В Киеве божественно играл Джошуа Белл

25 Ноября 2015 1 5

Джошуа Белл на сцене

Американская звезда академической музыки и лауреат десятков престижных премий, в том числе Grammy, замечательный скрипач, 47 летний Джошуа Белл приехал в Украину впервые. Вечер в Колонном зале им. Н.Лысенко внешне скорее напоминал светское мероприятие, нежели рядовой филармонический концерт.

Гости в нарядных туалетах и элегантных костюмах, речь посла США Джеффри Р. Пайетта перед началом, аншлаг, отсутствие билетов в открытой продаже (малая их толика, «выброшенная» в свободную продажу буквально за пару дней до концерта, была раскуплена в течение часа) – создали имидж мероприятия. Собрались не музыканты или завсегдатаи, как это происходит обычно, а статусная публика. Однако, звездный гость так играл, его артистизм, техническое совершенство и музыкальность столь высоки, что концерт из престижного выхода в общество превратился в праздник истинно высокой музыки. Впрочем, в зале можно было заметить не только бизнесменов и дипломатов, но и известных украинских артистов: одесского пианиста Алексея Ботвинова, скрипачей Богдану Пивненко и Игоря Андриевского, певицу Джамалу, экс-министра культуры Евгения Нищука.

В первом отделении публика все время почему-то заходила в зал, чего не бывает во время традиционных филармонических концертов. И мешала слушать квартирующий в столичном центре «Мастер класс» частный «сборный» камерный оркестр New Era Orchestra. Он весьма достойно, без больших потерь и особых находок сыграл эклектичную программу, выбранную по такому случаю дирижером Татьяной Калиниченко. Прозвучали сочинения XVIII-XX веков: увертюра "Властелин духов" Карла Марии фон Вебера, фрагмент симфонии Норберта Бургмюллера, пьеса К.Сен-Санса для флейты с оркестром «Оделетта» (солист Леонид Шеремета) и горячее «Испанское каприччио» Н.Римского-Корсакова. Слушали вежливо, но второе отделение стало подлинным открытием классической музыки для части присутствовавших в зале.

Белл – замечательный музыкант – играл в этот вечер божественно-вдохновенно. Неземная тонкость звука и мелодичность, эмоциональные контрасты, стройная выверенная форма, целостность, безукоризненная техника, яркая образность – все было выше всяких похвал. Такого концерта в Киеве не было очень давно. Феерический музыкант, все в нем естественно, как сама жизнь. Поразительное проникновение в суть музыки Чайковского. А скрипка Gibson ex-Huberman работы Антонио Страдивари, созданная в 1713 году, высекла искру в сердцах и вызвала чистые слезы восторга из глаз большинства присутствовавших. Зал замирал до абсолютной, полнейшей тишины, нарушаемой лишь волшебными гармониями концерта П.И.Чайковского. И на бис сыграл пьесу Чайковского «Мелодия». Катарсис, восторг.

Музыкант с пяти лет учился игре на скрипке в родной Индиане, еще в 14 дебютировал как солист с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути. А в 17 выступил на сцене Карнеги-холла с Сент-Луисским симфоническим оркестром. В дальнейшем сочетал карьеру блестящего академического музыканта с участием в различных телепередачах (в том числе "Улица Сезам"), записью музыки для популярных фильмов. Именно Белл озвучил саундтрек Джона Корильяно к фильму "Красная скрипка".

Примечательна история, в которой проявилась склонность Белла к участию в нетипичных для крупного академического музыканта акциях. 12 января 2007 г. по инициативе газеты "Вашингтон пост" он 43 минуты играл в вестибюле вашингтонской станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи человек, проходивших мимо, лишь один узнал его в лицо, и только на пять или шесть человек он произвел особое впечатление. При этом Белл заработал всего 32 доллара. Эксперимент был отражен в очерке известного журналиста Джина Вайнгартена, размышлявшего на этом примере о природе прекрасного и его месте в жизни современного человека.

Честно говоря, в Киеве посещение оперного театра или филармонии рядовым среднестатистическим непрофессионалом от музыки – редкость. Залы часто остаются полупустыми. Причин тому несколько: отвратительная реклама, снижение потока иностранных гастролеров по причине полувоенного статуса страны в глазах мирового сообщества и низкий материальный уровень населения, выбирающего между покупкой повседневных товаров первой необходимости и посещением концерта.

Владимир Сиренко

Владимир Сиренко, главный дирижер НЗАСОУ:

– Публика нуждается в новых именах, коллективах, солистах, дирижерах. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что культура еле сводит концы с концами. Денег на приглашение гастролеров ни у концертных организаций, ни у оркестра, которым я руковожу, нет, с полной ответственностью это говорю. Артистическая жизнь, поэтому, предсказуема: даже в столице невысока посещаемость концертов. Приезд американского солиста выразительно оттенил общую безрадостную картину: мы находимся на обочине европейских и мировых культурных процессов. Для того, чтобы лучше понять реальное положение вещей, достаточно поехать и узнать, как поставлен концертный менеджмент в соседних с нами Польше или Чехии, не говоря о высокоразвитых странах – Германии, Франции. С другой стороны, я задаю себе вопрос: может ли государство, находящееся в столь плачевном, как наше, экономическом положении, выделять и расходовать деньги на культуру? Если учесть, что мы идем в «светлое капиталистическое будущее», оно и не должно этим заниматься в полной мере. А бизнес давать средства на нее без принятия нормальных законов о меценатстве, о преференциях для тех людей, которые будут вкладывать деньги в культуру, не станет. И происходить такая помощь будет и дальше, как в данном случае, «точечно». А на западе меценатство – повсеместное явление, и если раскрыть буклет оперного спектакля или симфонического концерта в Нью-Йорке, вы увидите занимающий несколько страниц список людей, поддержавших проект материально.

Наталья Молодык, директор Колонного зала:

– Мы горды тем, что состоялась открытая репетиция накануне выступления американского гостя, на которой присутствовали студенты Национальной Академии им. Чайковского, института музыки им. Р.Глиэра и специальной школы им. М.Лысенко. Желающих попасть на концерт было много, но есть люди, которым это необходимо – это будущие исполнители, наша молодежь. Зал в филармонии вмещает 600 слушателей. Сейчас при продаже билетов у нас работает электронная автоматизированная система, внедренная недавно, и она дает более широкие возможности их приобретения. В среднем в месяц проходит 32-33 концерта, и за год набирается примерно 330 мероприятий, т.к. летом их меньше. Средняя цена билетов на рядовой концерт 50-120 или 60-150 гривен. Заполненность зала – около 70 %, и продажа трети билетов теперь – большая редкость. Состав исполнителей, программу работы Колонного зала полностью формирует его художественный руководитель – Елена Зенина. Переговоры с приглашаемыми артистами каждый в своем вопросе круглогодично ведут все руководители подразделений филармонии. Администрация Колонного зала – это реактор, запускающий все творческие и организационные процессы.

Александра Васильева, скрипачка, участница New Era Orchestra:

Александра Васильева и Джошуа Белл

– На сцене Белл очень подвижен, но не прыгает, как некоторые эмоциональные исполнители, а скорее приседает и поворачивается. Он как пружина. Очень собран, сосредоточен. Такое же впечатление гость производит и за кулисами. Идя по коридору после репетиции, не реагировал на музыкантов, с которыми только что играл. Это вполне нормально: когда человек все время на виду, его разрывают эмоционально. Зато после концерта Джошуа позволил себе расслабиться, знал, что мы хотели бы пообщаться с ним, и проявил уважение, вышел к нам в зеркальный зал.

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Olena Salata
27 Ноября 2015, Olena Salata

уважаемый журналист Ольга Кизлова, уважаемый портал 2000
концерт New Era Orchestra с солистом Джошуа Бедллом состоялся только потому что дерижер оркестра Татьяна Калиниченко съездила в Швейцарию, встретилась со знаменитым скрипачем и договорилась о его приезде в Украину. над этим событием, таким знаковым для украинской культурной общественености, работала команда и до сих пор работает, чтобы в последствии стали возможными другие концерты.
в вашей статье же пропиарилась Национальная Филармония и ее руководство и ни слова о тех людях и организациях, в том числе оркестре New Era Orchestra и его дирижере, которые сделали реальный, часто волонтерский, вклад в концерт.
это непрофессионально.
с уважением, Елена Салата, ГО Культурная Ассамблея, тот самый волонтер

- -1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка