Пенсионная реформа: если овцы не целы, значит, волки сыты?

№23(822) 9 -- 15 июня 2017 г. 06 Июня 2017 5

Кабмин утвердил законопроект о пенсионной реформе и направил его на мониторинг в Нацсовет реформ. Миллионам украинских граждан жизненно важно узнать ответы на главные для себя вопросы: «что сулит реформа, станет ли лучше, в чьих интересах уже много лет правительство тратит столько энергии, а Международный валютный фонд — еще и денег? МВФ навязчиво предлагает «помощь» под немалые проценты. Именно он одобряет украинские проекты, а затем уже их отпускают для народа — «носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине» (ст. 5 Конституции). По мнению министра соцполитики Андрея Ревы, причина катастрофического положения в пенсионной системе в том, что она является несправедливой из-за уравниловки. Среди проблем — разрыв в сумме пенсий между «старыми» и «новыми» пенсионерами, немыслимый размер минимальной пенсии и наличие лишь половины собственных средств в Пенсионном фонде.

Для разрешения ситуации необходима реформа, предусматривающая повышение пенсий, восстановление социальной справедливости и прекращение уравниловки, а также установление четкой зависимости размера пенсии от величины заработка, страхового взноса и продолжительности его уплаты.

Премьер-министр Гройсман подтвердил, что проект реформы предусматривает введение единой для всех групп пенсионеров формулы расчета пенсии, которая будет базироваться на размере минимальной зарплаты. Для тех, кто уже вышел на пенсию, и для новых пенсионеров вводится единый подход. Почти в три раза (с 1197 до 3674 грн.) возросла «минималка», от которой зависит расчет пенсии. По словам премьера, суммарно нововведения позволят уже с 1 октября повысить пенсии 9 млн. (из 12 млн.) пенсионеров, а также отменить налогообложение пенсий работающих пенсионеров. До конца года будет внесен еще один законопроект, который позволит с 1 января 2018 г. увеличить пенсии военным пенсионерам.

Итак, кроме того, что Кабмин стремится восстановить социальную справедливость, отказаться от уравниловки, устранить разрыв в сумме пенсий за счет перерасчета, резко повысить уровень пенсионного обеспечения, (внимание!) ликвидировать брешь в ПФ на 150 млрд. грн.

Все эти рассуждения — сплошная тень на плетень. Во-первых, никакой уравниловки при расчете пенсий в Украине не существует. Она назначается для всех на основе единой формулы и зависит от нескольких параметров, один из которых — общий (средняя месячная зарплата в стране за три календарных года до назначения пенсии) и два — сугубо индивидуальные, как раз и исключающие уравниловку. Это коэффициент заработной платы и коэффициент стажа каждого конкретного пенсионера.

Именно поэтому с вступлением в силу нового закона пенсии у всех, как и ранее, также будут разными, но теперь в интервале от 1373 грн. (минимальной пенсии с 1 декабря) до 10 740 грн., максимальной.

Во-вторых, как заявил замминистра соцполитики Николай Шамбир, пенсии вышедших на пенсию в прежние годы и тех, кто выходит на пенсию сейчас, «должны назначаться согласно единым принципам».

Кто ж против? Только для «осовременивания» пенсий и отмены упомянутого разрыва не требуются не только реформы, но и вообще никакие новые законы или постановления: нужные документы существуют с 2008 г. — давно пора лишь пересчитать «старые» пенсии на основе нового коэффициента. Еще нужно 11 млрд. грн. только в этом году, которых в ПФ пока нет и которые бюджетом на 2017 г. не предусмотрены. И в этом вся соль!

В-третьих, нищенские пенсии можно поднять до уровня европейских несколькими простыми способами, которые тоже не требуют реформ, т. е. путем коренных глубинных преобразований (правда, требуют вплотную заняться экономикой). Можно, например, ввести индексацию (замороженных с 2013 г.) пенсий. «Человеку назначили пенсию, и она потом 5—10 лет не меняется», — сетует на кого-то Николай Шамбир. Но чтобы дело улучшить, нужно совсем немногое: установить законом долю пенсии в процентах от средней зарплаты за 10 лет, предшествующих обращению в ПФ за пенсией. Связать безусловную индексацию пенсий с инфляцией в стране и девальвацией гривни (без оговорок вроде — индексировать «при наличии денег»).

Еще можно установить 50%-ную скидку для пенсионеров на оплату коммунальных расходов и больше их не поднимать. (Можно также сделать бесплатными лекарства и все здравоохранение, включая недоступную для беззубых стариков стоматологию и другие дорогостоящие операции, а также бесплатно выдавать билеты в концертные залы и музеи, дарить туристические путевки «По родному краю»...)

Способов много — было бы меньше воровства да больше уважения к тем, кто построил эту страну. Ведь притязания старших поколений на долю в ВВП, обеспечивающую их активное долголетие и «уровень жизни не ниже прожиточного минимума» (ст. 46 Конституции), — законны!

Законопроектом предполагается, что средняя зарплата, из которой рассчитывается пенсия, будет безусловно увеличиваться на определенный показатель. При росте средней зарплаты автоматически будут повышаться и пенсии — на сумму, в которой 50% роста обусловлено инфляцией и 50% — повышением средней зарплаты.

Наконец, возникает и главный вопрос: как можно существенно повысить пенсии миллионам людей и одновременно избавиться от дефицита ПФ? Ведь повышение коснется 5,6 млн. человек (прибавка — до 200 грн.; еще 1,2 млн. пенсионеров добавят 1 тыс. грн. и больше). Откуда возьмутся эти недостающие миллиарды?

Что-то здесь не так! Не бывает, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Что-то от нас скрывают? Все, кто учил математику в школе, понимают — если в одном месте что прибавится, то в другом — непременно станет меньше.

«Повысить» можно либо за счет увеличения наполняемости ПФ, либо уменьшения числа тех, кому выплачивают пенсии. Одно дело делить пожертвованную властями сумму на 12 млн. (пенсионеров) и другое — к примеру, на 6 млн. (Еще, конечно, можно понизить сами пенсии, что и делалось в последние три года, но, судя по заявлениям, этот вариант больше не рассматривается: «Из 12 млн. пенсионеров 8 млн. получают 1312 грн. (и это с мая!) и живут за чертой бедности», — с грустью отмечает Гройсман. Меньше $50, куда ж еще ниже!

Конечно, если заняться наполнением ПФ, — то и фонд можно поправить, и нынешних пенсионеров поддержать.

Повышенная до 3200 грн. минимальная зарплата проблем не решает — за счет этого удалось дополнительно изъять у плательщиков налогов 7,9 млрд. грн. (а на «осовременивание» 8,5 млн. пенсий нужно от 30 до 46 млрд. грн.; всего же дефицит ПФ в 2017 г. будет составлять свыше 150 млрд. грн.!). Дело в количестве плательщиков и величине Единого социального взноса (ЕСВ). В законопроекте не указано, как государство с его фискальными органами добьется, чтобы взнос делали все. По признанию Ревы, 4 млн. работающих налоги не платят. Как посчитали в Кабмине, из 3,5 тыс. госпредприятий почти половина не работает (и, естественно, налоги не платит). А из-за снижения ЕСВ в 2016 г. ПФ недосчитался около 60 млрд. грн., при этом дефицит подскочил с 94,8 млрд. грн. до 142,6 млрд. грн.

Но если без реформ можно и поступления снизить, и дефицит увеличить, то таким же способом (опять-таки без реформ) можно и поправить дело!

Центральное звено реформы — увеличение страхового стажа до 25 лет. Это главное условие для выхода на пенсию в 60 лет. Данная мера направлена против нелегального трудоустройства (без оформления) и зарплат в конвертах. Кроме того, если сейчас перевод работника на полставки автоматически не убавляет его страховой стаж (бухгалтерия платит за него ЕСВ как за полноценного работника, с полным трудовым днем), то по новому закону в страховой стаж в таком случае будет засчитываться именно половина рабочего дня (и половина месяца, года), за которую в ПФ (от половинной зарплаты) будет отчислена лишь половина ЕСВ.

По законопроекту, разрешена доплата взноса за время, недостающее до 25 лет. К примеру, работник (мужчина в 60 лет или женщина в 58) собрался на пенсию, а страхового стажа не хватает. Значит, у него два варианта: либо отложить выход на пенсию и доработать недостающие месяцы/годы, постепенно выплачивая через бухгалтерию ежемесячные страховые взносы, либо самому доплатить их за себя, не работая. Размер доплат определен в законопроекте. Если за один отработанный месяц платится 704 грн. минимального страхового взноса, а за год — 8448 грн., то претендующий на пенсию гражданин (при коэффициенте 2, по законопроекту) должен будет внести за себя почти 17 тыс. грн. за один (первый недостающий) год.

Если же при нехватке страхового стажа денег на доплату тоже нет, то остается либо доработать до требуемого количества лет — и лишь после этого идти на пенсию, либо ждать 63 лет (женщине) и 65 лет (мужчине), когда пенсию можно получать даже при страховом стаже в 15 лет.

В законопроекте выделена еще одна категория работников, претендующих на пенсию по возрасту. Это те, у кого нет нужного страхового стажа (ни 25, ни 15 лет), отсутствуют средства на доплату и нет возможности работать дальше. В таком случае при достижении мужчинами 65 лет, а женщинами 63-х может назначаться социальная помощь государства в размере прожиточного минимума. Но именно «может назначаться», поскольку все зависит от персонального уровня благосостояния человека: у одинокого он — один, а у живущего в семье с детьми — другой. Вот этот «второй», вероятнее всего, пособие не получит.

Таким образом, из числа будущих пенсионеров навсегда или на определенный срок однозначно исключены:

— все нынешние и будущие безработные;

— получающие зарплату в конвертах;

— работающие на полставки;

— занятые неполный рабочий день;

— устроившиеся на работу нелегально;

— люди, которые продолжительно болели и вынужденно не работали.

Всем им непременно не хватит страхового стажа в 25 лет. Из потенциальных клиентов ПФ навсегда или на определенный срок исключены граждане со стажем 15—24,99 лет. Миллионы людей, страховой стаж которых меньше 15 лет (14, 13, 12, 11 лет и т. д., до нуля), также пока вычеркнуты из пенсионного списка.

До нового пенсионного возраста (63-х и 65 лет), так и не получив от государства и Пенсионного фонда никакой финансовой помощи, не доживут миллионы украинцев. В могилу их сведет наше благотворительное правительство, которое за счет радикального сокращения числа получателей пенсий реформирует действующую (плохую) пенсионную систему в хорошую. Так что данная реформа наконец-то принесет желаемые результаты: количество пенсионеров в стране сократится минимум вдвое.

Вынужден признать, что консультанты-профессионалы из МВФ подали все это обществу «красиво». Почти так же, как когда-то «давно», в 2011 г., был принят закон о повышении (в будущем) пенсионного возраста для женщин. «Ну, когда это будет!» — думали многие. А будущее, оказывается, не за горами. И когда в (сегодня далеком) 2027 г. украинские граждане будут кусать локти и сожалеть, что многое упустили и недоглядели, не вникли и не поняли, прогуляли и пролежали, то окажется, что 2017-й на самом деле был недавно.

Вот, где собака зарыта! Вот она, тайна за семью печатями! Овцы-то, оказывается, не целы, потому что не все! А поэтому и ПФ избавится от дефицита, и пенсии будут повышены. Не врут чиновники! Если из стада в 100 овец домой пришли 50, то, понятно, теперь им достанется всего больше — и воды, и корма, и места в кошаре. Именно по этой причине власть и ее кураторы так неожиданно легко отказались от непопулярной идеи повышения пенсионного возраста и смело пошли «навстречу требованиям трудящихся».

«Повышение эффективного пенсионного возраста является критически важным для продолжения сотрудничества Украины и Международного валютного фонда, так как этот инструмент важный элемент сокращения дефицита Пенсионного фонда Украины, являющегося вторым по размеру в мире по отношению к ВВП страны», — еще в марте настойчиво заявлял директор европейского департамента МВФ Пол Томсен.

Значит, и волки сыты? Получается, что да. Кто же они, эти волки, и что им досталось? Вопрос существенный.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка