Украинские автомобили прекратят стимулировать

№25–26(741) 25 сентября — 1 октября 2015 г. 15 Сентября 2015 0

С 30 сентября отменяются специальные пошлины на легковые автомобили независимо от страны происхождения и экспорта. В свое время они были введены для поддержки отечественного автопрома. Но в результате и цели своей не достигли, и чуть с западными производителями не поссорили.

— Исходя из положений Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров ВТО, установлено, что национальные интересы Украины требуют отмены специальных мер относительно импорта легковых автомобилей с целью выполнения утвержденных Органом урегулирования споров рекомендаций по делу «Украина — легковые автомобили», — сообщила в минувшую субботу Межведомственная комиссия по международной торговле.

Проигранный спор

Напомним, что 4 марта 2013 г. было обнародовано решение (которое Межведомственная комиссия по международной торговле одобрила) о введении специальных пошлин на импорт в страну новых легковушек вне зависимости от страны происхождения и экспорта.

У автомобилей с объемом двигателя 1000—1500 куб. см (это самый распространенный сегмент — Honda, Hyundai, Skoda, Daewoo и т. д.) она составляла 6,46% стоимости. Если объем 1500—2200 куб. см (как у BMW, например), то 12,95%.

Решение о введении спецпошлин сроком на 3 года для поддержки национального автопрома, пережившего значительный спад производства, вступило в силу 13 апреля 2013 г. Однако наша страна была вынуждена досрочно отказаться от дополнительных заградительных мер.

Дело в том, что их введение вызвало озабоченность Японии: как заявили представители страны в ВТО, японские экспортеры автомобилей серьезно пострадали.

11 июля этого года Совет по торговле товарами ВТО на заседании в Женеве по претензии Японии обсудил введение Украиной спецпошлин.

Всемирная торговая организация поддержала Страну восходящего солнца и вынесла решение, которым рекомендовала Украине отменить заградительные меры, так как количество ввозимых к нам машин, по мнению японской стороны, не было критичным и не представляло серьезной угрозы для нашего автопрома. С такой же критикой выступили и в Евросоюзе, назвав принятые меры несовместимыми с обязательствами в рамках ВТО.

Казалось бы — вот оно, началось. То, о чем говорили многие (что ВТО, ЕС и вообще бездумное равнение на Запад ни к чему хорошему не приведет, а лишь погубит отечественного производителя), сбывается. Однако не все так просто.

Красная тряпка для быка

Олег Назаренко считает, что нам еще повезло – сначала спецпошлину хотели сделать 37,5%, и пришлось бы пересаживаться на телеги // AUTO.RIA.COM— Когда в 2011 г. ассоциация украинских автомобильных производителей «Укравтопром» стала просить правительство ввести заградительные меры, то речь шла о единой пошлине 37,5%, — рассказывает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — Понятно, что это была бы запрещающая пошлина. Нам бы, наверное, пришлось пересаживаться на телеги. В конечном итоге Минэкономики приняло половинчатое решение — 6,46 и 12,95%.

Стоит отметить, что решение о введении спецпошлин на фоне падения экономики нашей страны в целом и автомобильного рынка в частности еще больше снизило объем импорта авто. За прошлый год он уменьшился более чем в 2 раза, до 146,5 тыс. иномарок. Собственный авторынок, судя по всему, взял равнение на Запад — он сократился в 2,2 раза, до 97 тыс. автомобилей. То есть никакого эффекта заградительные пошлины не дали.

— Они и отечественному автопрому не помогли, и чуть с мировым сообществом не поссорили, — говорит Олег Назаренко.

По его словам, изначально серьезные претензии были у Японии, Южной Кореи и США. Но после начала майдана Америка почувствовала себя морально не готовой «наезжать» на Украину по автомобильному поводу. Отступилась и Южная Корея. А вот Япония продолжала бомбить ВТО своими претензиями.

— Если бы не «революция достоинства», то специальные пошлины отменили бы еще полтора года назад, — считает гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.

Вячеслав Коновалов, эксперт по транспорту общественной компании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль», в свою очередь утверждает, что с рыночной точки зрения спецпошлины ничего не дали.

Вячеслав Коновалов говорит, что пошлины необычайно сплотили иностранных производителей и наших покупателей: и те и другие были в ярости— А итог следующий, — говорит он. — И отечественные потребители пребывали в ярости (даже после подписания соглашения об ассоциации с ЕС автомобили в нашей стране остались чуть ли не самыми дорогими в Европе), и для мировых автопроизводителей пошлины были как красная тряпка для быка. Все это на фоне падения рынка. Если брать по месяцам, то было и 30%, и 50% по сравнению с прошлым годом.

Кстати, по мнению Олега Назаренко, «Укравтопром» вообще не имел права подавать заявления на заградительные пошлины (как это было сделано в 2011 г.).

— По мировому законодательству, — поясняет он, — это могут делать в странах, где автомобили либо производятся полностью, либо существенно изменены. А у нас что? Только сборка. Skoda — чешская машина, Daewoo Lanos — корейская, Chery — китайская. При этом идет нарушение статистики. Вот произвели в прошлом году в Чехии 200 тыс. автомобилей Skoda, 10 тыс. разобрали, привезли в Украину, собрали. И Украина рапортует — мы произвели 10 тыс. Skoda. Так сколько их на самом деле в мире произвели? В нашей стране из легковушек выпускались «Славута» и «Таврия».

В настоящее время за 8 месяцев среднее падение автомобильного рынка составляет 61% по сравнению с прошлым годом. Весной падение составляло до 74%. Так что ситуация улучшается. И отмена никому не принесших радость спецпошлин должна пойти только на пользу.

Справка «2000»

Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров: 01004, Киев, ул. Рогнединская, 1/13, оф. 3. Тел.: (044) 235-7563, 246-4799. vaaid@voliacable.comvaaid.com.ua

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

BMW осваивает автопилот

Автогигант в сотрудничестве с компаниями Intel и Mobileye сообщает, что модели серии iNEXT...

Премиальный бензин для обычного авто — деньги на...

По данным AAA, только американские автолюбители в 2015 г. переплатили за совершенно...

Будущее начинается сегодня

Уже через 5 лет, если вы закажете в качестве такси автомобиль компании Lyft — главного...

Audi будут «общаться» со светофорами

Компания приступает к выпуску авто, способных в электронном режиме «общаться» со...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка