Жертвоприношение одержимости

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 5

Участнице ДТП повезло, она отделалась испугом — скорость ее авто, въехавшего в себе подобное, была небольшой // ФОТО АВТОРА

По официальной статистике за годы независимости на дорогах Украины погибло более 100 тыс. человек, около 300 тыс. искалечено. Кровавая жатва ежегодно собирает страшный урожай — не менее 4 тыс. погибших и 10 тыс. покалеченных.

Смертность на дорогах приобретает масштабы демографической катастрофы, она вызывает обеспокоенность общественных институтов, церкви. Патриарх Московский Кирилл на ежегодном богослужении в память о погибших в ДТП, которое проводит православная церковь в каждое второе воскресенье ноября, заявил, что, кроме технических факторов, одна из причин аварийности — «человеческая одержимость, которая сносит все на своем пути». Поиск причин одержимости — задача социологов, психологов, духовенства, а вот анализ влияния на безопасный режим движения популярных и постоянно рекламируемых технических новшеств современных автомобилей, которые эксплуатируются нашими одержимыми, представляется задачей актуальной.

Если обратиться к словарю Даля, смысл слова «одержимый» объясняется в нем как «всецело охваченный каким-либо чувством, например страхом, страстью».

Присутствует в словаре и устаревшая форма толкования этого слова — «безумный, бесноватый». Именно такое определение наиболее применимо к поведению на дорогах той категории автовладельцев, которую в обществе называют «мажорами». Обнаружить в официальных статистических данных число смертельных наездов с участием «золотой молодежи» и высокопоставленных чиновников невозможно, статистика не выделяет подобные случаи отдельной строкой.

Однако известно, что виновниками особо резонансных ДТП часто становятся представители именно этой сравнительно небольшой части населения. Многолетняя работа в НИИ испытаний машин, 45-летний водительский стаж и общение с «мажорами» позволяют мне изложить в краткой статье выводы, которые, надеюсь, будут полезны участникам дорожного движения, и в первую очередь — «одержимым».

Богатые владельцы крутых автомобилей, которые, как и все прочие транспортные средства в мире, являются источниками повышенной опасности для людей, в большинстве своем уверены, что безопасность можно купить, потратив кучу денег на навороченное авто. Но все равно гибнут.

Традиционно смертельным сезоном для поездок на автомобиле становится зима, массовые «самоубийства» автолюбителей в городах и на автотрассах в эту пору года происходят практически ежедневно.

Нахрапистость рекламы и поразительный дилетантизм вырастили в стране поколение «квалифицированных потребителей» взамен думающих. Знаниям, осторожности и практическому опыту «мажоры» предпочитают заклинания продавцов-маркетологов и преступную самоуверенность. И один из результатов всего этого — тысячи трупов на дорогах. Владельцы автомобилей, экипированных так называемой «триадой безопасности» — «липучкой», АВS и полным приводом, искренне считают, что выполнили необходимые условия для безопасной езды на зимних дорогах и все будет непременно так, как обещала реклама. В момент своей смерти эти люди так и не узнают, в чем конкретно ошиблись.

Из типового рекламного проспекта для продажи «зимних» шин: «Автомобилисты все чаще предпочитают «липучку» обычной шиповке. Машина на этой резине чувствует себя уверенно, потому что в пятне контакта отсутствуют скользкие металлические шипы, а сама покрышка обладает улучшенными фрикционными свойствами». Будущим камикадзе на заметку: это и есть для них смертельная ошибка № 1. На самом деле не существует никакого эффекта «липучки», испытания при минусовом температурном режиме свидетельствуют, что никакая шина зимой не прилипает ко льду, снегу или мерзлому асфальту и не образует при контакте с дорогой безопасный коэффициент сцепления.

«Липучка» — это примерно такое же маркетинговое заклинание, как «стопроцентный сок» на упаковке с компотом. Применяемое зомбомаркетингом слово дорисовывает в сознании представителей «айфонного» поколения стабильное поведение машины на дороге, курсовую устойчивость и прочие технические подробности пугающих своей сложностью терминов, суть которых в полном послушании автомобиля.

Однако реальные испытания системы «шина-поверхность» свидетельствуют, что даже шипованная резина ни при каких условиях не удержит автомобиль на зимней дороге с таким же успехом, как летняя резина на теплом и сухом асфальте. «Айфонщики» об этом предпочитают не знать и считают, что если их автомобиль «обут» в «липучку», то он сам справится со всеми проблемами, а его тормозной путь на любой скорости будет таким же, как и летом.

Смертельная ошибка № 2 — миф о всесилии полного привода. Из теории: это соотношение общего количества колес автомобиля и колес, на которые осуществляется привод. Стандартными колесными формулами для легкового автомобиля являются 4х2 и 4х4, классические колесные формулы для грузовиков — 6х2, 6х4 и 6х6. Самая большая в мире колесная формула для серийно выпускаемого автомобиля составляет 16х16 — это белорусский МАЗ, используемый для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. Но даже эту машину может занести на обледенелых зимних трассах.

Люди должны наконец усвоить, что не существует схемы полного привода, превращающей колесный автомобиль в гусеничный вездеход с абсолютной устойчивостью на любой дороге, при любой скорости, в любом повороте. Как и зимняя резина, полный привод — всего лишь удобный инструмент, и если не уметь им пользоваться, он как минимум не приносит пользы, как максимум — может даже усугубить беду на зимней дороге.

Смертельная ошибка №3 — разрекламированная видеороликами (снятыми с подачи фирм — производителей автомобилей) пресловутая антиблокировочная система АВS. Рекламные материалы по продаже автомобилей пестрят такими откровениями о ней, что это способно заблокировать мозг любого среднестатистического «мажора»: «АВS не допускает полной блокировки колес при торможении, что позволяет автомобилю сохранять устойчивость при движении, а на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (гравий, мокрый асфальт, снег, лед) — снижать тормозной путь». Однако на практике не существует антиблокировочной системы тормозов, уменьшающей тормозной путь, АВS его даже увеличивает.

Летом, на сухой дороге, это практически незаметно; зимой система останавливает машину на несколько метров дальше привычного, а на большой скорости — в разы больше. То есть уже в куче чужого железа и среди разбросанных в крови тел. Основная задача АВS — предотвращать блокировку колес, чтобы машина оставалась управляемой даже в случае экстренного торможения.

Профессионал в подобной ситуации получает шанс объехать препятствие, никого не убить и не погибнуть, неопытный водитель в подобном случае доверчиво ошибается в выборе скорости движения на своем «мерине» или «бумере», панически давит на тормоза при возникшей смертельной ситуации и перед смертью даже не успевает изумиться тому, что его «тачка» неуправляема.

Взращенные современным обществом потребления и его божеством — рекламой, внешним независимым тестированием вместо настоящих экзаменов, при сдаче которых необходимо мыслить критически, симпатичные люди будут убиты этой зимой потому, что предпочитают жить «рекламными» знаниями, оплачивая деньгами и кровью собственные ошибки и самоуверенность. Они не научены сомневаться, они привыкли платить и пользоваться.

Жертвоприношение одержимых происходит из года в год, и эта зима, скорее всего, не станет исключением. К страшной статистике смертей из зоны АТО добавится кошмарная статистика кровавых зимних ДТП, жертвами ее в первую очередь станут те, кто безоглядно верит в абсолютную безопасность «совершенных» машин от мировых автомобильных брендов.

Судя по технике и манере управления автомобилем этих людей, уверенных в своем превосходстве над соплеменниками, смысл слова «осторожный» большинству из них неизвестен. Напомню, что словарь толкует его как «предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый, сдержанный, не грубый».

Берегите себя и сограждан, господа «мажоры»!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

BMW осваивает автопилот

Автогигант в сотрудничестве с компаниями Intel и Mobileye сообщает, что модели серии iNEXT...

Премиальный бензин для обычного авто — деньги на...

По данным AAA, только американские автолюбители в 2015 г. переплатили за совершенно...

Будущее начинается сегодня

Уже через 5 лет, если вы закажете в качестве такси автомобиль компании Lyft — главного...

Audi будут «общаться» со светофорами

Компания приступает к выпуску авто, способных в электронном режиме «общаться» со...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка