Нефтяной общак

№22(774) 3 — 9 июня 2016 г. 01 Июня 2016 5

На создание стабилизационного резерва нефти и нефтепродуктов по европейскому образцу Украине потребуется более $1 млрд., которые, скорее всего, возьмут с нефтехранилищ трейдеров и канистр автолюбителей.

Украинские власти рассматривают варианты создания специального агентства, которое будет заниматься хранением минимального запаса нефти и нефтепродуктов. Такой резерв страна обязалась иметь, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС и приняв обязательства по имплементации Директивы 2009/119/ЕС.

Этот документ предполагает, что страны ЕС должны иметь запас в объеме двухмесячного среднесуточного потребления (61 день) или трехмесячного (90 дней) среднесуточного чистого импорта нефтепродуктов. Резерв должен быть сформирован не менее чем на 75% из нефтепродуктов и не более чем на 25% из сырой нефти.

Однако в стабилизационном резерве по-украински может оказаться больше бензина и меньше сырой нефти. Зависимость Украины от импорта нефтепродуктов оценивается в 85% потребления.

Из крупных нефтеперерабатывающих заводов в стране работает только Кременчугский НПЗ группы «Приват». Одесский НПЗ уже два года как остановлен. Имущество завода арестовано в рамках дела о долгах покинувшего Украину финансиста семьи Януковича — Сергея Курченко.

Лисичанский НПЗ, расположенный поблизости от зоны АТО, принадлежит «Роснефти». И российская госкомпания пока не планирует возобновлять его работу.

Не работает и Херсонский НПЗ, принадлежащий украинской группе «Континиум». Предприятие остановлено для проведения модернизации.

В Соглашении об ассоциации Украины и ЕС указано, что Украина должна в течение трех лет имплементировать требования Директивы 2009/119/ЕС в национальное законодательство. До конца т. г. украинские власти должны разработать проект закона о поддержке минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

На создание же самого стабилизационного запаса нашей стране дается срок до 2023 г. включительно. И уже сейчас чиновники и эксперты обсуждают вопросы, где хранить необходимые запасы и кто оплатит создание стабрезерва.

Так, на прошлой неделе глава Государственного агентства резерва Украины (Госрезерв) Вадим Мосийчук сообщил, что ведомство может обеспечить хранение около 1 млн. т нефтепродуктов, тогда как по информации представителя секретариата Энергетического сообщества Адриана Джасими Украине потребуется заложить в резерв в два раза больший объем горючего.

«Общий объем средств, необходимых для создания запасов нефти и нефтепродуктов в Украине, составляет порядка $1,05 млрд., или 25 млрд. грн.», — заявил Джасими на «круглом столе» по созданию запасов нефтепродуктов, состоявшемся в минувший четверг в Госрезерве.

Недостаток собственных мощностей по хранению нефти и нефтепродуктов предполагает, что Украина может прибегнуть к помощи частных нефтетрейдеров. Общий объем имеющихся в стране хранилищ нефтепродуктов составляет 2,63 млн. куб. м.

Кроме того, не исключается даже вариант частичного хранения стабрезерва в соседних с нами странах.

В процессе имплементации Директивы 2009/119/ЕС власти должны определиться и с моделью управления такими запасами. Европейские страны по-разному подходят к этому вопросу.

Так, если Швеция, Италия и Люксембург формируют запасы с помощью трейдеров, то в Польше, Чехии и Словакии они формируются государством. В Венгрии, Эстонии, Ирландии, Словении и Хорватии топливными резервами управляют специально созданные агентства.

Глава Госрезерва Мосийчук также склоняется к последнему варианту. Хотя и неясно пока, возложат ли эти функции на Госрезерв или же создадут новое ведомство.

За создание независимого отдельного субъекта со статусом агентства, который будет управлять запасами нефти и взаимодействовать с участниками нефтяного рынка, высказался представитель ЕС. Поэтому более чем вероятно, что эти рекомендации будут восприняты как сигнал к действию.

Учредителем нового агентства могло бы выступить правительство, а в состав совета директоров вошли бы представители Минэнерго. Минэкономразвития, Минфина и Госрезерва.

Для украинского же потребителя ключевой вопрос реализации Евродирективы стоит так: кто оплатит формирование стабилизационного резерва нефтепродуктов?

Например, представитель Энергетического сообщества ЕС назвал наиболее подходящим источником финансирования мероприятий по созданию топливного резерва введение дополнительного сбора с участников рынка нефтепродуктов за каждый проданный литр бензина или дизельного топлива, который будет действовать с 2017-го по 2023 г.

В этот период с нефтетрейдеров будут дополнительно брать по 40 коп. с литра горючего, проданного в рознице. Деньги поступят на счет агентства по управлению запасами нефтепродуктов.

Но оплатят эти мероприятия рядовые автомобилисты, стоимость бензина и дизтоплива для которых в итоге подорожает на те же самые 40 коп.

Г-н Джасими оговорился, что есть и другие способы наполнения резерва — международные кредиты, выпуск гособлигаций, перенаправление части акцизного сбора и пр.

Однако с деньгами в Украине сейчас туго. Поэтому маловероятно, что в нынешней ситуации государство найдет более $1 млрд. на модернизацию имеющихся и создание дополнительных мощностей или аренду их у частных нефтетрейдеров. Куда более вероятно, что проблему переложат на плечи налогоплательщиков.

B8-10683-avB8-tomobilistov-nikolaeva-obmanyvayut-na-zapravkah.tif

lifehack.md

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

BMW осваивает автопилот

Автогигант в сотрудничестве с компаниями Intel и Mobileye сообщает, что модели серии iNEXT...

Премиальный бензин для обычного авто — деньги на...

По данным AAA, только американские автолюбители в 2015 г. переплатили за совершенно...

Будущее начинается сегодня

Уже через 5 лет, если вы закажете в качестве такси автомобиль компании Lyft — главного...

Audi будут «общаться» со светофорами

Компания приступает к выпуску авто, способных в электронном режиме «общаться» со...

Силиконовая долина ставит на беспилотные авто

Шесть молодых ученых, выпускников Стэнфорда и сотрудников юной компании Drive.AI намерены...

Революция беспилотного транспорта уже на горизонте

Новая революция в мире персонального транспорта уже не за горами, утверждают...

Tesla, Jaguar, Volvo — лидеры по числу дефектов автомобильного...

Некорректная работа программного обеспечения постепенно превращается в один из...

Сбитое на дороге животное в США считается охотничьей...

С 1 июля автолюбители штата Вашингтон получат законное право считать сбитых в...

Легковая бронь

Платить придется только за горючее — расходы между пассажирами распределяются...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка