Зачем Моцарта превратили в Ленина

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 14 Февраля 2017 1

 [img:104497]

10 февраля Национальная опера начала чествовать известного украинского оперного певца Тараса Штонду — в своем коронном репертуаре он выступил в партии Алеко в одноименной опере С. Рахманинова. Очевидно, специально для бенефиса певца была поставлена опера Николая Римского-Корсакова — «Моцарт и Сальери». Примечательно, что на этот день пришлось 180-летие со дня смерти Александра Пушкина, чьи произведения — в основе либретто обеих опер.

Тарас Штонда — певец многоплановый, с большим репертуаром, выступающий на многих европейских оперных сценах. То, что редко удается его коллегам, а именно совмещать с одинаковым успехом оперную и концертную деятельность, у него выходит вполне успешно. Даже трудно сказать, где певец чувствует себя комфортнее. Подтверждением тому его частые концерты в киевской филармонии с постоянным партнером пианисткой Анастасией Титович.

Как известно, опера «Алеко» была дипломной работой 19-летнего Рахманинова по окончании московской консерватории в 1892 г. Петр Чайковский, возглавлявший комиссию, восторженно оценил сей опус пятеркой со многими плюсами вокруг и в дальнейшем скромно просил у Рахманинова разрешения на постановку в один вечер с «Алеко» своей «Иоланты». С тех пор произведение не сходит с отечественных и мировых сцен и остается загадкой для музыковедов: как умудрился неопытный 18-летний юноша сочинить шедевр, в котором ни убавить, ни прибавить?

Тем не менее на склоне лет Рахманинов считал свою первую оперу не более чем попыткой приблизиться к большому оперному жанру, намеревался дописать пролог. Обязанности концертирующего пианиста и дирижера не позволили этому осуществиться, и в 1936 г. он не дал разрешения на постановку в Париже.

Постановка Виталия Малахова выглядит свежо и поэтично, в ней акцентируется цыганская тема, главным образом за счет прекрасно поставленных и инсценированных танцев, занимающих едва ли не треть этой 50-минутной партитуры.

Я не понял на премьере и продолжаю не понимать, чем вызвана перестановка номеров, у автора четко обозначенных (за № 2 следует №5, под конец возникает № 3 и т. п.). Очевидно, это распространенный и чуть ли не узаконенный в нашей практике случай, когда режиссеру «видней», чем композитору.

Впервые услышал на нашей сцене солистку, выпускницу львовской музыкальной академии Ксению Бахритдинову в партии Земфиры. Она музыкальна, но сам голос обладает ощутимой вибрацией, и если так происходит в считающейся не такой уж сложной партии Земфиры, то чего ждать от более ответственных партий?

Многочисленная публика этого вечера ждала, конечно, второго акта, а именно оперы Римского-Корсакова. Шедевр «великого сказочника» написан меньше чем за месяц в речитативно-ариозном стиле, в честь и в подражание Александру Даргомыжскому и на почти неизмененный текст пушкинской маленькой трагедии.

Сюжета в этой опере, собственно, никакого: первая картина — приход Моцарта в дом Сальери и исполнение первым нового отрывка (даже не имеющего названия), и картина вторая — совместный ужин в таверне, незаметно проходящая сцена отравления и уход занемогшего Моцарта домой.

Тенор Валентин Дытюк — очень симпатичный мне певец (и бывший мой студент), довольно уверенно чувствующий себя на сцене и в роли. Весь его облик и пение были в образе «дитя солнца» и гениального чуда природы, каким мы видим Моцарта сегодня. Сальери Штонды выглядел и слышался полным его антиподом, этаким скалообразным «гением зла». В этом смысле данную постановку уместнее было бы назвать «Сальери и Моцарт».

Автор, завершив инструментовку оперы в 11 дней, засомневался в ее целесообразности, думая оставить вариант с аккомпанементом фортепиано как больше соответствующий ее камерной стилистике. В окончательном виде опера идет с оркестром. В первой картине есть интересный фрагмент, где Моцарт играет свое новое сочинение на клавесине — то есть певец имитирует игру, а пианист за сценой или в оркестре действительно играет. Правда, в тот вечер звучание рояля отчего-то напоминало разбитое пианино американских салунов. А жаль, музыка этого фрагмента очень красива и изобретательно стилизована «под Моцарта».

Сочинение это благодатно еще и тем, что не представляет проблем в режиссерско-постановочном плане. Здесь нет событий и сложных интриг — не считая приходов-уходов двух главных персонажей и недолгого появления слепого скрипача. Поэтому основная фабула в страстных и горьких монологах Сальери-человека и Сальери-композитора, ищущего, где же он допустил ошибку на своем многотрудном пути. Значительны для драматургии диалоги композиторов, и, конечно же, рассказ Моцарта о приходе «черного человека» и написании «Реквиема», тонко переданный Дытюком.

Тарас Штонда — страстный поклонник Федора Шаляпина, он не раз об этом заявлял, и вольно или невольно часто пытается копировать гениального баса, насколько возможны копии в оперном искусстве. Иногда это выглядит похоже, иногда смешно, так как интонации и жесты века 19-го, скажем, не совсем актуальны. Шаляпин, как известно, много раз пел Сальери и любил эту роль, но записей не сохранилось.

Алеко (Тарас Штонда) страдающий...

Хор, в этом случае разместившийся в ложах первого яруса и в конце исполнивший маленький фрагмент моцартовского «Реквиема», явно не рассчитал силу звука (особенно у женщин).

Недоумение вызвала финальная сцена — ушедший домой нездоровый Моцарт оборачивается гранитно-бронзовым постаментом в окружении множества свечей впереди себя и звездного неба за спиной. Побежденный (или раскаивающийся) Сальери преклоняет главу в немом поклонении. Хорошо помню — таким выглядел Ленин на задниках партийных съездов и концертов. Только вместо «Реквиема» звучало «Ленин всегда живой!» Что же, времена меняются, методы остаются.

Кстати, не пропустите: 24 февраля состоится большой концерт с участием юбиляра Тараса Штонды и ведущих солистов оперы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Наша кухня стала суспільною

Перший державний український театр — Дніпропетровський академічний український...

Подвальное искусство

«Ты — особенный», мюзикл, который за полгода объедет 30 городов страны, 1 декабря...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Загрузка...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

500 лет «лютерволюции»

500 лет назад, 31 октября 1517 г., в городе Виттенберг монах-августинец и доктор богословия...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка