Трудно быть Кабачком

№12(812) 24 -- 30 марта 2017 г. 21 Марта 2017 4.5

Благодаря этому диковинному танцу имя французского хореографа Филиппа Приассо известно многим обывателям чуть ли не в пятидесяти странах мира. Я даже не сомневаюсь, что после выступления в Киеве 29 апреля здесь его тоже забудут не скоро. Дело в том, что 60-летний артист исполняет невероятно чувственную и эксцентричную композицию в дуэте с самым настоящим... экскаватором.

Неординарное зрелище стоит того, чтобы быть увиденным. Под оперные арии в исполнении Марии Каллас на импровизированной сценической площадке Приассо рассказывает зрителям историю любви, нежности и ревности, обращая все свои чувства, пластику движений ковшу гигантской машины. Многотонный и опасный партнер с готовностью вторит артисту, обнимает и отталкивает своими опасными зубьями, кружит и убаюкивает, отвечая взаимностью.

Лирический уличный спектакль (за 12 лет его сыграли более 600 раз) и многие другие мероприятия на открытом воздухе и в залах представляет фестиваль «Французская весна в Украине».

Вряд ли, начиная свое первое мероприятие в 2004 г., которое было просто культурной акцией в столице, организаторы представляли, что их затея выльется в нечто масштабное и столь долгоиграющее.

В моем ковше твоя рука

Танцы вдвоем с монстром

«Французская весна» проходит у нас уже в 14-й раз, все больше расширяя свое присутствие в разных городах страны. К слову, в этом году в ряду весенних локаций пополнение. К привычным уже площадкам в Киеве, Одессе, Харькове, Днепре, во Львове, в Ровно, Запорожье присоединились еще две — в Бердичеве и Ивано-Франковске.

Еще несколько лет назад было понятно, что организаторы «Французской весны» (а это посольство Франции и Французский институт в Украине, сеть Альянс Франсез и даже мэрии французских городов, в этом году — Тулузы) особые симпатии питают к уличным спектаклям. Что, в общем, понятно. Такой формат весьма востребован за границей, существует множество фестивалей местного значения и международных, где отдельным блоком идут уличные представления. Чаще всего это впечатляющие, сложные в исполнении, но довольно короткие по времени перформансы, которые собирают массу зрителей и демонстрируются бесплатно.

Помнится, в прежние годы в Киеве показывали спектакли с участием воздушных гимнастов — ангелов, которые сбрасывали перья, было лазерное шоу на фасаде колокольни Софии Киевской (надо признать, что не все зрители приняли такой творческий эксперимент), завлекали огненными трюками, устраивали анимационную проекцию на стенах Украинского дома.

Четырнадцатая весна отметится сразу двумя уличными шоу. Открытие 1 апреля ознаменует спектакль «Галилео» на Софиевской площади в Киеве (начало в 20.30), а 20-минутный танцевальный дуэт с экскаватором завершит фестивальную круговерть (арка Дружбы народов, начало в 15.00, 17.00).

«Необычный транспорт» — танец с экскаватором (модификация транспортного средства меняется в зависимости от страны пребывания) — придумал и воплотил в жизнь французский хореограф Доминик Буавен. Сегодня он художественный руководитель компании Beau Geste (основал ее еще в начале 80-х прошлого века), которая специализируется на современных хореографических постановках.

Свою карьеру Доминик начинал вполне традиционно — в детстве занимался акробатикой, в юношестве перешел в классический танец, а потом увлекся модерными направлениями. Он ставит не только уличные представления — это лишь отдельный сегмент творчества его команды.

Французам он известен прежде всего по авторским переосмыслениям классики. В частности, хореографией к опере «Орфей в аду» — премьера в Женеве, к моцартовскому зингшпилю «Любовь Бастьены и Бастьена» (Руан, Париж) и к самому что ни на есть русскому репертуару — «Щелкунчику» в Национальной опере Лиона. Это лишь немногие из его работ.

Невзирая на большой театральный опыт, популярность Буавена расширилась за счет танца с экскаватором. Честно говоря, не знаю, что проще — поставить танец с людьми или с машиной. Ведь от водителя зависит не просто хореографический рисунок, но и жизнь артиста. Одно неверное или слишком резкое движение ковшом — и человеку несдобровать. Поэтому машину выбирают и готовят к выступлению со всем тщанием: она должна двигаться плавно, без рывков. За рычагами сидит ассистент, который вымеряет каждое движение до миллиметра. К слову, лица его зрители не увидят вплоть до последнего такта — стекла кабины заклеены зеркальной пленкой (очевидно, чтобы не отвлекать внимание людей).

Исполнители главной партии меняются, но их всего двое. Иногда на месте главного героя — мужчины, облаченного в белоснежную рубашку, черные брюки и черные перчатки (чтобы не соскользнули руки), появляется Филипп Приассо или же Доминик Буавен.

Что же касается спектакля-открытия «Галилео» — он связан с именем великого ученого Галилея. Открытия астронома, например движение планет вокруг Солнца и спутников вокруг планет, увиденные в телескоп, легли в сценарий постановки.

Акробатический спектакль, который будут показывать на 30-метровой высоте, привозит французская компания Deus Ex Machina.

В программе есть еще один спектакль — уже франко-украинский, его публика видела в двух предыдущих сезонах (в рамках «Французской весны» и «Гогольфеста»). Это «Антигона». Режиссер Люси Берелович работает с двумя текстами — одноименными трагедиями Софокла и Брехта. Подключает двуязычие: главный герой Тиресий — французский актер Тибо Лакруа, остальные действующие лица — украинцы. Два мира сталкиваются и в музыке: сопровождение написал француз Сильвен Жак, а хоры — девичья группа, фрик-кабаре Dakh Daughters и их руководитель Владислав Троицкий. «Антигону» покажут в Харькове, на сцене театра оперы и балета 7 апреля (начало в 18.30).

Свинг «священного монстра»

Клод Делангль создал класс саксофонистов в Париже

Честно говоря, программа мероприятий в столице вызывает некоторые вопросы. Любители академической школы и классической музыки привыкли, что посольство приглашает весьма интересные коллективы и солистов, которые выступают на сцене консерватории, филармонии. Конечно, хочется увидеть, к примеру, франко-украинскую постановку оперы или балета на главной музыкальной сцене страны — в Национальной опере, но пока в этом направлении — тишина.

Правда, французскую певицу — сопрано из Тулузы Анаис Констан услышать доведется. Хотя немного смущает сцена, которую выделили для выступления этой молодой и, как утверждает французская пресса, перспективной певице, — Колонный зал киевской мэрии (19 апреля, начало в 19.00).

Анаис Констан — новое имя в Киевской мэрии

Интересно, что солистка будет петь под аккомпанемент оркестра Национальной оперетты, возможно, в этом случае и сцена этого театра пришлась бы кстати. Но выбор сделан.

Впервые имя Анаис Констан широко прозвучало в 2014 г. благодаря победам — пусть и третьим местам, но все же на престижных вокальных конкурсах. Это «Опералия», которую проводит Пласидо Доминго, и Международный конкурс Монсеррат Кабалье в Сарагосе.

Сегодня певица работает на разных сценах, в основном французского региона: театрах Нанта, Тулузы, Марселя. В прошлом году дебютировала на сцене Национальной оперы в Париже — в «Севильском цирюльнике». Молодая певица, которая начинала свою карьеру в церковном хоре и до сих пор не утратила интереса к музыке духовной, много гастролирует в рамках концертов камерной музыки. Для киевлян, скорее всего, она подготовит программу из оперных арий и, надо надеяться, включит туда сочинения Франсиса Пуленка — композитора, к творчеству которого питает явный пиетет.

Музыканты трио Гийома Лопеза (представители Тулузы) выступят в Киеве (18.04, 20.00), а также в Ровно, Львове, Ивано-Франковске. Напомню, Тулуза и Киев — города-побратимы еще с 70-х гг., именно поэтому в программу включены представители этого славного города на юге страны.

Из музыкантов-инструменталлистов стоит отметить Клода Делангля, президента Всемирной ассоциации саксофонистов, профессора Парижской национальной консерватории. Кстати, его настойчивость и, как уверяют знакомые с ним люди, личное обаяние помогли открыть в консерватории класс саксофона. Сегодня сюда устремляются многие начинающие музыканты. Благодаря этому человеку репертуар саксофонистов пополнился произведениями, написанными с учетом его таланта исполнителя и экспериментатора. Он записал композиции современных авторов. Например, Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной, Астора Пьяццоллы. Концерты Делангля пройдут в Киеве, Запорожье, Днепре и Харькове.

Столичная публика услышит давнего приятеля аргентинского композитора-гуру Пьяццоллы, виртуоза-аккордеониста Ришара Гальяно (6.04, Carribean club). Во Франции его называют «священный монстр джаза». Этому обаятельному месье удалось сделать, казалось бы, невозможное. Он заставил аккордеон солировать в свинге наряду с бесспорными лидерами стиля — саксофоном и трубой, и публика стала воспринимать новшество как нечто органичное. Потом, вдохновившись жанром Tango Nuevo — музыкальным изобретением Астора Пьяццоллы, создал и популяризировал свой собственный стиль с французским послевкусием — «новый мюзет». В нем смешалось все самое лучшее из национальной музыки: аргентинское танго, французский шансон, баллады, афроамериканские ритмы, классический репертуар.

Ришар Гальяно и «новый мюзет»

Киноблок «Французской весны» поделен на взрослые сеансы (фестиваль допремьерных показов) и серию, предназначенную для детей. В подборке для школьного возраста выделяется анимационная лента «Жизнь Кабачка». Грустная и, в общем, жизненная история про маленького мальчика по прозвищу Кабачок, который оказывается в детском приюте. Правда, скорее всего, именно эту картину стоит посмотреть не детям, а нам, взрослым, настолько она поучительна.

Кабачок в поисках дружбы и любви

Не зря ведь специалисты киноакадемий рассматривали этот мультик 2016 г. с бюджетом в 6,5 млн. евро как явного лидера в номинациях французской премии «Сезар» и американской — «Золотой глобус» и «Оскар». «Французскую весну — детям» покажут в столичных кинотеатрах «Промінь», «Факел», «Старт» (с 12.04).

Фестиваль допремьерных показов с любимыми актрисами французского кинематографа Катрин Денев, Марион Котийяр, Жюльет Бинош пройдет в Киеве (6—9.04), Львове (8—11.04), Днепре (14—17.04), Харькове (14—17.04), Одессе (18—21.04).

Подробную программу «Французской весны» в столице и других городах вскоре выложат на сайте Французского института в Украине (institutfrancais-ukraine.com). Следите за пополнением.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Признак оперы

Тема привидений, да еще и в старинном замке, настолько благодатная, что ее не могли...

Оправданные ожидания

На прошлой неделе на экраны страны вышел фильм Ахтема Сейтаблаева «Чужая...

Музыкальное расширение на восток

Ошибочно думать, что в ассоциацию Opera Europa входят лишь европейские театры. Среди ее...

Трансляция Евровидения стала сигналом к началу...

Главный песенный конкурс континента завершился, и руководители Евровидения в ходе...

Виталина Библив: «Я за любой кипеж, кроме валидола»

Обидно то, что в Париже фильм украинского режиссера шел в 32 кинотеатрах, а у нас только...

Как казаки в хоррор попали

Советской классике тоже досталась сомнительная слава после того, как Татьяна Королева...

Загрузка...
Загрузка...

Роль с перцем

Театр с вызовом: здесь есть сцены насилия и секса, курение и брань, в общем, полный набор...

Праздник со слезами на глазах

Знаменитые песни военных лет, пусть они сейчас и пребывают под негласным запретом,...

Большой привет Большому Брату

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джеймса Понсольдта «Сфера». Содержание...

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка