Трансляция Евровидения стала сигналом к началу государственного переворота

№20(819) 19 -- 25 мая 2017 г. 19 Мая 2017 4

Главный песенный конкурс континента завершился, и руководители Евровидения в ходе встречи с Президентом Украины Петром Порошенко отметили, что в Киеве все было организовано на высшем уровне.

Сами украинцы разделились во мнении о том, как именно следует охарактеризовать итог данного мероприятия, и активно ломают копья в спорах в соцсетях, отстаивая свои точки зрения. Впрочем, по местам все расставит время, а мы предлагаем вам ознакомиться с оценкой европейских СМИ, экспертов, критиков и просто рядовых зрителей.

Евровидение и политика: десятилетия в тандеме

«Киев стал одним из наиболее тревожных мест для проведения Евровидения, поскольку конкурс, призванный демонстрировать европейскую солидарность, для Украины и России послужил возможностью в очередной раз продемонстрировать взаимную враждебность», — сетует британская газета The Guardian, напоминая об истории россиянки Самойловой.

«Досмотреть до конца действо, теперь растянутое более чем на 3 часа, способен далеко не каждый», — отмечает издание. Впрочем, наиболее «увлекательной остается финальная четверть шоу, когда прямо на сцене раскрывается характер отношений между странами Европы» — от дружелюбных до откровенно неприязненных.

Именно эти «зародившиеся многие столетия назад трения неизменно идут вразрез с благороднейшими целями конкурса. Кипр и Греция голосуют друг за друга, Беларусь поддерживает Россию, Скандинавия и Балканы голосуют дружным блоком. А вот Британию как минимум на протяжении двух десятков лет вообще никто не поддерживает. И легендарный ведущий Терри Воган, едкими комментариями поддерживавший у британской публики хоть какой-то интерес к конкурсу, заявивший в 2008 году, что бал в этом шоу теперь правит политика, а не музыка, был прав лишь отчасти», — пишут британцы.

Судя по всему, политика доминировала на Евровидении с первых дней его существования. Победившая в 2001 г. Эстония всячески подчеркивала, что именно песни принесли стране свободу в ходе «поющей революции». «Режим Франко в 1969 году умудрился установить фашистский символ на мадридской сцене Евровидения. Португальские композиторы в 60-е годы писали для конкурса песни, содержащие призывы к борьбе с диктатурой, а в 1974 году старт трансляции концерта Евровидения на португальском радио послужил сигналом к началу успешного государственного переворота.

Португалия. 1974 г. Старт трансляции концерта Евровидения на португальском радио послужил сигналом к «революции гвоздик»

 2009 году Грузия изначально планировала выступать с композицией под названием We Don't Wanna Put In (организаторы углядели в нем намек на фамилию премьер-министра РФ и запретили использование этой песни). А победное выступление Украины в 2016 году не только помогло этой стране добиться сочувствия в связи с аннексией Крыма Россией, но и стало резким осуждением проведенной Сталиным депортации крымских татар».

Впрочем, отмечает издание, «прямые взаимосвязи между конкурсом и значимыми политическими событиями возникали лишь периодически», и написать учебник по истории современной Европы, исходя лишь из событий, связанных с Евровидением, явно не получится. Но нет «никаких сомнений в том, что мы сегодня наблюдаем за тем, как бывшие советские республики, используя конкурс как трибуну, атакуют Россию и ее властного президента», — констатирует Guardian.

Плюс 4 миллиона зрителей

Если верить EBU (Европейскому вещательному союзу), интерес к Евровидению растет от года к году. В прошлом году в EBU говорили о 200 млн. телезрителей, а в этом заявляют уже о 204 млн., и это несмотря на то, что россияне были лишены возможности официального просмотра, пишут рецензенты портала OnEurope, освещающего ход европейского песенного конкурса с 1999-го.

На этот раз показатели по полуфиналам особого оптимизма не внушали: в Испании первый полуфинал смотрели лишь 2,8% зрителей, а ко второму эта цифра снизилась до 2,7% (рекордно низкого значения). Такая же картина отмечена и в Британии — 250 000 и 350 000 зрителей первого и второго полуфиналов, что в 2 раза меньше, чем в 2016-м. А в Чехии Евровидение смотрели только 145 000 человек (на 90 000 меньше, чем в прошлом году).

Даже в Швеции дела обстояли не слишком радужно: первый полуфинал посмотрели 337 000 шведов, а второй — 887 000. И это самый худший рейтинг шоу в Швеции, отмечает OnEurope.

Однако не все так мрачно: интерес к отборочным турам (в сравнении с прошлым годом) несколько возрос во Франции, Италии и Германии. В Голландии первый полуфинал заинтересовал 1,4 млн. граждан, а второй собрал у экранов 2,5 млн. человек.

Вполне естественно, наиболее урожайным на просмотры оказался вечер субботы, в особенности для Италии (рекордные 3,74 млн. зрителей) и Португалии, где 57% граждан неотрывно следили за победным выступлением соотечественника. В пиковый момент за перипетиями конкурса наблюдали 2,5 млн. человек, а средний показатель по Португалии составил 1,4 млн. зрителей.

Финалом наслаждалось 64,2% (свыше 4 млн.) голландцев, 5,5 млн. греков, а также 807 000 румын (рекордное значение для субботних шоу в этой стране).

Любопытно, но выход из ЕС не охладил интереса британцев: пиковый показатель достиг 8,37 млн., а средний составил 6,73 млн. зрителей, что несколько выше прошлогодних результатов.

Во Франции за ходом европейского конкурса наблюдали 4,7 млн. человек: впервые в истории побит рекорд популярного шоу The Voice. В Австрии количество просмотров колебалось в районе 900 000, достигнув почти 1 млн. в момент объявления результатов. Это неплохо, но в 2016-м шоу смотрели почти 1,4 млн. австрийцев.

А вот Германия явного интереса к финалу Евровидения не проявила, продемонстрировав худший результат за 8 лет — всего 7,76 млн. Отличилась и Испания с 4 млн. (всего 28,4% зрителей). Так плохо главный конкурс европейской песни здесь не смотрели уже лет десять.

Как же в EBU насчитали 204 млн. зрителей (да еще и при отсутствии российской аудитории)? Ответ на этот вопрос сможем получить несколько позже, когда Европейский вещательный союз опубликует полную статистику.

МВЦ — еще «не самое странное место»

Вопреки сетованиям многих поклонников конкурса, выбор места проведения песенного шоу вовсе не показался всем однозначно неприемлемым. Во всяком случае эксперты OnEurope, составившие рейтинг «7 самых странных арен Евровидения», не стали включать в него Киев.

OnEurope упомянула поразительное решение Дании, принявшей в 2014 г. Евровидение в старом промышленном комплексе, изумилась бакинскому «Хрустальному дворцу», где конкурс 2012-го проходил на фоне «маслянистых вод Каспия и запаха нефти, упорно проникавшего в ноздри». Досталось Риму (1991), Вене (1967) и Люксембургу (1962), а о Киеве в OnEurope отозвались так:

«Должно быть, вы считаете выбор украиной арены для приема Евровидения-2017 не совсем обычным? Действительно, для неопытного человека выставочный центр, расположенный в явно негламурном районе города, может показаться несколько неудачным местом. Но, поверьте нам, он и рядом не стоит с теми странностями, которые нам доводилось видеть. Кроме того, это вовсе не первый выставочный центр, в котором проводится европейское шоу».

Три белых парня и никакого разнообразия

«В этом году выбран достойный всяческого уважения слоган — «празднуй разнообразие», и 26 финалистов явно не обманули ожиданий», — отмечает The Telegraph. Тут в буквальном смысле слова присутствовали представители «всех угнетаемых меньшинств», в том числе даже «танцующая горилла», пишет издание.

При этом британских критиков шокировал выбор ведущих, не соответствующий заявленному лозунгу. «Ход событий освещала мужская тройка, явно не отличавшаяся бросающимся в глаза разнообразием, зато с именами, словно созданными для того, чтобы сломать язык: Владимир Остапчук, Александр Скичко и Тимур Мирошниченко. Они напоминали группу юных музыкантов, вначале облаченных в строгие фирменные костюмы от Moss Bros, которые затем вываляли в блестках. Впрочем, их напыщенные манеры и назойливый флирт с любой проходящей мимо представительницей прекрасного пола оказались редкими неудачами на фоне отлично поставленного шоу с великолепной режиссурой».

Еще резче отозвались о ведущих два ирландских издания. И если Irish Examiner ограничился заголовком «Выбор ведущих Евровидения вызывает изумление», сообщив, что «многие наблюдатели указали на ироничность выбора трех молодых белых мужчин» в этом качестве, и процитировал только наиболее приличные комментарии из социальных сетей («Украина, а где же женщины? Одни мужчины, причем белые»), то в Irish Times сдерживать эмоции не стали. «Напоминавшие деревянных манекенов ведущие звучали так, словно внутри у них что-то сломалось», — написало издание.

Справедливости ради следует отметить, что от ирландцев досталось всем подряд: «Полуфиналы нынешнего Евровидения запомнились массой недоделанного и незаконченного... У Швейцарии — недоделанная лестница, ведущая в никуда, у Беларуси — лодка, наглухо пришвартованная к сцене, у Румынии — так и не выстрелившие, сверкающие блестками пушки. Нашлось тут место и для нашей бедной Ирландии — с так и не оторвавшимся от земли воздушным шаром».

«Ведущие дружно играли в зануд, но все это практически ничего не значило: в день самой мощной в мире кибернетической атаки крупнейший песенный конкурс мира остался свободным от политического вмешательства», — резюмировало издание Politico.

Лингвистические рекорды — 83% английского

Судя по всему, президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, недавно заявивший об утрате английским языком былой значимости в Европе, глубоко ошибался, что и доказывает статистика Евровидения, собранная газетой The Guardian.

Так, на киевском финале прозвучало 42 композиции, причем 35 исполнены полностью на английском языке, что уже свыше 83%, отмечает издание. Еще три песни озвучены на английском в сочетании с другими языками (французским, испанским и итальянским). И только четыре композиции — Беларуси, Венгрии, Португалии и Италии — исполнялись на других языках.

«Так было далеко не всегда: в 1956 г., во время премьеры конкурса, на нем не прозвучало ни одной англоязычной песни. Более того, ни одна англоязычная страна не приняла участия в шоу», — сообщает The Guardian.

В 1966 г. на Евровидении начало действовать правило, что песни можно исполнять на любом из официальных языков стран-участниц. В 1973 г. от него отказались, а в 1977-м ввели вновь (при этом Бельгии и Германии позволили исполнять конкурсные композиции на английском, поскольку песни были выбраны еще до оглашения изменений в правилах).

В 2014 г. количество англоязычных композиций впервые превысило 75%, а в 2015-м и 2016 г. доросло до 80%. И уже в этом году английский язык установил новый рекорд популярности, опровергая выводы Европейской комиссии!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Женеве арестованы 15 млн. евро залога Украины за...

Основания ареста средств и инициаторов самого процесса Женевское управление в своем...

Лесные пожары в Португалии унесли жизни 57 человек

Пытаясь выбраться из огненного кошмара, люди заживо сгорали в собственных автомобилях

Бухгалтерия Евровидения: сошлись ли расходы и доходы?

В Киевской госадминистрации подсчитано, окупился ли конкурс

Пранкеру Седюку назначили наказание

Седюку избрана мера пресечения в виде личного обязательства

Путин назвал отказ России от участия в Евровидении...

Сегодняшние киевские власти не в состоянии проводить мероприятия подобного рода,...

Загрузка...
Загрузка...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Машина прошедшего времени

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Да, тюрки мы

В 2008 г. ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка