Золушки» и «Кота в сапогах» вряд ли можно сделать триллер — не слишком-то они страшные, а Гарроне определенно интересовали сильные эмоции, в том числе самые что ни на есть непосредственные. Россияне в чем-то правы: эти сказки действительно страшные. Причем самые жуткие эпизоды итальянский режиссер, конечно же, приберег к финалу; с драматургией в фильме Гарроне полный порядок.

Сальма Хайек в роли королевы Долины Туманов // cinemaplex.ru
Сальма Хайек в роли королевы Долины Туманов // cinemaplex.ru

И не только с драматургией. У «Сказки сказок» полным-полно очевидных, прежде всего аудиовизуальных достоинств. Тут и волшебные пейзажи, и эффектные костюмы, и завораживающая музыка, и удачный кастинг. Особенно выразительны — нет, не царственная Сальма Хайек (королева Долины Туманов) и не сексапильный Венсан Кассель (король Одинокого Утеса) — а похожий на мягкую игрушку Тоби Джонс в роли безвольного короля Диких Гор и двухметровый Гийом Делони, сыгравший великана-людоеда из той же новеллы. Последний словно создан для того, чтобы изображать сказочных чудовищ — ему даже грима почти не надо.

Гийом Делони в роли великана-людоеда
Гийом Делони в роли великана-людоеда

Жаль, что «Сказку сказок» нельзя показывать детям. Хотя Джамбаттиста Базиле был бы явно иного мнения. Его книга, вышедшая пятитомным изданием в 1634—1636 гг., содержала подзаголовок «Забава для малых ребят», из чего следует, что тогдашние представления о педагогике заметно отличались от современных. Пожалуй, все-таки смотреть, как королева жадно пожирает кроваво-красное сердце дракона, старуха в рыданиях натягивает морщинистую кожу на обвисшей груди, а великан-людоед с хрустом ломает врагам шейные позвонки, детям младшего и среднего школьного возраста не рекомендуется. Мораль «Сказки сказок» тоже не очень-то детская и вообще не слишком очевидная.

Три истории в фильме развиваются параллельно. Властная королева Долины Туманов, мечтая о ребенке, посылает супруга-короля на смертельный бой с морским драконом, а потом жестоко разлучает сына-подростка с его другом-двойником. Сумасбродный король Диких Гор, выкормивший блоху до размеров теленка, после гибели своей любимицы придумывает нелепый обет, в результате чего отдает единственную дочь замуж за монстра. Сладострастный король Одинокого Утеса, приняв нежноголосую бабушку за прекрасную девушку, хочет во что бы то ни стало затащить ее в свою постель, а старая карга, соответственно, хочет во что бы то ни стало в ней оказаться. Круче всех в плане удовлетворения своих желаний поступает сестра старухи, помолодевшей благодаря ведьминским чарам: дабы тоже обрести былую красоту, она настаивает на том, чтобы с нее живьем содрали кожу.

Добиваясь своего любой ценой персонажи преступают черту, после которой наказание становится неизбежным. Причем дело тут не столько в добре и зле, сколько в возникновении опасной дисгармонии. Где-то что-то пошло не так, нарушился баланс между неведомыми силами, мир пришел в неустойчивое состояние, и чтобы он снова встал на место, требуются экстраординарные действия. В общем-то, подобным образом устроены практически все сказки, от «Курочки Рябы» до «Властелина колец», от «Колобка» до «Ночного дозора». Так что у Гарроне все строго по канону, а также по Проппу, чья «Морфология волшебной сказки» уже почти сто лет является одной из главных книг для специалистов в области фольклора.

Прокатчики рекомендуют «Сказку сказок» как номинанта на Золотую пальмовую ветвь. На самом деле стоит заметить, что Гарроне получил каннские Гран-при за два своих предыдущих фильма — остросоциальные «Гоморру» и «Реальность», а вот на нынешнем фестивале его оставили без наград. То ли жюри смутила резкая перемена тематики в творчестве режиссера, то ли оно побоялось, что третье подряд присуждение Гарроне какого-нибудь важного приза приведет к возникновению опасной дисгармонии. Как бы то ни было, достоинства фильма от этого ничуть не уменьшились.

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка