Вай мэ, Ханума!

№46(842) 17—23 ноября 2017 г. 14 Ноября 2017 4.5

Создателю понадобилось шесть суток, дабы сотворить мир, грузинский же хореограф Гия Маргания уложился в четыре дня, воплощая пластическую картину нового спектакля.

10 ноября при полном аншлаге задолго до дня премьеры Национальная оперетта Украины порадовала публику новым мюзиклом «Ханума».

Интересно, что первые слова в спектакле, произнесенные со сцены Текле — сестрой князя Пантиашвили, а именно «вай мэ» — восклицание, которое можно применить к чему угодно, в моем случае стали последними. Не знаю, кто как, а я, аплодируя труппе и постановщикам уже после фееричного финала, не раз мысленно произнесла «вай мэ», благодаря за отменную работу и приятный вечер.

Сватовство в музее

«Ханума» — пьеса грузинского актера и драматурга Авксентия Цагарели, написанная в конце XIX в., это та козырная карта, которую не зазорно включить в репертуар любого театра как вариант однозначно беспроигрышный. Веселая комедия, написанная сочным языком с массой цитат, которые можно еще долго смаковать, классический сюжет «комедии положений», где герои попадают в потешные ситуации, игра с переодеваниями — она еще и желанный подарок для любого задействованного здесь актера, который хочет и может в полной мере показать свое мастерство и дарование.

Сваха сосватала себе жениха

Если сюда приплюсовать еще и обворожительную музыку Гии Канчели, написанную специально для самой знаковой постановки «Ханумы», а именно Ленинградского большого драматического театра в режиссуре Георгия Товстоногова, то вырисовывается целостная картина успеха.

Экранизированный в 1978-м спектакль для многих театралов так и остался эталонной постановкой. Такая популярность (а это водевиль с любимыми миллионами актерами Владиславом Стржельчиком, Николаем Трофимовым, Всеволодом Кузнецовым...), чего тут и говорить, до сих пор собирает зрителя у экрана. А это значит, что любая постановка «Ханумы» во всяком случае у зрителя среднего возраста неизбежно будет вызывать ассоциации со столь чтимым фильмом. И тут перед постановочной группой стоит колоссальная задача — ни в коем случае не повториться.

Сегодня в Украине трудно найти театр, где бы не показывали «Хануму». Музыкальная комедия, водевиль или мюзикл — жанр можно определять как вам угодно, нынче живет на сценах Одессы, Львова, Житомира, Днепра, Харькова, Каменца, Николаева...

В общем, из этого обширного предисловия становится ясно, с чем пришлось столкнуться директору и худруку Национальной оперетты Богдану Струтинскому, как только он положил глаз на вещь сверхпопулярную — «Хануму».

Чтобы сохранить дух пьесы (действо происходит в Тифлисе, армянском квартале Авлабар), театр оперетты пригласил своих коллег — постановщиков из Грузии. В качестве режиссера выступил Иракли Гогия (художественный руководитель Тбилисского государственного драматического театра им. Сандро Ахметели), художника по костюмам — Марика Кватчадзе, балетмейстера — маститый хореограф Гия Маргания.

Все трое до этого ни разу не работали в Украине, с нашими артистами. Ну а если уж быть до конца дотошной, вспомню, что Иракли Гогия участвовал со своей труппой на фестивале театров «Молоко» в летней Одессе. А в прошлом году был членом экспертного совета Международного конкурса-лаборатории малых театральных форм — креативного проекта Национальной оперетты.

Именно Гогия предложил оригинальный вариант постановки. Мы имеем дело как бы с двумя художественными пластами. С одной стороны, место действия, как и у драматурга (позапрошлый век, Тифлис), с другой — ее герои, облаченные в национальные костюмы (потрясающая работа Марики Кватчадзе), это всего лишь экспонаты музея.

Поэтому помимо исторических персонажей тут появляются служительницы в строгой униформе — синих блузках и красных юбках-карандашах, с бейджиками на груди и бдительные охранники с рациями и микронаушниками в ушах. Время от времени в музее появляются посетители, облаченные в черное (очевидно, чтобы не сливаться с другими присутствующими на сцене). Причем молодые люди ведут себя точно так же, как их ровесники в разных странах, — делают селфи.

На пальцах

Исходя из такой концепции, оформление спектакля было довольно лаконичным, не перегруженным предметами. В глубине сцены имеется лестница и металлический балкон по всему периметру, несколько подвижных стеклянных витрин, где периодически застывают герои-экспонаты, да кресло (заменяется по ходу пьесы на стул или скамью).

Герои «перемещаются» в разные места, как-то духан, дом богатого купца Микича Котрянца, который жаждет заполучить для своей дочери Соны жениха с титулом, или сад обедневшего князя Вано Пантиашвили, не сменяя мизансцен.

Эффектен фрагмент в знаменитых Тифлисских банях, куда идет князь Пантиашвили, дабы «смыть свой позор и уйти из жизни как настоящий француз — по-английски, чтоб никто не заметил». Для атмосферы бань, описанных еще Пушкиным, Лермонтовым и даже Дюма-отцом, понадобилось всего ничего — сценический дым, полотенца, обернутые вокруг бедер, и друзья князя — артисты балета, одетые лишь в белые трусы-боксеры.

Красивые рельефные тела вкупе с замысловатым и изящным рисунком их танца с простынями как раз и придали этому номеру необходимую живописность, позволяя обойтись без лишних декораций.

Любопытно, что балетмейстеру-постановщику Гии Маргании пришлось поменять сторону движений танца — слева направо. «Обычно у танцовщиков правая сторона — ведущая, — объясняет он. — Мне казалось, что все выглядит органично, когда одно движение вытекает из другого и направление хореографического рисунка идет влево. Но артисты попросили поменять стороны «зеркально». Это нормальный рабочий процесс, меня и Андрис Лиепа просил кое-что переделывать, и Людмила Семеняка тоже».

Такие громкие имена балетного искусства в монологе прозвучали не случайно. Дело в том, что он — хореограф с именем, ученик легендарного артиста и педагога Вахтанга Чабукиани, в свое время окончил московский ГИТИС — факультет режиссуры балета, работал в Большом театре Москвы, осуществил множество интересных постановок, работал с мировыми звездами. Несмотря на плотный график (в сезон он ставит дюжину спектаклей), хореограф приехал на Украину, тем самым дебютировав в нашей стране. Впрочем, сотрудничеством с артистами он оказался доволен.

«Все танцы в спектакле основываются на фольклорном материале, но переведены они, конечно, в плоскость театральную с классической основой. Один из танцев в Грузии исполняют только мужчины, а здесь в «Хануме» я поэкспериментировал, и номер, которым заканчивается спектакль, танцуют как мальчики, так и девочки».

Но хореография в мюзикле пусть и немаловажна, но на первый план выходят артисты, их мастерство актерской игры и вокального мастерства.

Влюбленные под присмотром бабушки Ануш

Среди моих фаворитов в тот вечер однозначно была сваха Ханума (Анна Довбня) — яркая, шумная, как это и полагается по роли, она уморительно изображала невесту князя Сону, отчаянно скособочившись и хромая, при этом напевая арию из Кармен, страстно грассируя по-французски: «лямур», «лямур». Ее проделка удалась, и князь, увидев такую пассию, в ужасе удрал из дома потенциального тестя. Что и требовалось ушлой свахе. Она ведь хочет помочь молодым влюбленным — красавице Сонэ (Анна Коваль) и племяннику князя — Котэ (Алексей Кириллов) соединиться в браке.

Нельзя не сказать хоть пары слов о конкурентке Ханумы в брачном деле — Кабато, еще одной свахе (Ася Середа-Голдун). Грациозная, импульсивная — ее образ более аристократичен на фоне Ханумы, но на язычок к ней не стоит попадаться. Отлично была придумана сцена, где Кабато тащит деньги из мешка и пихает, пока никто не видит, в декольте своего платья.

Отменно показал себя Дмитрий Шарабурин, сыгравший проныру Акопа, приказчика купца Котрянца. Потрясающе органичной парой оказались сам Микич Котрянц (Николай Бутковский) и князь Вано Пантиашвили (Александр Кравченко), что ни диалог, то взрыв смеха в зале. Да и как можно остаться серьезным, когда купец, не разумея «Бонжур, месье, бонжур!», считает, что князь интересуется абажуром, и отвечает: «Будет абажур, дорогой князь. И хрустальная люстра будет!». Надо было видеть, как свежо, сочно с пасами руками обыгрывают оба — князь и купец — этот в общем избитый текст.

И даже бабушка Соны —Ануш была хороша. Как правило, ее актрисы предпочитают изображать гротескно — с выразительно-восточными бровями и усиками, с лохмами волос, выбивающимися из-под платка, такую себе старую каргу. Ануш же в исполнении Людмилы Маковецкой-Трофимчук была само очарование: элегантная, со вкусом одетая женщина, пусть и из простого сословия.

О том, что спектакль интересен публике, говорит тот факт, что билеты раскупаются очень активно, и уже на декабрьские представления места придется не выбирать, а довольствоваться тем, что есть.

И в том, что копродукция (совместная украино-грузинская постановка) будет востребована, у меня сомнений нет. Вскоре ее покажут и в Грузии. Добротно обыгранной классике, как мы убедились, не страшны ни годы, ни язык (украинский), ни расстояния.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Наша кухня стала суспільною

Перший державний український театр — Дніпропетровський академічний український...

Подвальное искусство

«Ты — особенный», мюзикл, который за полгода объедет 30 городов страны, 1 декабря...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Загрузка...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

500 лет «лютерволюции»

500 лет назад, 31 октября 1517 г., в городе Виттенберг монах-августинец и доктор богословия...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка