Война и немного фарса

№16v(744) 1 — 7 мая 2015 г. 30 Апреля 2015 5

На плакате к «Вечно живым» Виктория Булитко (Вероника)   и оба исполнителя ролей Бориса и Марка — Максим Грубер и Василий КухарскиНа прошлой неделе столичный Театр на Подоле представил премьеру Виталия Малахова «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Постановка военной драмы из золотого фонда советской классики стала любопытным концептуальным экспериментом, почти лишенным реальных новаторских черт

Виктор Розов написал свою первую и самую знаменитую пьесу в 1943-м, еще во время войны. Известность она приобрела в 1956-м после постановки в новорожденном «Современнике» Олега Ефремова, а мировую славу — в 1958-м, когда снятый по мотивам пьесы фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. С тех пор Борис для нас — это Алексей Баталов, Белка-Вероника — Татьяна Самойлова, а Федор Иванович Бороздин — Василий Меркурьев, и попробуй эти стереотипы перешиби.

Художественный руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов решил попробовать. Уже одно это решение требовало определенной творческой смелости, и не только из-за того, что сравнений с фильмом Калатозова не избежать, но еще и по другой очевидной причине: спектакль о войне, поставленный в Украине в 2015 году, воспринимается сами знаете как и почему. Классика неожиданно приобрела печальную и одновременно парадоксальную актуальность. Парадокс заключается в том, что беды нынешней войны за преодоление советского наследия, как оказалось, могут быть описаны языком советской пьесы. Причем советской до мозга костей, если допустить, что у пьес бывают кости и мозг.

Меж двух огней

Ни костей ни мозга, то бишь ни буквы ни духа «Вечно живых» Малахов существенно менять не стал. Его постановка сохранила и большую часть исходного текста, и характерный патетический накал, и конфликт между добром и злом, вполне однозначно поставленный и столь же однозначно решаемый.

Правда, Малахов допустил некоторые вольности с ролями и персонажами, но на общую тональность спектакля эти ходы почти не повлияли. Другое дело, что перед режиссером, отважившимся поставить в апреле 2015-го пьесу Розова, стоял ряд куда более значительных проблем или, если хотите, соблазнов. С одними Малахов успешно совладал. С другими — не очень.

Первый соблазн заключался в том, чтобы поставить «Вечно живых» строго по Розову, то есть как пьесу о Великой Отечественной войне, в том числе с упоминанием Москвы и Ленинграда. В Донецке или Луганске такое сейчас пошло бы на ура, но вот в Киеве контексты существенно поменялись, и подобный прием мог быть воспринят как вражеская пропаганда. Второй соблазн был прямо противоположным по сути: полностью осовременить пьесу, привязать ее к нынешним реалиям — ДНР, ЛНР, АТО и т.п. Смею предположить, что подобный ход почти наверняка выглядел бы неуместным, примитивным и конъюнктурным.

Малахов выбрал третий, единственно правильный путь. Географические названия в спектакле не упоминаются, но приметы времени в целом сохранены. Понятно, что речь идет о советских 1940-х, однако многие реплики со всей очевидностью проецируются на украинские 2010-е. Имена действующих лиц остались прежними, тут тебе и Антонина Николаевна и Варвара Капитоновна, но в разговорах пару раз мелькает характерный «Васыль». Еще Федор Иванович Бороздин произносит несколько фраз по-украински и ставит на патефон пластинку с песней «Ой, дівчино, шумить гай», но это уже, пожалуй, перебор, намек и так вполне понятен.

То есть малаховская версия «Вечно живых» — это спектакль не о Великой Отечественной войне и не о войне в Донбассе, но о войне вообще. О безликой злой силе, которая калечит судьбы и отнимает жизни. Об испытании, которое выявляет подлинную суть человеческой натуры. О стойкости и хрупкости, жертвенности и эгоцентризме, подлости и благородстве. Проще говоря, о том, что такое хорошо и что такое плохо. В советской парадигме вообще и у Розова в частности с этим все просто и очевидно. Если на родину напал враг, нужно брать в руки оружие и идти ее защищать, а лазейки ищут только трусы, лжецы и бессовестные приспособленцы.

Насколько данный пафос соответствует нынешней ситуации в украинском обществе? Вопрос непростой и я бы сказал, не слишком приятный, но как бы то ни было, отвечать на него придется определенно не Виктору Розову и даже, пожалуй, не Виталию Малахову, а отечественным драматургам и режиссерам новых поколений. Вот только боюсь, первая адекватная пьеса о нынешних судьбоносных событиях в Украине появится еще очень нескоро. Впрочем, оставим эту грустную тему и закончим разговор о «Вечно живых».

Смех и трюк

Это подчеркнуто традиционный, консервативный спектакль. Без изысков в музыкальном, художественном и пластическом решениях. Актеры, если вынести за скобки элементы легкой эротики, играют так, как могли бы играть и двадцать, и пятьдесят лет назад. Однако будучи режиссером с огромным опытом, Малахов прекрасно понимал, что столь академичную картинку надо чем-то оживить. И соблазнился пойти по простому, но надежному пути — разбавить суровую драму легкомысленным фарсом, непритязательной клоунадой, пользующейся непременным спросом у киевского зрителя.

В результате Екатерина Шенфельд (Люба) уморительно шепелявит и ведет себя как дурочка. Федор Ольховский (Чернов) пытается шлепнуть Веронику по попке, чего он никогда не сделал бы ни у Розова, ни у Калатозова. Артем Мяус (Миша) изображает полуслепого балбеса, только наощупь отличающего кружку от книжки — когда в финале Люба скажет, что он пошел воевать наводчиком, зал откликнется предсказуемым хохотом. Екатерина Рубашкина, девушка с исключительной внешностью, играет не столько Варю, сколько Елену Борщеву из команды КВН «Сборная Пятигорска». В общем, есть над чем посмеяться, расслабиться, хорошо отдохнуть.

Впрочем, слишком уж расслабляться не стоит. В отношении главных героев-антиподов Малахов все-таки придумал новаторский трюк, требующий от зрителей особой бдительности. Им следует заметить не только то, что отрицательный, нарочито манерный Марк с пышным париком на голове почему-то стал не двоюродным, а родным братом положительного Бориса, но и то, что одновременно эти двое на сцене не появляются. Раскроем карты: братьев, воплощающих соответственно добро и зло, играет один и тот же Василий Кухарский (во втором составе — Максим Грубер), и для «Вечно живых» этот прием явно нестандартный.

И все же дополнительных смыслов в пьесу Розова он не привносит. Рассуждения о едином начале добра и зла, об их равной притягательности для растерянной Вероники (Виктория Булитко) или, наоборот, о двойственности человеческой природы и архетипическом сюжете о братьях-врагах к «Вечно живым» никак не лепятся. Кроме того, Кухарскому удалось сделать Бориса и Марка настолько непохожими друг на друга, что разглядеть в них одного и того же актера трудно даже внимательному зрителю. В результате хитроумный трюк остался не более чем хитроумным трюком.

«Вечно живые» Театра на Подоле — спектакль концептуально выверенный, идеологически аккуратный, сыгранный старательно и с душой. На общем безрадостном фоне он, пожалуй, даже выделяется, и вполне возможно, что в следующем марте постановка Виталия Малахова возьмет одну-другую статуэтку «Киевской пекторали». Если этого не случится, значит, в театральной жизни столицы произойдут серьезные перемены. Сегодня в это верится с трудом.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка