Революция Пикачу

№32(782) 12 — 18 августа 2016 г. 10 Августа 2016 1

[img:93441]

Покемоновый бум и шумиха вокруг него успели настолько всем осточертеть, что ряд компаний уже предлагают специальные программные фильтры, тщательно вычищающие вашу новостную ленту от любого упоминания этого массового помешательства. Но сумасшествие нужно изучать, а не игнорировать — особенно если болезнь косит всех подряд!

Что такое Pokemon GO

Если вы каким-то чудом еще не в курсе, Pokemon GO — это игра на мобильных платформах, в которой вы должны ловить виртуальных монстров. В отличие от миллионов подобных игр, делать это нужно фактически в настоящем мире — виртуальные герои и игровые предметы накладываются на экране смартфона на изображение реальной обстановки, получаемое с камеры устройства. Такой подход соответствует концепции дополненной реальности — идее, которая, по-видимому, будет диктовать развитие очень многих видов индустрии в ближайшее десятилетие.

Игра обрела невероятную популярность в первые часы и дни после выхода на рынок. Рекорды, связанные с числом скачавших ее пользователей, обновляются ежедневно — уровень в 100 млн. скачиваний давно преодолен, и темпы покемономании и не думают пока снижаться. Средний пользователь Pokemon GO проводит в нем больше времени, чем в Фейсбуке и Твиттере.

Цена отрыва от кресла

Одна из особенностей игры, сильно отличающей ее от подавляющего большинства других киберразвлечений, — она заставляет игрока перемещаться по реальному миру и взаимодействовать не только с виртуальными объектами, но и с другими — реальными — игроками. Это нередко обсуждается как невероятно успешный опыт по борьбе с сидячим образом жизни игроманов и даже в деле их социализации. Игры на телефоне, оказывается, могут заставить граждан активно и много ходить и бегать, а еще — дружелюбно болтать с незнакомцами!

Проблема, однако, в том, что люди мечутся по планете в поисках покемонов, уткнувшись в экраны смартфонов. Кажется, полиция, врачи, спасатели всех стран успели выступить с предупреждениями сохранять здравый рассудок и оглядываться иногда по сторонам (особенно при переходе дороги), а ролики, демонстрирующие не только нелепые и курьезные, но и смертельно опасные инциденты, в которые попадают ошалевшие ловцы виртуального зверя, появляются каждый день десятками.

Способы, которыми можно попасть в беду, самые разнообразные. Например, злоумышленники в США ловили игроков с дорогими смартфонами на живца-покемона, установив для покемонов специальную приманку, а уже на виртуальных персонажей сбегались из окрестностей охотники.

Почему это так увлекательно?

Естественно, никто (даже сами создатели) этого толком не знает. Компания Niantic, запустившая проект, совершенно очевидно не ожидала такого бума — иначе как объяснить, что ее серверы просто не справляются с нагрузкой, вызванной диким количеством игроков и их не менее стремительным ежедневным приростом.

Но кое-что все же позволяет понять, как ряд особо удачных факторов сложился в сверхуспешную бомбу. Сами покемоны оказались на сегодняшний день едва ли не наиболее интернациональными и узнаваемыми персонажами. Практически в любом уголке мира на мультфильмах с этими героями выросли сотни миллионов человек — а многие ведь играли еще и в консольные игры с покемонами. Покемон знаком чуть ли не каждому, а многим он еще и близок. Покемоны проникли в массовую культуру даже глубже, чем кажется на первый взгляд. Например, называя медлительного человека слоупоком, многие даже не вспомнят, что первоначально это имя одного из покемонов.

Появление знакомого с детства героя в новом продукте оказало феноменальный эффект — видимо, многие учебники по психологии, педагогике и маркетингу из-за Pokemon GO придется переписать. Пока психологи говорят о таком факторе, как сочетание подсознательной ностальгии по детству с чувством новизны от необычной, но простой технологии. Это сочетание-де и порождает невероятный эмоциональный отклик.

Еще одно важнейшее сочетание — игра фактически является своеобразным социальным медиа, в т. ч. и потому, что тесно интегрирована с существующими платформами соцсетей. Людей не просто заводит соперничество — особенно они любят доказывать превосходство знакомым. Так, создатели Instagram даже не подозревали, что запускают платформу для кулинарных сражений, где пользователи будут тешить тщеславие, выкладывая фото своих обедов в жанре фуд-порно.

Еще одно не слишком рациональное объяснение ажиотажа — это просто магия Nintendo (корпорация активно участвовала в проекте, ей принадлежит 32% акций игры). Кто не верит в магию продаж, должен вспомнить массовое помешательство, вызванное игрушкой-тамагочи в середине 90-х, — тогда этих виртуальных питомцев имел, почитай, каждый второй. Тамагочи также придуманы Nintendo, хотя выпускали брелки с рисованными питомцами компания Bandai и китайские пираты.

Это все деньги!

Если вы думаете, что настоящий бум вокруг Pokemon GO — это сколько людей в нее играют, то серьезно заблуждаетесь. Есть люди, которые смотрят на Pokemon GO с гораздо большим вожделением. Это бизнес, большой и малый.

Да, рыночная стоимость компании Nintendo всего через две недели после выпуска игры выросла более чем вдвое и превысила 42 млрд. долл. Но сколько зарабатывают создатели на виртуальных покупках игроков — ничто по сравнению с тем, что может дать схема монетизации игрового мира, наложенного на мир магазинов, кафе и ресторанов.

Одна из самых примитивных моделей — в пространстве игры можно за реальные деньги купить приманку для покемонов и установить ее в своем заведении. Восторженные владельцы американских кафе делятся историями о том, как приманка за 10 долл. дает рост продаж в 75—100%!

Притоком уткнувшихся в телефон посетителей, конечно, нужно управлять, суметь заставить их делать покупки. Одна из беспроигрышных идей — установка зарядных устройств, заставляющих охотников присесть в заведении, или продажа дополнительных аккумуляторов Power Bank, ведь игра очень быстро садит заряд у смартфонов.

Можно предлагать онлайн-сервисы — так, в Киеве запустили карту покемонов города (pokego.land), которая показывает, где они возникают и исчезают, в реальном времени.

На модных покемонах в конце концов можно просто пиариться — как это уже успели сделать украинские «ПриватБанк», «Розетка», «Киевстар» и даже полтавские чиновники, сфотографировавшиеся с монстрами в своих кабинетах.

Но настоящие ожидания бизнеса связаны не столько с этой конкретной игрой, сколько с тем толчком, который она даст развитию новых технологий.

Это прежде всего геотаргетированная мобильная реклама (т. е. реклама, чье содержание зависит от вашего местоположения — например, предложение выпить со скидкой от ближайшего бара) и технология дополненной реальности (AR).

Последняя способна сделать (и это обязательно произойдет) очередную революцию на потребительском рынке. Она окончательно сотрет грань между индустрией развлечений и коммерцией. ну а первые шаги на этом пути нам наглядно демонстрирует Pokemon GO.

Однако самое главное — и об этом уже предупреждают футурологи, социологи и психологи — AR станет настолько мощным механизмом формирования поведения потребителя, что пресловутая власть телевизора покажется нам лет через десять смешной и жалкой. Pokemon GO — это предупреждение о том, что вскоре наш манера жизни, образ поведения, стиль мышления радикально изменятся.

Покемон по имени Штирлиц

Как любое массовое явление, Pokemon GO породил волну конспирологического бреда.

Например, скептики утверждают, что игра создана по заказу игроков на рынке мобильной связи. Действительно, местами трафик в сетях мобильного интернета заметно вырос, что приносит ощутимые доходы операторам. Но на самом деле рост трафика (как и предельная нагрузка на носимые устройства, все еще не слишком готовые к такому уровню работы с данными) приведет, скорее всего, к взрывному технологическому подъему. Как порноиндустрия стала локомотивом интернета, так игры с дополненной реальностью станут двигателем прогресса в области носимых устройств. Не исключено, что именно благодаря Pokemon GO уже в ближайшее время появятся смартфоны с батареями, способными работать неделю, а не жалкие сутки.

Самая распространенная конспирологическая теория — за созданием игры стоят спецслужбы, заставляющие клиентов в погоне за покемонами снимать на камеру смартфона интересующую их местность, со всеми вытекающими последствиями.

Идея не настолько нелепа, как кажется. Конечно, она пока еще неверна — но она демонстрирует потенциальные возможности технологии AR. Действительно, ничего не стоит через подобные приложения как мотивировать людей совершать нужные заказчику поступки (или по крайней мере передвижения), так и собирать с помощью мобильных устройств информацию об их окружении. Эту угрозу отлично понимают специалисты по безопасности — недаром интернет уже наполнен историями о том, как за игру в Pokemon GO увольняют работников режимных объектов.

В то же время нужно понимать, что даже если страшный сон параноиков окажется явью, это тоже приведет к расцвету прогресса! Сбор актуальных картографических и фотоданных с помощью камер игроков, например, может обусловить радикальное, существенное и дешевое улучшение качества услуг от сервисов Google, инициировавших запуск Pokemon GO. Опять же, если покемон шпионит за вами — тем больше поводов поймать его!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Нью-Йорке cдано в эксплуатацию первое...

Многоэтажка на 55 апартаментов площадью от 24 до 34 кв. м расположена в манхэттенском...

Тепло ли тебе, девица?

Если тщательно перебрать гардероб, которым дизайнеры советуют обзавестись украинским...

Кашемир всегда в тренде

азрушительные последствия глобального потепления ощущают на себе даже овцы в...

Киев — Варшава: трагедия в коммунальной квартире

Видать, Качиньский неразборчив и дал себя окружить путинскими агентами, готовыми из...

Уличный Wi-Fi в Нью-Йорке собираются отключить

Нью-йоркские бездомные монополизировали киоски с Wi-Fi и используют их для просмотра...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка