Венгерские рапсодии

21 Сентября 2016 4.8

В этом году Венгрия вспоминает и отмечает две крупные даты: первая – национального масштаба – 60-летие революции 1956-го, вторая непосредственно связана с нашей страной – 25-летие установления дипломатических отношений между двумя государствами.

Вполне объяснимо, почему именно эти юбилейные цифры в большей или меньшей степени определили культурную программу сезона, подготовленную посольством Венгрии в Украине совместно с отечественными институциями. Надо сказать, что презентация мультикультурных проектов журналистам и общественности регулярно проходит в этой амбассаде что на улице Рейтарской, 33.

Эрно Кешкень традиционно озвучивает культурную программу сезона // Cергей МОРОЗОВ

16 сентября состоялась очередная такая встреча. По традиции, основные пункты программы озвучил господин посол – Эрно Кешкень, а более детально о проектах рассказали гости пресс-конференции.

Что за концерты!

Несмотря на то, что программа анонсируется с прицелом «на будущее», известные венгерские деятели в эти дни уже присутствуют в украинском информационном пространстве. Так, например, 22 сентября на концерте фестиваля академической музыки Kyiv Contemporary Music Days, который продлится до 10 октября, прозвучит украинская премьера – скрипичный концерт венгерско-австрийского авангардиста Дьердя Лигети.

«23 года прошло с тех пор, как это сочинение было создано, — подчеркивает директор Kyiv Contemporary Music Days Альберт Сапрыкин. – На самом деле это произведение очень хорошо известно среди музыкантов, ценителей музыки. Можно услышать этот невероятно сложный концерт в исполнении именитых солистов. Специально для киевской премьеры из Вены прилетел дирижер Михеил Менабде, а из Базеля скрипач Джуния Макино».

Кстати, в программе этого молодого самобытного академического фестиваля, в основе которого произведения современных композиторов, многие из них написаны специально для участников Kyiv Contemporary Music Days, сторонники авангардной музыки всегда смогут найти себе событие по душе. И если не попадете на премьеру Лигети в Мистецький арсенал всегда можно подобрать альтернативу (kecmp.eu). Например, в финальный фестивальный день публику приглашают на концерт известного киевского пианиста Евгения Громова. Событие пройдет 10 октября в Доме актера на Ярославовом Валу. Программа включает сочинение венгерского композитора.

Большим событием обещает быть еще одно торжество, которое неизменно собирает любителей классики в Национальной филармонии. 22 октября отметят 205-летие со дня рождения фигуры мирового масштаба – Ференца Листа. С концертом выступит уже известный нашей публике венгерский виртуоз Дьердь Оравец. Пять лет назад этот пианист приезжал в Киев с двумя концертами Листа для фортепиано с оркестром — Первым и Вторым.

В этот раз г-н Оравец вновь повторит два этих величественных, чрезвычайно техничных произведения, дополнив выступление Венгерскими рапсодиями, этюдом «Мазепа» и Totentanz – «Пляской смерти». Последнее произведение знаковое для исполнителя. Он был первым, кто сделал запись сольного переложения «Пляски смерти».

Думается, не случайно отпраздновать день рождения Листа пригласили пианиста, который очень тонко чувствует композитора и даже некоторые вехи в их жизненном пути пересеклись спустя столетия. Так, например,

Дьердь Оравец закончил академию музыки, которая была открыта в доме самого Листа. Одна из дверей квартиры композитора выводила прямо в концертный зал. Будучи молодым еще исполнителем, Оравец стал стипендиатом фонда Дьердя Цифры – темпераментного виртуоза, который если можно так сказать, специализировался на наследии маэстро, в 1955 году выиграл международный конкурс имени Ференца Листа в Будапеште.

В 1993-м Дьердь Оравец специально ездил в Рим, чтобы сыграть на отреставрированном рояле, изготовленном когда-то специально для Листа.

Сегодня имя Оравца также связывают с большой популяризацией произведений великого композитора-соотечественника.

О том, что ни один крупный фестиваль не обходится сегодня без присутствия венгерских музыкантов, добавила Леся Олийнык, проректор по творческим и международным вопросам Национальной музыкальной академии Украины. Тут уместно будет сказать, что на открытии XXVII Международного фестиваля «КиевМюзикФест» в Национальной филармонии (он продлится с 1 по 9 октября) прозвучит концерт еще одного выдающего композитора — Бела Бартока. Ожидается приезд альтиста из Великобритании Андрея Вийтовича, музыканта ансамбля «Солисты» Королевского оперного театра Великобритании «Ковент Гарден».

«Я хочу вспомнить еще одну значительную дату. 170 лет назад Ференц Лист впервые присутствовал в Киеве, играл концерт на Подоле — в Контрактовом доме. Знаете, его фигура была тесно связана с Украиной, сколько произведений было написано здесь и обработок украинских песен. Несколько знаменитых сочинений были посвящены Мазепе», — подчеркнула Леся Степановна.

Поставят на обмен

Самую венгерскую по духу оперетту мастера жанра — Имре Кальмана «Графиня Марица» вскоре представит Национальная оперетта (11-13 ноября). Этим летом в Будапешт направился культурный десант из Киева. По итогам встречи с дочерью композитора – Ивонн Кальман были получены права на постановку оперетты на украинской сцене. Труппа ожидает почетную гостью на премьере спектакля.

У этого столичного театра творческие связи с Венгрией и посольством страны, в частности, пожалуй, одни из самых давних и крепких. В год бывает по четыре совместных проекта. Венгерская культура, искусство и быт также были представлены, скажем, на майском первом Международном фестивале стран Карпатского региона «Carpathian Space», организованном худруком театра Богданом Струтинским. В полифоническом арт-действе соседствовали восемь государств-участниц.

В планах на ближайшее будущее Богдан Дмитриевич отметил важный проект, который поможет зрителю увидеть целую палитру европейских премьер, а заграничным театрам расширить географию выступлений за счет Украины.

«Мы очень тесно общаемся с Театром оперетты и мюзикла в Будапеште, — рассказывает собеседник. — В последний наш приезд мы договорились, что будем представлять копродукцию (совместное производство). В Европе есть такое понятие, как обмен спектаклями. Это значит, что создается спектакль силами двух театров и отдается в прокат на полсезона или сезон в одну страну, потом – в другую. Понятное дело, речь идет только о технической стороне – костюмах, декорациях. Мы пришли к такому соглашению с венгерским театром.

Также подаем заявку на большой грант культурной программы ЕС «Креативная Европа» (Creative Europe), их офис недавно открылся в Украине. В этой программе участвуют театры пяти стран: Венгрия, Румыния, Прибалтика, Украина и Польша. Хотим, чтобы у нас заработала такая прокатная история, когда отбирается спектакль от каждой страны и приезжает на гастроли в страны-участницы гранта.

Думаю, что силами украинского бюджета подобный проект нереально осуществить, слишком дорогое удовольствие. К примеру, когда наш театр едет на гастроли, коллектив насчитывает 75 — 110 человек плюс две машины декораций.

В этой связи я надеюсь, что спектакль «Королева чардаша», которая в постсоветском пространстве называлась «Сильва» будет сыграна на сцене нашей оперетты силами Будапештского театра».

Богдан Струтинский подает на театральный грант «Креативной Европы» // Cергей МОРОЗОВ

— Богдан Дмитриевич, помимо «Графини Марицы» в этом сезоне анонсирована целая серия премьер. Какая постановка вас пугает особо, допустим из-за сложного музыкального материала, финансовой составляющей и т.д.?

— Вопрос интересный. Правда, я не могу сказать – пугает. Просто мы открываем для себя очень много нового, и иногда приходится слышать, что даже заходим на чужую территорию. Таким, в кавычках, заходом, я бы назвал премьеру большой оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», которая состоится в апреле. Мы хотим ее поставить в том стиле, в котором опера изначально была написана композитором. …

—…Это итальянская комическая опера — буффа

— Правильно. Она написана не статично и для нас это определенный эксперимент, к которому шли долго. Скажем, еще в 2006 году мы провели свой первый концерт оперного искусства. Сегодня у оперетты широкий профиль, артисты не зажаты в строгих рамках. Этим формируется труппа высокого толка, которая умеет работать во многих жанрах. При этом не «закисает» сам артист, потому что он пробует свои силы в разных направлениях. У одного, допустим, лучше получается опера, есть большой потенциал в голосе, другому созвучен модерн, третий органичен в оперетте, пожалуйста, здесь большой простор для всех проявлений.

Так что я не могу сказать, что чего-то опасаюсь, скорее это придает большую ответственность. Но думаю, что мы справимся достойно, потому что очень хорошо чувствуем материал. Мы его «растираем», «разминаем» уже года четыре в концертах, когда звучит ария Фигаро, дуэт Фигаро и Розины…

— Столп вашего репертуара – классика оперетты, мюзикла — тот золотой фонд, который не теряет свою прелесть с годами. Скажите, есть сегодня в стране композиторы, которые пишут оперетты, я не говорю о маститых Сергее Бедусенко, Владимире Быстрякове и др. Приносят вам партитуры сочинений с предложением поставить на сцене? Похоже, что в этом жанре наблюдается некий вакуум.

—Действительно, у нас есть замечательные сказки Сергея Бедусенко, другие детские мюзиклы тоже очень высокого уровня, все они имеют показатель – 98% просмотров. Это феноменально.

Наша задача — открывать ту мировую музыку, которая имеет высокое признание в Европе, на разных континентах, но до Украины она еще не дошла. Хотя мы можем знать ее по фильмам, записям в интернете.

Если говорить об отечественных композиторах, то в нашем репертуаре есть произведение Игоря Поклада, его называют одним из лучших украинских мелодистов («Такое еврейское счастье», — Авт.). Но так, чтобы пришел незнакомый автор, сказал, вот я сочинил, давайте поставим, такого не было. Вспоминается другая история, когда один человек, не буду называть его имени, предложил заплатить деньги, заказать сочинение, а уж он постарается. Такое предложение вызывает смех, потому как мы совершенно не знаем его продукта.

Как правило, подобных композиторов хватает на один-два номера, но вот чтобы написать оперетту с большой драматургически развернутой композиционной формой таких я, к сожалению не знаю. Это не значит, что их нет. Просто к нам такие авторы не обращались.

Кино с историей

Чрезвычайный и полномочный посол Венгрии Эрно Кешкень неоднократно подчеркнул, что культурная программа могла бы быть значительно богаче, но, как и везде сейчас наблюдается финансовые препоны. И если бы у посольства не сложились хорошие отношения со спонсорами, то большей части программы осеннего сезона мы бы, увы, не увидели.

Подчеркивая важность обоюдных связей в области культуры, господин посол упомянул об институциях, появление которых очень ждут с обеих сторон. Например, открытие Культурных институтов Венгрии в Украине и наоборот. В качестве обмена информацией, изучения языка, других сегментов жизни страны за рубежом, это был бы своего рода прорыв. Ведь мы видим, как активно и качественно работают такие институты и центры, например, Франции, Польши, Великобритании, Германии… Так что мы, жители страны, действительно, заинтересованы в подобных локациях.

А пока, разные направления искусства и культуры Венгрии, можно увидеть, например, на фестивалях, которые вскоре пройдут в Киеве.

Из громких и действительно ожидаемых кинопремьер, хочется отметить фильм венгерского режиссера Ласло Немеша «Сын Саула», который в этом году получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и Гран-при Каннского кинофестиваля. Картину покажут в рамках Мемориальных дней, посвященных 75-летию трагедии Бабьего Яра (столичный кинотеатр «Синема Сити» с 24 по 28 сентября). В октябре лента официально выходит в широкий прокат.

Старейший украинский фестиваль «Молодость» также покажет коллекцию фильмов венгерских режиссеров. Она, к слову, очень интересно выдержана. Отбирали ленты, начиная с 1956 года – революционной даты. И каждое последующее десятилетие будет характеризовать свой наиболее зрелищный или знаковый фильм. Такая вот историческая ретроспектива. Программа будет представлена 22-23 октября.

К 25-летию установления дипломатических отношений — 3 декабря, посольство планирует презентовать книгу, посвященную этому событию. Ведь это государство было одним из первых, кто признал независимость Украины, был подписан протокол об установлении двусторонних связей, а в здании на Рейтарской открылось Венгерское посольство.

Так что связи у нас и вправду очень давние. В том числе и на культурном фронте.

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка