Жизнь людей в «руках» машин?

№41–42(749) 20 — 26 ноября 2015 г. 18 Ноября 2015 0

Эксперты считают, что в обозримом будущем на дорогах появятся миллионы авто без водителей, управляемые компьютером.

Давайте представим себе 2035 год, на планете проживают 90 млрд. человек, на полюсах и следа не осталось от арктических льдов, а в Саудовской Аравии закончилась нефть.

Вы едете по городу в беспилотном авто на скорости 60 км/ч, болтая с приятелем по новенькому iPhone. И вдруг на дорогу выбегает ребенок. Тормозить поздно. Решение нужно принимать мгновенно: либо продолжить движение и убить малыша, либо резко свернуть вправо и врезаться в дерево или в столб в надежде, что подушка безопасности сохранит жизнь, а под колеса не попадут случайные прохожие. Причем действовать в этой ситуации будете не вы, а бортовой компьютер в зависимости от заложенной в него программы.

Сегодня эта ситуация кажется гипотетической, но производители самоуправляемых авто, а также миллионы их потенциальных владельцев задаются вопросами этического характера. Следует ли программировать автомобили на прагматичные решения, когда на кону стоят жизни людей? Кто будет отвечать за возможные последствия? А самое главное — стоит ли безоглядно доверяться бездушному компьютеру?

На эти вопросы попытались ответить сотрудники Массачусетского технологического института, Университета Орегона и Тулузской школы экономики в ходе недавнего исследования. Они хотели понять, какой алгоритм максимально устроит всех участников движения в будущем мире беспилотных авто, учитывая, что согласно недавним исследованиям, если на дорогах будет ездить 90% автономных машин, число погибших в ДТП в мире сократится на 21 700 человек в год.

Участникам эксперимента задавали разные вопросы. Какой вариант более приемлем: врезаться в пешехода и остаться в живых или в дорожное ограждение и погибнуть самому? Другим задавали тот же вопрос, но количество погибших пешеходов возрастало до 10. Также интересовались, что лучше — врезаться в ограждение и погибнуть, но спасти 10 человек, или убить одного пешехода ради спасения пассажира авто.

Временами испытуемых просили поставить себя на место пассажира, а иногда предлагали представить себя пешеходом. В обязательном порядке каждому задавали два вопроса: «Как бы поступил человек, находящийся за рулем, в такой ситуации?» и «Какие действия должно предпринять самоуправляемое авто?»

Как правило, респонденты благосклонно воспринимали сценарий гибели водителя ради спасения 10 пешеходов. Более того, даже выступали за принятие законов, обязывающих водителя жертвовать собственной жизнью в подобных ситуациях.

Заявляя о желаемой прагматичности действий самоуправляемых автомобилей, участники исследования тем не менее не считали, что машины в будущем необходимо именно так программировать. Более трети респондентов заявили, что производители должны делать все, чтобы сберечь жизнь пассажира, вне зависимости от количества потенциальных жертв ДТП.

Любопытно, что на вопрос, купят ли они авто, готовое пожертвовать пассажиром ради спасения пешеходов, большинство участников опросов ответили отказом. Они предпочитали, чтобы другие люди покупали самоуправляемые авто (в этом случае дороги станут безопаснее, и так будет лучше для экологии), но сами не горели желанием их приобретать.

Нельзя оставить в стороне и другие недостатки беспилотных авто. Любая электроника, какой бы надежной ни была, может отказать и убить пассажира. Да и хакеров нельзя сбрасывать со счетов. Удаленное перепрограммирование может привести к самым печальным последствиям, из которых банальный угон машины — не самый худший вариант. Нетрудно представить последствия аварии на скоростной трассе, когда одна из сотен легковушек, повинуясь внешней команде, внезапно изменит полосу движения, да еще и ударит по тормозам.

Следует также учитывать, что во время поездки на самоуправляемом авто о приватности придется забыть. Если сегодня каждый водитель может отправиться, куда ему вздумается, никого об этом не уведомляя, то беспилотное авто, постоянно связанное с соответствующими службами, будет круглосуточно информировать их о своем месте дислокации.

Вопрос о выборе четкого алгоритма действий компьютера самоуправляемого авто уже перестал быть праздным, ведь количество этих транспортных средств на дорогах начинает возрастать. И сегодня даже возникают разговоры о том, не лишить ли людей вообще права на вождение, пишет канадская газета National Post.

По мнению некоторых экспертов, в истории уже случались подобные прецеденты, например, при строительстве жилья. Еще пару столетий назад мы сами строили себе дома, и государство не вмешивалось в этот процесс. Тогда не было никакого надзора за ходом строительства. Теперь ситуация изменилась — заниматься стройкой можно при условии соблюдения множества правил и нормативов, и частному лицу делать это становится все сложнее. А потому по большому счету право на строительство жилья отобрали у частных лиц и передали строительным компаниям. Так может произойти и с вождением, только право на это занятие будет передано не компаниям, а компьютерам самоуправляемых автомобилей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

BMW осваивает автопилот

Автогигант в сотрудничестве с компаниями Intel и Mobileye сообщает, что модели серии iNEXT...

Премиальный бензин для обычного авто — деньги на...

По данным AAA, только американские автолюбители в 2015 г. переплатили за совершенно...

Будущее начинается сегодня

Уже через 5 лет, если вы закажете в качестве такси автомобиль компании Lyft — главного...

Audi будут «общаться» со светофорами

Компания приступает к выпуску авто, способных в электронном режиме «общаться» со...

Силиконовая долина ставит на беспилотные авто

Шесть молодых ученых, выпускников Стэнфорда и сотрудников юной компании Drive.AI намерены...

Революция беспилотного транспорта уже на горизонте

Новая революция в мире персонального транспорта уже не за горами, утверждают...

Tesla, Jaguar, Volvo — лидеры по числу дефектов автомобильного...

Некорректная работа программного обеспечения постепенно превращается в один из...

Нефтяной общак

На создание стабилизационного резерва нефти и нефтепродуктов по европейскому образцу...

Сбитое на дороге животное в США считается охотничьей...

С 1 июля автолюбители штата Вашингтон получат законное право считать сбитых в...

Легковая бронь

Платить придется только за горючее — расходы между пассажирами распределяются...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка