Воспитание в мажоре

№32(782) 12 — 18 августа 2016 г. 10 Августа 2016 4.7

В мир музыки с мамой

В Четыре руки

«Семь всего лишь нот на свете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти / И в тетрадку занеси...» — эти складные строчки сочинила в свое время Наталья Кончаловская, дочь и внучка именитых художников — Кончаловского и Сурикова, супруга не менее известного писателя Сергея Михалкова, мать двух режиссеров — Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Немало состоявшихся музыкантов, которым посчастливилось изучать вместе с родителями «Нотную азбуку» (тираж 1963 г. был довольно скромен — чуть больше 200 тыс. экземпляров на всю огромную страну), с благодарностью вспоминают считалки, загадки и сказки, придуманные Натальей Петровной. К слову, книга претерпела несколько изданий, но, на мой взгляд, самым показательным все же было киевское, с чудесными иллюстрациями Елены Яблонской.

На начальном этапе азбука помогла малышам узнать и полюбить музыку, а их родных вооружила столпами музыкальной грамоты, благодаря чему мамы и папы вскоре с легкостью оперировали основной терминологией, имели понятия о длительности нот. Так что внимательные взрослые чувствовали себя вполне уверенно, контролируя уроки маленьких пианистов.

Что-нибудь из Вагнера

Заветную книжку штудировала моя соседка Таня на пару с бабушкой и мамой. Мне казалось, что во многом благодаря азбуке, ее позитивным стихам, поданным в игровой форме, успехи Танечки в музыкальной школе были куда большие, чем у одноклассников. Книга развивала не только девочку, но и взрослых членов семьи, ведь ноты, темпы, лады — мажор и минор освоили и дедушка с бабушкой. Да так, что потом играли нехитрые мелодии на фортепиано уже в четыре руки, аккомпанируя внучке.

Известно, что методикам обучения игре на фортепиано дошкольников уделяли внимание многие педагоги: практики, пестовавшие будущих музыкантов в школах (или как говорили мои учителя — культурно образованных любителей), а также светила музыкальной науки. Но вот книг, которые бы стали педагогическим подспорьем для родителей, помогающим маленьким Листам и Брамсам добиваться успехов, куда меньше. Именно потому каждое такое издание вызывает интерес.

Как, например, недавно вышедшая книга бывшего соотечественника Виктора Шевцова, ныне авторитетного педагога, исполнителя, основателя и директора частной фортепианной школы Vitta Academy of MusicArts в Ричмонде (Канада). Название новинки весьма красноречиво: Help Your Child Excel at the Piano, или «Как помочь своему ребенку добиться успехов в игре на фортепиано».

Здесь опытный педагог размышляет о первостепенной роли родителей в становлении, воспитании, поддержке ребенка, демонстрирующего способности или даже явный талант. В сущности во многом именно от родных зависит, будет ли отпрыск понимать музыку, изъявит желание заниматься ею, совершенствовать свои навыки или же этот богатый мир звуков и гармоний останется для него, увы, недоступным.

Из биографий подавляющего числа музыкантов мы знаем, насколько авторитет родителей, их чуткость к природным данным чада помогли пройти путь от подающих надежды ребят до прославленных мэтров. Так, к примеру, способности четырехлетнего Пети Чайковского заметила его мать, отменная пианистка: мальчик весьма точно пропевал услышанные мотивы, нажимал пальцем на верные клавиши, очень любил слушать, как музицирует родительница. В конце концов Чайковские пригласили учительницу, которая никогда не сомневалась в грядущем успехе питомца.

Будучи юношей, Петр Ильич заговорил о том, что хочет посвятить себя не чиновничьей карьере, а музыке целиком. Несмотря на то что педагог, у которого Петр брал частные уроки, не видел сколько-нибудь радужного будущего, отец сказал свое веское слово, которое в письме процитировал будущий композитор: «За ужином говорили про мой музыкальный талант. Папаша уверяет, что мне еще не поздно стать артистом. Хорошо бы, если так; но дело в том, что если во мне есть талант, то уж, наверно, его развивать теперь невозможно».

Отец Вольфганга Амадея Моцарта также первым разглядел гений сына, застав карапуза, который едва дотягивался до мануала (клавиатуры) клавесина, за проигрыванием одним пальцем услышанной мелодии. Музыкальность Шопена всячески развивали его родители, увидев, как эмоционально реагирует ребенок на звуки рояля. Вагнер был благодарен отчиму, который мечтал вырастить из пасынка живописца, но уже на смертном одре, услыхав, как вдохновенно Рихард играет оперную арию, изрек: «А что, может быть, у него есть дарование к музыке?» Вагнер вдохновлялся словами отчима, который хотел сделать из него «что-нибудь».

О роли духовного базиса, необходимого каждому музыканту или ценителю, говорил в свое время великий Генрих Нейгауз, воспитавший целое созвездие выдающихся исполнителей и педагогов. «Прежде чем учиться играть на инструменте, ребенок или взрослый должен духовно владеть какой-то музыкой: хранить ее в своей душе, уме, слышать своим ухом», ведь научить игре на инструменте легче, чем научить понимать ее. А кто, как не мать, отец или старшая сестра, привьет все эти навыки, научит звучать в унисон с музыкой.

Гаммы для интеллекта

К успеху вместе. Книга «Как помочь своему ребенку добиться успехов в игре на фортепиано»

Книга Виктора Шевцова, автора серии учебных пособий для пианистов разного уровня подготовки, доходчиво рассказывает взрослым о том, как избежать самых стереотипных ошибок, вводя чадо в музыкальный мир.

Самая главная из них — излишне несерьезное отношение родителя к урокам ребенка. Сколько приходилось сталкиваться с ситуациями, когда мама или папа «отрывали» чадо от инструмента, дескать, лучше во дворе поиграть, так пользы для здоровья будет больше. Или предлагали другие задания (выполнение школьных уроков, уборку по дому) в тот час, когда ребенок изъявлял желание подойти к инструменту. С другой стороны, давить, заставлять музицировать часами также не рекомендуется. Такая напористость, вызывающая панику, может навсегда отбить охоту от занятий.

Пусть для родителей не будет смыслом жизни выращивание из сына или дочери концертирующего исполнителя, дирижера, композитора. Человек, который понимает и разбирается в музыке на хорошем любительском уровне, нуждается в ней, уже обрел огромный культурный потенциал. В последующие годы перспектива профессионального становления будет более-менее ясна. Но создание условий, максимально способствующих раскрытию таланта и склонностей в первые годы, — задача, которая ложится не только на плечи преподавателя, но и домашних.

Как подчеркивает автор, уроки должны быть регулярными, так как порядок формирует у детей трудолюбие, концентрацию внимания, настойчивость. Результаты психологических исследований показывают, что музыкальные дети в целом лучше сверстников концентрируются на уроках в школе и быстрее схватывают новую информацию.

Не стоит забывать о том, что занятия музыкой — это не только разучивание нот и нудная (хотя и необходимая) «зубрежка» гамм. Огромная роль в воспитания музыканта отводится культуре слушания. Сегодня благодаря интернету, широкой палитре концертов и спектаклей можно без труда найти подходящее музыкальное событие. Педагоги подсказывают, что на этапе освоения знаний лучше выбирать не масштабные мелодические полотна, а подходящие для детского восприятия образцы. В музыкальных магазинах можно купить, например, уже готовые подборки на CD классической музыки для любого возраста (от рождения до юношества).

Родители должны знать, что от занятий музыкой ваш ребенок уж точно ничего не потеряет. Эту точку зрения поддерживают детские психологи, утверждающие, что эстетическое развитие обогащает, стимулирует развитие других навыков, а может, даже и талантов.

Музыкальные уроки — хорошее подспорье для воспитания позитивных черт характера. Так, многочисленные психологические исследования подтверждают преимущества раннего музыкального образования. Дети, которых в нежном возрасте познакомили с инструментом, показывают глубокое понимание и знание музыки, отличаются живым эмоциональным развитием. Еще один плюс — позитивный взгляд на мир.

Профессор Лондонского университетского колледжа Джеффри Миллер после ряда тестов уверен, что занятия музыкой изначально способствовали развитию более сложной организации мышления у человека. «Наш мозг постоянно пытается создать порядок из беспорядка, и музыка дает ему потрясающую возможность для игры с различными смысловыми единицами, — говорит он. — Мы извлекаем из нашей культуры (сознательно и интуитивно) представления о музыкальных структурах, тонах и других способах понимания музыки. И наш мозг развивается, пытаясь выделить различные паттерны (закономерности) в музыкальных произведениях».

Игра на музыкальном инструменте требует одновременного выполнения многих задач — это координация движений, эмоциональная восприимчивость, анализ нотного текста, быстрота реакции. И, как правило, занятия музыкой способствуют проявлению других талантов. Так, часто музыканты недурно выражают себя, например, в литературе, живописи.

Роберт Шуман, к слову, еще мальчиком сочинял стихи, писал комедии и трагедии, которые потом ставились на домашних концертах. Блистательный пианист Святослав Рихтер увлекался рисованием — создавал очень неплохие пейзажи, а Фредерик Шопен в молодости «баловался» карикатурами.

Педагог и пианист Виктор Шевцов отмечает: «Я хочу заверить родителей, что все дети, без исключения, могут научиться играть на музыкальном инструменте квалифицированно, на уровне, который позволит им наслаждаться опытом сочинительства. На мой взгляд, все дети имеют музыкальные способности. Некоторые студенты демонстрируют очевидные музыкальные таланты, а другие нуждаются в помощи учителя, который поможет им раскрыть и развивать свой музыкальный потенциал».

Судя по официальному сайту пианиста в сети (musiclessonsrichmond.cо), г-н Шевцов и педагоги его школы уделяют особое внимание концертным выступлениям подопечных. Отчетные концерты, зачеты, конкурсы до сих пор важная часть образовательного процесса и в украинских школах эстетического воспитания. Так почему бы родителям не взять на вооружение эти проверенные десятилетиями действенные методы?

Домашние выступления — замечательный способ подвести итоги совместной работы взрослых и ребенка, дать возможность юному пианисту похвастаться успехами.

Обставьте мероприятие на должном уровне: приготовьте билеты и места в зрительном зале, пригласите гостей (на первых порах лучше ограничиться родственниками).

Кто знает, возможно, аплодисменты родных станут предтечей бурных рукоплесканий огромных концертных залов. И часть этой победы родители смело смогут принять на свой счет.

Справка «2000»

Хорошая подборка классической музыки в мультфильмах — шедеврах мирового кинематографа выложена на сайте music4good.ru. Смотреть и слушать — одно удовольствие. В коллекции — культовый фильм Уолта Диснея «Фантазия» (1940), где великий мультипликатор впервые использовал стереофонический звук. В 1999 г. вышла анимационная лента «Фантазия-2000» с применением современных технологий. Просмотр бесплатный.

За хрестоматиями и учебниками для начинающих музыкантов (пианистов в частности) обращайтесь в издательство «Музична Україна» (Киев, ул. Пушкинская, 32а, можно сделать онлайн-заказ на сайте магазина muzukr.com). Из новинок — объемное иллюстрированное пособие «Хочу грати на роялі». Идеальное пособие для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Включает сочинения украинских композиторов (европейская классика также присутствует), некоторые написаны специально для этого учебника.

Собрание нотной литературы для пианистов разного возраста и степени мастерства можно скачать на сайте нотныйархив.рф. Занимательная подборка авторских методик, которые в игровой форме научат родителей рассказывать о музыке, полюбить ее, вместе освоить игру на фортепиано, представлена на сайте pianotki.ru. Скачивание — бесплатное.

О развивающих играх с использованием музыкальных инструментов для карапузов читайте на сайте «Детский психолог» (dytpsyholog.com).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка