Злодейство измерили в гениях

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 14 Февраля 2017 4.5

Моцарт Валентина Дытюка был весел и печален // КСЕНИЯ ПАНЧЕНКО

Почти что раскольниковским вопросом, что-то в духе «гений я или право имею», терзался главный герой этой оперы — Сальери. Впрочем, похоже, он так до конца и не определил для себя верное решение.

10 февраля Национальная опера Украины давала премьеру — лаконичное сочинение Римского-Корсакова по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». О том, каким был ажиотаж в предчувствии вечера, можно было судить по активности зрителей в театральной кассе. За десять минут до начала спектакля очередь не редела: одни стояли за пригласительными, другие выкупали бронь, а кто-то надеялся приобрести билет на премьеру.

Театр был полон.

Басовый культ

«Моцарт и Сальери» — опера пусть и известная, однако стоит она несколько обособленно в творчестве самого композитора и точно так же будет смотреться в репертуаре театра. Камерная по своей сути — действующих персонажей всего-то двое, мест действия также два (комната в доме Сальери и трактир), краткая по звучанию (чуть более 40 минут), поэтому ей неизбежно приходится искать «компанию» на вечер.

Как правило, режиссеры сочетают оперу с концертной программой из других сочинений Моцарта (так, к примеру, в свое время сделал московский Большой театр) или же предлагают публике послушать «Реквием» Вольфганга Амадея, что уже звучит намного гармоничней. Потому как именно об этой заупокойной мессе и черном человеке, ее заказавшем, и ведет свой рассказ пушкинский Моцарт в одном из последних монологов.

К 12-частному «Реквиему» Национальная опера в этот вечер не обратилась, объединив премьерного «Моцарта и Сальери» со своим уже репертуарным спектаклем — оперой «Алеко» Рахманинова, поставленной в 2010 г. режиссером Театра на Подоле Виталием Малаховым.

Получилось вполне гармонично. Во-первых, оба оперных либретто опираются на тексты Пушкина. Во-вторых, партии главных героев, по иронии судьбы ставших злодеями, — Сальери и Алеко исполнил выдающийся украинский бас Тарас Штонда. Но есть и принципиальные отличия. «Алеко» — опера яркая, красочная, с массой персонажей, хоровых сцен, и все это сдобрено цыганскими песнями-плясками. И в противовес ей «Моцарт и Сальери», где вместо привычных распевных арий — развернутые драматические монологи, которые строго следуют за пушкинской строфой, а дуэтов, ансамблей нет в принципе.

Тарас Штонда, дебютировавший с партией Сальери на большой оперной сцене, стал инициатором появления произведения и в репертуаре театра. Этими драматичными сценами театр символично отмечает 50-летний юбилей баса и 25-летие его творческой деятельности.

Без сомнения, роль Сальери станет знаковой для Тараса Штонды

Стоит отметить, что ранее «Моцарта и Сальери» никогда не ставили в Национальной опере. Первое ее прочтение в наши дни осуществил режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко.

Хотя чуть больше ста лет назад избранной киевской публике довелось слышать в партии Сальери самого Федора Шаляпина, приезжавшего сюда на гастроли. Именно на его голос и потрясающий драматический талант изначально рассчитывал композитор. Выбор был точным — во многом благодаря Шаляпину опера обрела популярность. А партия так и осталась излюбленной в репертуаре великого баса, и до того как выехать в эмиграцию, только он выходил к зрителям в роли завистника Сальери.

Сохранилось каноническое фото с премьеры 1898 г., где Шаляпин (Сальери), приняв зловещий вид, нависает над музицирующим Моцартом (Василий Шкафер).

Часто в качестве иллюстрации постановки используют «сцену отравления», запечатленную Михаилом Врубелем (он иллюстрировал пушкинскую трагедию в 1884 г. ). К слову, именно этот рисунок выбрала для визуального сопровождения в афише Национальная опера.

Партия главного героя — Сальери, которого «злой гений» Пушкина выставил завистником и убийцей подлым, без спору, способна украсить репертуар любого баса. Однако она же может каверзно выказать слабость актерского багажа.

В случае с Тарасом Штондой о негативном сценарии не могло быть и речи. Было видно, что роль доставляет басу исключительное наслаждение. Он упивался каждым словом, а в жесты и мимику — а эта роль требует шекспировского накала эмоций — вложил максимум.

Публика видела, как утверждается Сальери в своем предназначении. Если поначалу он проникновенно, но довольно мягко сетовал на то, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», то к концу своего ариозо он тягостно и с болью признает, что завидует глубоко и мучительно. Тут он выдвигает главное обвинение собрату по искусству, «гуляке праздному», который играючи получил священный дар — гений. Где справедливость?

Партию «зальцбургского гения» исполнил молодой тенор Валентин Дытюк. Казалось бы, относительно недавно он дебютировал на сцене Национальной оперы, а сегодня в его творческом багаже главные роли, премьерные исполнения, свои почитатели. Голос Валентина свежий, полетный, гибкий, с красивыми верхами. Приобретя сценический опыт, Валентин зарекомендовал себя как полноправный партнер по сцене.

Последний ужин

«Ты заснешь надолго, Моцарт!»

Роли двух антагонистов — именитого баса Штонды и недавнего выпускника консерватории Дытюка подобраны удачно. Интересно, что оба певца (каждый в свое время) ярко проявили себя в рамках одного и того же Международного конкурса вокалистов им. Глинки. Штонда стал его лауреатом в 1991-м в Алма-Ате, Дытюк триумфально победил в Москве в 2014-м.

Контраст масштаба исполнителей, их возраста (так и было в реальной жизни Моцарта и Сальери) добавляли убедительности. Правда, мне показалось, что Валентин подал своего героя слишком уж стеснительным, потирающим в смущеньи руки после похвалы старшего брата по перу.

А ведь Моцарт к своим 35 годам был известным музыкантом, автором популярных сочинений и редко когда сомневался в собственном таланте.

С другой стороны, Валентину удалось избежать еще одного прогнозируемого «перегиба», когда Моцарта показывают эдаким «мальчиком резвым, кудрявым, влюбленным», подменяя легкость характера легковесностью образа.

Да, Моцарт веселится и счастливо хохочет, слыша фальшивую игру слепого скрипача. В другой раз композитор предстает совсем в ином образе — встревоженный смертельным предчувствием.

Зловещий мужчина в черном, черные мысли Сальери стали решающими для сценического оформления. Тут художнику-постановщику пришлось во много крат сложней, чем, например, его коллегам, оформившим телепостановку «Моцарт и Сальери», надолго задавшую эталон экранизации маленькой трагедии. Моцарта там сыграл Иннокентий Смоктуновский, пел за него Сергей Лемешев.

Главному художнику театра Марии Левитской удалось, оперируя минимумом предметов, сделав ставку на мрачный цвет, добиться глубины и объема. Задрапированный задник и оставленный пустым проем, ведущий внутрь сцены, помог визуально сузить пространство. Так что стол с парой стульев, рояль (в первой картине), многочисленные канделябры со свечами и оба героя были сосредоточены «кучно». Взгляд публики не блуждал по подмосткам.

К слову, пожалуй, впервые на оперном спектакле я видела, что еда на столе была не бутафорская, а, надо думать, очень съедобная. Сальери аппетитно откусывал куски от своего блюда (мне показалось, что это мясной рулет, впрочем, могу ошибаться), внимательно слушая Моцарта. Затем, отпив из бокала, он с естественностью насытившегося человека продолжил свою музыкальную реплику.

А после того как Моцарт осушил чашу с ядом, Сальери так выкрикнул: «Постой!.. Ты выпил... без меня?», при этом расплескав вино из своего бокала и изменившись в лице так, что, честное слово, мурашки по спине побежали.

Несколько тактов «Реквиема», который Моцарт предлагает послушать своему другу, прозвучали прямо из зрительного зала. Из лож по обеим его сторонам, куда хормейстер-постановщик Богдан Плиш поместил солистов хора. Мнения о разведении мужских и женских голосов на такую дистанцию разнятся. Я занимала крайнее место справа и великолепно слышала женский хор и куда хуже мужскую партию. Публика, сидевшая на местах слева, наоборот, говорила о противоположном эффекте. Возможно, сбалансированное звучание оценили зрители центральных рядов в партере и ярусах. Тем более полноценный «Реквием» хор оперы, оркестр и солисты исполняют блестяще.

Оркестром в этот вечер управляла чуткий дирижер Алла Кульбаба, музыкальный материал звучал, точно следуя авторскому замыслу.

К слову, один шаг в сторону от пушкинского первоисточника и оперного изложения Римского-Корсакова постановщики все же себе позволили. Финальная сцена, признаюсь, удивила.

После того как отравленный Моцарт отправился домой, дабы заснуть вечным сном, а Сальери в последний раз рассуждает о гении и злодействе, вдруг расходятся кулисы, и мы видим неподвижного композитора в сонме свечей и звезд.

Ассоциации здесь, конечно, могут быть разные, но у меня в голове всплыли пушкинские строки о памятнике нерукотворном и незарастающей народной тропе.

А что же злодей? Он преклонил колени перед гением.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Наша кухня стала суспільною

Перший державний український театр — Дніпропетровський академічний український...

Подвальное искусство

«Ты — особенный», мюзикл, который за полгода объедет 30 городов страны, 1 декабря...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Загрузка...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

500 лет «лютерволюции»

500 лет назад, 31 октября 1517 г., в городе Виттенберг монах-августинец и доктор богословия...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка