В опере распели «Любовный напиток»

№27 (468) 3 - 9 июля 2009 г. 03 Июля 2009 0

Последняя неделя театрального сезона в Национальной опере Украины ознаменовалась новой постановкой «Любовный напиток» итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Пожалуй, ее можно считать первым спектаклем в этом театре, где в сценографии уделено особое внимание бытовым мелочам, призванным подчеркнуть комический жанр оперы. К примеру, главные герои дефилируют по сцене в белых трикотажных майках и бреют щеки опасной бритвой, а еще при честном народе парят ноги и лицо в тазике.

Стоит заметить, что 26 июля — в день премьеры — публика встретила свежее представление с одобрением. А несколько раз аплодисменты во время действа были столь длительными, что певцам пришлось держать прямо-таки нескончаемую паузу, прежде чем продолжить арию.

Грабли «в корзине»

«Любовный напиток» не случайно появился в репертуаре оперного. Последние годы театр тиражировал масштабные драматические и трагедийные постановки, которым, казалось, не будет конца. Видимо, руководство правильно оценило «перегибы», тут и предстала своеобразная «отдушина» для зрителя.

В шестой раз к постановке Нацоперы приобщился Итальянский институт культуры в Украине, и четвертый спектакль поставил итальянский режиссер Итало Нунциата. Впервые киевские театралы могли оценить работу этого талантливого человека в опере «Манон Леско» Джакомо Пуччини в 2006-м. По всей видимости, «Любовный напиток» будет последним спектаклем Нунциата в Национальной опере — режиссер-постановщик говорит о завершении своей работы с театром. Впрочем, дирекция и труппа надеются на дальнейшее сотрудничество, ведь все постановки итальянца, будь-то «Бал-маскарад», «Манон Леско» или «Макбет», заставляли говорить о них как о ярких событиях в театральной жизни.

С легкой руки Нунциата и художника-постановщика Марии Левитской «Любовный напиток» претерпел некоторые изменения по сравнению с оригиналом. Чтобы придать действу колорит, все перипетии этой непритязательной истории перенесли лет на сто вперед: из XIX в начало XX века. На мой взгляд, ход вполне удачный: постановка освежилась за счет прелестных дамских платьев с пышными юбками в крупные цветы и таких же эффектных шляпок, а мужская половина была облачена в свободные рубахи и брюки на подтяжках. Воздуха и легкости добавили декорации, так что старина глубокая, припорошенная пылью и пропахшая нафталином, в этой классической опере никак себя не проявила.

К слову, к декорациям Мария Левитская, как всегда, приступила со свойственной ей скрупулезностью и креативностью. Масштаб работы потрясает. Задний фон сцены — желтые поля с цветами и одинокими деревцами на горизонте — типичный пейзаж жаркого юга, сельский антураж подчеркивали «брикеты» сена, по бокам сцены — увеличенное во много раз плетение из лозы, огромного размера связки красного перца и лука. Благодаря невесомому занавесу, еще раз повторяющему плетение, создавалось ощущение, что некоторые сцены действа проходят за плетнем или вообще в корзине.

Зрители попали в уютный сельский мирок — такими себе и представляют пасторальные мотивы истинные горожане. Крестьяне неспешно помахивали граблями и косами (почему-то над собственными головами), а нарядные девушки чинно прохаживались, удерживая на локтях изящные корзинки с фруктами. Эта сцена навеяла опереточную историю Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», там цветочница Виолетта точно так же носила корзинку с букетиками.

Кстати, отдельное спасибо Нунциата за то, что ему удалось «выбить» из хора привычную для массового скопления артистов статичность и ликвидировать «немые» сцены, тем самым насытив действо динамикой. В подавляющем большинстве номеров хористы — активные участники и вкупе с пением передвигаются и даже танцуют парами что-то похожее на фокстрот.

Табло и суфлер

Адину — строптивую барышню наподобие Прони Прокоповны из пьесы Старицкого, страсть как увлеченную любовными историями (она зачитывается средневековым романом о Тристане и Изольде, где и узнает о любовном напитке), в день премьеры сыграла молодая певица Ольга Фомичева. Воплотила образ героини она неплохо, только вот ее голос в первом действии мне показался не слишком гибким и резким, а нижние ноты не звучали должным образом, «пропадая». Оттого и мелькнула мысль, что до сольной партии певица еще не доросла. Правда, во втором отделении Адину было слушать значительно приятней, возможно, излишнее волнение прошло. Так что, думаю, роль — ее.

В премьерный вечер блистал Дмитрий Попов, воплотивший сельского парня Неморино — недалекого умом, но пылко влюбленного в Адину. Прекрасный тенор отлично показал себя как в сольных номерах, так и в дуэтах. Особо хорош был в исполнении Попова романс Неморино — известнейшая лирическая ария Una Furtiva Lagrima («Потаенная слеза») из второго действия, которая была выделена в отдельную сцену. Это она заслужила рукоплескания зрителей.

Опытному басу Сергею Магере доверили партию Дулькамары — врача-пройдохи, подсунувшего наивному юноше любовный напиток (обычное бордо), вызывающий ответную страсть. Выезд Дулькамары на сцену был эффектен — на каком-то чуде техники, похожем на ретровелосипед, который тащил за собой тележку с половинкой «глобуса» на крыше. Из этого глобуса-кабинета появлялся врач, там же он парил ноги и склонялся над тазиком, закрыв лицо полотенцем.

Зрители, воспитанные на классике советского кинематографа, наверняка оценили «цитату» из гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, инженер Тимофеев искал в магазине транзисторы, подозрительный мужичонка распахнул плащ, а там чего только нет? Точно так же, раскинув полы плащей с красивой алой подкладкой, помощники Дулькамары демонстрировали селянам микстуры и бальзамы в бутылочках.

Несколько строк из первой арии Дулькамары стали достоянием публики, сидевшей в первых рядах партера. Из суфлерской будки явственно доносился четкий текст по-итальянски, который затем повторял Сергей Магера.

Этот спектакль, как и практикуется в Национальной опере вот уже несколько лет, звучал на языке оригинала. Надо думать, итальянский язык благодаря в том числе и Нунциата доносится в оперных партиях на должном уровне. Электронное табло над сценой помогало слушателям вникнуть в смысл, правда, на двадцатой минуте после начала спектакля оно выключилось. Но досадное молчание было недолгим.

Дуэт Неморино и Дулькамара получился уморительным. Магера старательно отворачивал лицо, отзываясь о парне как о недоумке, точно следуя ремарке — «в сторону». Еще один герой — сержант Белькоре (Александр Бойко) — больше других сосредоточился на потешности своего персонажа: самоуверенного франта с напомаженными волосами, расчесанными усами, который постоянно глядится в зеркало и тискает за ухо плюшевую собаку. Но, к сожалению, внешняя показательность порой отвлекала от его вокала.

Остается добавить, что новый спектакль готовили сразу четыре состава главным образом молодых певцов. Так что с началом следующего сезона будет небезынтересно сравнить уже знакомую трактовку образов главных героев с интерпретацией других солистов.

Любопытно, надолго ли останутся незыблемыми в памяти труппы наставления Нунциата? Жалко будет, если со временем «напиток» потребует дополнительных «компонентов» и приобретет совсем иной — украинский — вкус.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Бывают круче

Оценить талантов и стать их поклонниками можно будет каждое воскресенье в 18.30, начиная...

Юбилей с «Богемой»

8 ноября Национальная опера отмечает свой 150-летний юбилей

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Если б я был султан Украины

Перед долгожданным вторым сезоном «Слуги народа» вспоминаем один из самых...

Хиджаб как модный тренд — на пути к размыванию сути?

Неужели мусульманскому головному платку действительно суждено стать новым,...

Ирина Озаринская: «Благодаря книге я из хулиганки...

Ирина Озаринская рассказала «2000», что с отрочества всей прочей литературе...

Загрузка...

Не пропустите автобус Яноша Араня!

Если вам еще нет 45 лет и вы пишете стихи и новеллы на венгерском языке, то можете...

Шаг вперед и три назад

Из претендентов на «Золотого Дюка» зрители высоко оценили комедии, а ленты с...

ШЕ не вмер

Тут отбрасывают клише, коими успели наградить поэта предыдущие поколения критиков и...

Как это сделали в Одессе

В середине лета Одесса стала не только кинематографической, но и литературной...

Женский взгляд

Героини всех романов нынешнего обозрения женщины, а вот среди авторов затесался один...

Как оценивает музыку Макс Фадеев

Не все знают, что популярный продюсер начал терять слух

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка