Зеленку вам в ноги

№13v(741) 10 — 16 апреля 2015 г. 08 Апреля 2015 5

В феврале 1945-го молодая брюнетка стояла на перроне железнодорожного вокзала во Львове. Она уезжала в Вену, мечтая об оперной карьере и европейской известности. Лишь спустя полвека женщина снова ступила на этот перрон. За эти годы она стала примой, покорила своим густым меццо-сопрано австрийскую, немецкую, итальянскую сцену и ушла с певческой стези, став профессором камерного пения Высшей музыкальной школы в Граце (Австрия).

Примадонну звали Ирина Маланюк (на европейский манер Ira Malaniuk), она была уроженкой Станислава (Ивано-Франковска). Впрочем, в ее родном городе ничто не напоминает о славе землячки, имею в виду дом-музей, памятник, бюст или в крайнем случае мемориальную доску.

ИВАНО-ФРАНКОВСК

V Международный конкурс молодых вокалистов им. Ирины Маланюк

Ире Маланюк рукоплескала Европа // SALOMEAMUSEUM.LVIV.UAС 21-го по 26 апреля

Областная филармония (ул. Л. Курбаса, 3, тел. (03422) 2-2653, filar.com.ua). Вход свободный. Детальное расписание конкурса — на сайте филармонии.

Стоит признать, мир музыки, в котором жила и которому служила эта певица, здесь время от времени воссоздают. C 2007 г. в Ивано-Франковске проводится Всеукраинский конкурс ее имени. Инициирует творческое состязание Институт искусств Прикарпатского национального университета им. Стефаника.

В репертуаре, предусмотренном программой, много оперных арий, в которых блистала украинка Маланюк. К слову, певица за свою творческую карьеру появилась почти в 70 сценических образах, ее репертуар включал произведения для камерных концертов. В их числе — украинская вокальная музыка. Также она была первой исполнительницей сочинений, в частности ораторий.

По правилам конкурса в нем принимают участие студенты музыкальных факультетов. Исполнение во всех турах — публичное. Жеребьевка и торжественное открытие состоится 21 апреля, заключительный концерт победителей — 26-го.

ХАРЬКОВ

ІХ международная триеннале эко-плаката «4-й блок»

Работа Али Эмрани для триеннале-2012 // ECO-POSTER.ORG25 — 27 апреля

Ермилов-центр (пл. Свободы, 4, тел.: 095-801-3083, 057-760-4713). Полная программа выставок — на официальном сайте проекта: eco-poster.org.

В XIV в. Данте Алигьери написал «Божественную комедию», после выхода которой мы так много узнали об аде, его кругах и их обитателях.

В XX в. адом называли несколько глобальных событий в истории европейских стран, а помимо войн, жители СССР пеклом считали Чернобыльскую катастрофу.

Среди тех, кто работал у разрушенного реактора, был Олег Векленко — художник-плакатист, преподаватель Харьковского художественно-промышленного института (на то время лейтенант запаса). Он оставил десятки фотографий той трагедии, запечатлел людей, занятых опаснейшим занятием, сделал многочисленные наброски карандашом.

После той жуткой командировки художник сосредоточился на теме последствий техногенных катастроф не только для человека, но и для экологии. Так, силами его и коллег-энтузиастов 26 апреля 1991 г. в Харьковском художественном музее была представлена первая международная выставка плаката и графики под названием «4-й блок».

Все работы (состоявшихся авторов и молодых художников) посвящены проблемам экологии, сохранению ресурсов, глобальному потеплению, генной инженерии, исчезновению биологических видов и т. д.

По традиции вместе с основной выставкой проходят выставки-спутники, представленные в разных галереях, художественных пространствах. Приветствуются перформансы на заданную тему, акции и мастер-классы. Триеннале проходит в трех сегментах: экология Земли, экология человека и экология культуры.

В этом году в подборку вошли почти тысяча плакатов, участвуют более 400 дизайнеров и художников из 40 стран. К слову, члены жюри (группа международных экспертов) также презентуют в день открытия собственный взгляд на «4-й блок». Торжественный и благодушный прием гостей начнется в 18.30 в пространстве Ермилов-центра.

Кстати, о дантовом аде вы еще услышите — коллекцию плакатов, созданных к годовщине написания первой части этого литературного шедевра, а также театральные и киноафиши откроют в ТЦ Ave Plaza (ул. Сумская, 10) в 18.30.

КИЕВ

ZelyonkaFest, фестиваль современной хореографии

16 — 19 апреля

Киевский театр «Браво» (ул. Гончара, 79, zelyonka-fest.org). Билеты 200 — 500 грн.

«С другой ноги»: школа танца Black O!Range // VK.COM
«С другой ноги»: школа танца Black O!Range // VK.COM

Вы до сих убеждены, что современная хореография в нашей стране представлена лишь спектаклями «Киев-модерн балета» или проектом «Великий Гэтсби», который с аншлагами возит экс-премьер Национальной оперы, а ныне звезда Мариинки Денис Матвеенко? Простите, но вы излишне закостенели.

Самое время узнать о том, что современный танец не просто есть, он давным-давно сменил тесные хореографические залы на лучшие европейские сцены. Он делится своими наработками с зарубежными коллегами и приглашает их станцевать на пару. Например, в Киеве, во время хореографического праздника ZelyonkaFest.

Действо это грандиозное как для зрителей, так и для тех, кто связан с танцевальными направлениями. Для последних тут раздолье. Именитые (понятное дело, в профессиональных кругах) хореографы и перформеры будут рассуждать о контемпорари (современных направлениях), поделятся опытом наглядно в процессе обучения и покажут уже сценические варианты своего вдохновения.

Открытием фестиваля и публики обещают стать несколько постановок, к примеру, «Священная весна» (не путать с балетом «Весна священная» на музыку Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского) — работа Кристины Шишкаревой. Или, скажем, «Контемпорари?» — спектакль от триады литовских хореографов, награжденный два года назад престижной национальной премией «Золотой крест».

На танцы можно не только смотреть, о них нужно весьма лаконично говорить. О том, как обстоят дела с современными па в Польше, поведают два ее представителя — Гжегож Кондрасюк (университет Марии Кюри-Склодовской) и Ришард Калиновский (Люблинский театр танца). Французские новости на тему осветит в лекции «Советы и подсказки для формирования и развития сферы перформативных искусств в Украине. Опыт Франции» Лоран Ван Коте.

Кстати, еще одно подтверждение того, что организаторы умеют не только объединять людей, находить финансирование и составлять программы, но и танцевать, — выход арт-директора Zelyonka Fest Антона Овчинникова.

На двоих (с товарищем по цеху— хореографом и перформером Антоном Сафоновым) они готовят постановку «Тот, кто шепчет» (M.O.S.T. dance project).

В общем, этот фестиваль подтверждает поговорку, что молодо — зелено. Однако эта зелень, о которой идет речь, уже готова смениться сочными плодами.

ОДЕССА

«Два дня и две ночи», международный фестиваль новой музыки

26 — 27 апреля

Филармония (ул. Бунина, 15, тел.: (048) 725-6903, 725-1536, filarmonia.odessa.ua). Начало в 10.00

Эту песню не задушишь, не убьешь. Из выступлений 2014 г. // TIMER-ODESSA.NET
Эту песню не задушишь, не убьешь. Из выступлений 2014 г. // TIMER-ODESSA.NET

Значительный по художественным меркам советский фильм 60-х годов «Девять дней одного года» стал новым словом в киноискусстве. Здесь применялись необычные декорации, а вместо музыки — звуковое сопровождение, больше напоминающее шум работающей техники.

Создатели знаменитого одесского действа «Два дня и две ночи» тоже сказали новое слово, во-первых, в фестивальном движении, во-вторых, в его формате. Практически без перерыва в течение 48 часов солисты и музыкальные коллективы будут нести в мир вечное и прекрасное. Естественно, многое из этого будет создано и озвучено в новаторском ключе.

Поклонники этого марафона уже привыкли, что примерно раз в один музыкальный час на сцене выступают два музыканта, играющие на разных инструментах и в разном ключе. Они не связаны между собой ни программой, ни стилем — ничем. Между ними происходит своеобразная музыкальная дуэль. Кто сделает первый выстрел и поразит противника и «секундантов»?

Надо сказать, впервые «Два дня и две ночи» появились на фестивальной карте страны в 1995 г. стараниями ее нынешнего директора — одесского музыканта Александра Перепелицы, композитора Кармеллы Цепколенко и ряда солидных культурных организаций и госструктур.

Интересно, но фестиваль этот — некоммерческий, так что существует за счет программ иностранных и отечественных проектов, помогают гранты, спонсоры, областные администрации. В этом году, когда многие фестивали и культурные проекты сошли с дистанции, поминая недобрым словом недостаточное финансирование, «Два дня и две ночи» продолжает жить и звучать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка