Сочи от Сталина до Путина

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 3 4.8

На первый год Сочи после Олимпиады, как и, впрочем, на все остальное, наложилось слишком много непредвиденных факторов, которые оказали такое же разностороннее действие на жизнь главного туристического и имиджевого проекта России последнего десятилетия. С одной стороны, большой успех и многие яркие моменты Олимпиады были перечеркнуты ужасами Украины, с другой — Крым стал новой игрушкой для Москвы, требующей столь же значительных финансовых вливаний и при этом выступающей в качестве явного конкурента Сочи.

Не стоит забывать и об экономических проблемах в связи с санкциями, не сделавшими легче жизнь инвесторов-строителей, которым нужно расплачиваться по кредитам. В то же время упавший курс рубля сделал актуальным для россиян внутренний туризм — а куда еще ехать, как не в Сочи с его свежим олимпийским прошлым? Поэтому в последнее время для граждан РФ и зимой, и летом самое популярное направление для отпуска или непродолжительных каникул — это Сочи и окрестности.

Корреспондент «2000» не удержался от соблазна побывать в Сочи и посмотреть, как выглядит этот город спустя год с небольшим после своего пика славы. Тем более не в сезон, ведь летом Сочи неплохо набивался народом и без всякой Олимпиады, а созданная инфраструктура нацелена на круглогодичное использование.

Прилетая в Сочи — точнее в расположенный в Адлере международный аэропорт, сразу отмечаешь олимпийский запас строителей, сейчас, конечно, превосходящий потребности региона. Хотя в прошлом году аэропорт впервые обслужил более 3 млн. человек, а в 2015-м аэропортовый холдинг «Базэл Аэро» прогнозирует дополнительный 7%-ный рост. В обычные неолимпиадные дни, естественно, нет надобности в 575 взлетно-посадочных операциях ежесуточно, как и в пропускной способности 3800 пассажиров в час.

Сейчас, несмотря на масштабы, аэропорт кажется достаточно уютным, а когда на выходе грузишься в автобусы или маршрутные такси, следующие в Сочи, и вовсе возникает ощущение провинции, впрочем, хорошей, свежеотремонтированной. Разумеется, можно воспользоваться

услугами знаменитых сочинских таксистов, они так и кружат у входа, долго поясняя стоящим на автобусной остановке туристам, что это не летнее, а зимнее расписание и лучше ехать с ними. Но их рассуждения обычно быстро прерываются маршруткой, с помощью которой можно доехать до Сочи за 70 руб.

Стоянка автобусов-маршруток в аэропорту напоминает сказочный камень с тремя направлениями. Направо поедешь — в Сочи попадешь. Налево — на олимпийские объекты, расположенные даже не за Сочи, а за Адлером, совсем близко к речке Псоу, условно разделяющей Россию с Абхазией. Налево и в горах лежит Красная Поляна с обилием снежных развлечений.

Если едешь направо, в Сочи, то больше наслаждаешься произношением водителя, объявляющего остановки вроде «Адлэр-водоканал», чем новостроями. Санатории вдоль дороги те же, правда, на качество дорожного покрытия водители маршруток пока не жалуются, а гиды и вовсе расхваливают на все лады. Если же повернуть налево, попадаешь уже в другой Сочи. Начиная с трудно соотносимых с таким городком, как Адлер, масштабных развязок, продолжая внушительным зданием железнодорожного вокзала и заканчивая непосредственно Имеретинской долиной, в которой все еще дышит Олимпиада.

Частные инвестиции по госкредитам

Начнем с самого центрального для всех вопроса потраченных на Игры денег. Тема это глубокая, имеет огромное пространство для спекуляций в обе стороны — тех, кто полагает, что все было хорошо, и тех, кто не оставляет камня на камне от всей затеи и особенно ее реализации.

По официальным данным, Россия потратила на Олимпиаду и подготовку к ней региона 1,5 трлн. руб., на тот момент это 51 млрд. долл. По данным Счетной палаты, по просьбам трудящихся сделавшей к апрелю 2015 г. «Анализ мер по устранению нарушений при подготовке и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи»1, на спортивную часть, т. е., возведение объектов, временной инфраструктуры и организацию Игр было потрачено 324,9 млрд. руб. Стало быть, остальные четыре пятых от полутора триллионов пошли на Сочи в целом. Логично в случае с таким серьезным проектом делать не косметический ремонт и не евро-, а более серьезный. Ну так, чтобы всем хватило.

___________________________
1 www.ach.gov.ru 

«Но я бы хотел отделить затраты на подготовку самой Олимпиады, с одной стороны, и развитие Сочи, с другой стороны. Эти цифры нельзя путать, потому что Олимпиада пройдет, спортивные состязания закончатся, а в Сочи будет другая инфраструктура жизни», — отмечал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в январе 2014 г.2

___________________________
2 www.mk.ru

Дмитрий Анатольевич хотел бы отделить, но на практике сделать это не так-то просто. К примеру, сообщается, что главным кредитором олимпийских строек стал Внешэкономбанк, выдавший кредиты на 250 млрд. руб. Но Внешэкономбанк — государственная корпорация, на 100% принадлежащая Российской Федерации. Председателем наблюдательного совета является Медведев.

Инвестиции одного из главных олимпийских меценатов Владимира Потанина в горнолыжный курорт «Роза Хутор» составляют 12,7 млрд. руб., во столько же его «Интерросе» обойдется обслуживание кредита ВЭБа на 55,7 млрд.

«Базэл» Олега Дерипаски, строивший Олимпийскую деревню и аэропорт, занял у ВЭБа 25,4 млрд. руб. из общих 45.

И надо сказать, что инвесторы-олигархи уже прилично затосковали по своим вложениям, которые имеют совсем другой потенциал в плане окупаемости, чем в тех сферах, в которых они заработали свои миллиарды (и уже не рублей). К примеру, генеральный директор «Розы Хутор» Сергей Бачин сетует, что курорт окупится только за 20 лет. При этом, по его мнению, при нынешней процентной ставке в 8—9% выплатить по кредитам будет невозможно. По таким инфраструктурным проектам нужна ставка в 1—2%, считает менеджер и выражает надежду, что «разум восторжествует» и «все это будет реструктурировано или там как-то пересчитано». Пока что вопросы реструктуризации и обслуживания долга Внешэкономбанку отложены на конец 2015 г.

Хутор мечты сноубордиста

Следует сказать, что как раз горнолыжный курорт видится одной из явных удач всей сочинской эпопеи. Волевым усилием государства (плюс инвесторов с государственными кредитами) на российском Кавказе появился курорт мирового уровня, который могут посещать любители лыж и прочего сноуборда вместо Австрии, Швейцарии, Словакии и подобных стран.

Даже несмотря на поздний снег в декабре прошлого года, в «Розе Хутор» отдохнули более 500 тыс. человек. Показатели олимпийского зимнего сезона были улучшены почти на треть, заполняемость отелей в горах составила 61%. В феврале средний показатель равнялся 86%. Не смутил отдыхающих и небольшой рост тарифов, а в целом доходность отелей в Красной Поляне прилично выросла по сравнению с годом Олимпиады, ибо во время турнира цена номеров была фиксированной. Теперь же в среднем номер в горном отеле в сезон обходился в 6600 руб. Но если раньше это было бы 200 долл., то по зимнему курсу — чуть больше сотни.

Сочинский вокзал в Красной Поляне

Как отмечают аналитики, заполняемость краснополянских отелей обязательно вырастет в следующие сезоны, потому что сейчас одновременно появилось слишком много гостиниц и на проектную мощность еще предстоит выйти. По словам Сергея Бачина, к 2017 г. собираются в 2 раза повысить пропускную способность трасс — до 20 тыс. человек в день. Сейчас она составляет 10,5 тыс., но в праздничные дни количество желающих покататься достигало 15 тыс. Для удовлетворения этого спроса на курорте собираются построить еще четыре подъемника и увеличить протяженность трасс с нынешних 77 до 100 км. Это говорит о том, что не только печальные мысли роятся в голове гендиректора «Розы Хутор».

Красная Поляна действительно производит впечатление, и туда стоит съездить даже далекому от лыж человеку. Благо из Сочи и Адлера туда несложно добраться на электричке. От железнодорожного вокзала в Адлере она довезет за 60 руб. (т. е., доллар с небольшим) и 40 минут. Кстати, лучше пользоваться услугами именно железной дороги — на маршрутке, которую мы выбрали для обратного пути, и по горам петлять гораздо дольше, и стоимость в несколько раз выше.

Ожидание электрички на адлерском вокзале теперь выглядит так

Дешевая и комфортная электричка — это тоже та радость, за которую кто-то должен платить. В прошлом году РЖД разбирались с краснодарскими властями по поводу субсидирования. С марта по сентябрь убытки ОАО «РЖД» на сочинском направлении составили миллиард рублей. Краснодарские власти также отмечали, что для них это дорогое удовольствие. В итоге осенью было снято более 40 рейсов «Ласточки», а в декабре обещали убрать вообще все, но до этого не дошло.

Как всегда, в случае с ЖД-перевозками обоснованный тариф выглядит неподъемным для туриста (1200 руб.), пока же прокатиться из Сочи в Красную Поляну можно, заплатив в 10 раз меньше.

С «Ласточкой» ездить хорошо, а без нее, конечно, совсем другие впечатления, и росту пропускной способности «Розы Хутор» это точно не будет способствовать.

Впрочем, на чем бы вы ни поднялись в горы — оно того стоит. Даже те сочинцы, которые вообще не испытали никакой радости по поводу Олимпиады и готовы часами рассказывать, как тут «все закатали в бетон», при словах «Красная Поляна» умиротворяются и отмечают, что там действительно сделали красиво.

Издавна в этих местах жили особые кавказские пчелы и почему-то эстонцы, давшие имя целому поселению — Эстосадок. Теперь это железнодорожная станция, предваряющая остановку «Роза Хутор» и также усеянная дорогими отелями и прочими необходимыми постройками. Эстонцы поселились здесь в XIX в. и неплохо себя чувствовали в царской России. А Адул Рооза, давший имя «Розе Хутору», был лесником в отдаленном уголке Красной Поляны.

Последствия суперстройки в Эстосадке

Сейчас в Эстосадке можно встретить характерные прибалтийские домики с треугольными крышами как дань истории места. Впрочем, домики свежей постройки. Но гораздо больше в деревне не домиков, а дворцов. Например, многофункциональный торговый центр Gorky Gorod Mall — это 30 тыс. кв. м со всем, что только может понадобиться уже не эстонцам, а всем туристам, гостям горной деревни. Включая размещенный на крыше аквапарк с искусственными волнами, подогреваемым песком и прекрасным видом на горы.

Набережная олимпийской деревни

В статьях, посвященных подвигам олимпийских менеджеров из «Газпрома» или «Сбербанка», которые поначалу не успевали, а потом как начали успевать, выделяя бридж-кредиты и посылая в горы вертолеты с бетоном, обычно пишут о хорошей заполняемости объектов Красной Поляны и магазинов тамошних торговых центров. Проведя лишь полдня в этом месте и не заходя в ТЦ Gorky, могу сказать, что на немногочисленных улицах Эстосадка достаточно пустынно. В отличие от маршруток, которые возят туда-сюда лыжников и сноубордистов. Но такая пустынность — это тоже плюс в сочетании с хорошими отелями и прекрасным воздухом.

Лыжник высокого полета

Как и в случае с олимпийскими объектами Адлера, создается некоторое ощущение ирреальности. Деревеньку эстонских пчеловодов в этих горах представить себе можно, а вот дворцы... Кажется, что старик Хоттабыч дернул волосок и они переплыли сюда по воздуху, и при этом, как телефонная будка, из чистого мрамора. Но это, конечно, не так. Все внутри есть, и искусственные волны, и подогретый песок. Поверьте на слово менеджерам «Сбербанка».

Если Эстосадок — какое-то альпийское затишье, то «Роза Хутор» полна молодежного задора и веселья. В горы ведет гондольная канатная дорога, кабина помещает до 8 человек, доски и лыжи можно втыкать в специальную щель снаружи. Это путешествие на канатной дороге над горными хребтами действительно поражает, и за него не жалко отдать 1200 руб. (за эту сумму, впрочем, можно кататься хоть целый день, проводя время на различных станциях с красивыми названиями вроде «Заповедный лес»).

На первой же остановке можно ослепнуть от яркого белого снега и буйных красок экипировки любителей экстремальных видов спорта. Стар и млад спешит куда-то, вылетает из туннелей навстречу, поднимается, болтая лыжами, на подъемнике. Наверху энергия бьет ключом, лишь на самой верхней точке, там, где тучи сливаются со снегом у тебя под ногами, и совсем несложно представить, что стоишь на облаке на высоте 2000 метров, только там самые безбашенные гонщики затихают, проникаясь удивительным ощущением «вершины мира». Правда, лишь на миг, за которым следует прыжок за край, чтобы начать умопомрачительный спуск.

А потом, накатавшись по бесчисленным трассам, вся эта публика млеет под теплым кавказским солнцем в Красной Поляне, на набережной реки Мзымта, возле местной копии сочинского вокзала.

Олимпийские пирамиды

Поджарые сочинские статуи, даже изображающие туриста

Если в Красной Поляне все работает, то в Адлере, в Олимпийской деревне присутствует ощущение, что праздник был, а вы на него не успели. Олимпийские объекты поначалу напоминают пирамиды, эдакие памятники тучных лет эпохи фараона Путина. С пирамидами все, впрочем, попроще, а стадионы и ледовые арены нужно еще содержать, а значит, Олимпиада будет продолжать высасывать деньги налогоплательщиков.

Изначально предполагалось развести многие олимпийские объекты по другим городам-областям, чтобы Олимпиада разошлась по всей России, ну а главное — арены и дворцы оказались в более подходящих местах. Ведь даже на матчи ХК «Сочи» в КХЛ ездить из Сочи в Олимпийскую деревню не очень-то удобно.

Но на практике еще никто никуда не уехал и пока реализовано только одно превращение. Конькобежный центр «Адлер-Арена» приютил теннисистов, теперь тут работает Академия тенниса. Это удобно тем, что не нужно тратить большие деньги на ледовые установки. Теннис дешевле.

Николай Островский наблюдает, как теперь закаляется сочинская молодежь

Хоккейную арену «Шайба» думали перенести в ряд российских городов — от Нижнего Новгорода до Астрахани и Владикавказа, но на совещании с Путиным глава Федерации хоккея Владислав Третьяк попросил оставить ее на месте, так как этот вид спорта набирает популярность и на юге России. Решили, что так тому и быть, тем более, как пишет Википедия, «из-за особенностей конструкции фундамента перенос арены невозможен». Решили, что в «Шайбе» будут играть юные хоккеисты, приезжая на отдых у моря. И действительно — играют регулярно и занимают целые этажи соседних новеньких четырехзвездочных отелей.

В отверстии между мужчиной и дельфином удобно фотографироваться

Ледовый дворец «Айсберг» тоже хотели перевезти, потом думали сделать в нем велотрек. При этом фигуристы не хотели отдавать здание. Была идея поселить в Адлере ледовое шоу, но об этом ничего не слышно. Не перевезли в Ростов-на-Дону дворец керлингистов «Ледяной куб».

Венчает все это изобилие знаменитый стадион «Фишт», напоминающий то ли стегозавра, то ли морского змея, который выбрался из близких волн Черного моря и сразу же бы распорот шустрыми местными жителями на две части. Он сейчас весь в работе, готовится к перестройке под футбольный чемпионат 2018 г. А если чемпионат у России все же заберут, о чем поневоле задумаешься ввиду подкопа под Зеппа Блаттера в ФИФА, то и «Фишт» останется на месте.

«Фишт» в разрезе

Так что пока олимпийским объектам не успели найти полноценное использование, но время еще есть — это до Олимпиады можно было не успеть, а теперь торопиться некуда. Хуже, что в Имеретинской долине предложение жилья, в том числе гостиничного, существенно превышает спрос, по крайней мере не в сезон. Возможно, как и в случае с отелями Красной Поляны, это потому, что жилья построили слишком много.

Пока на своем месте в Олимпийском парке лишь автодром Формулы-1. Правда, Гран-при в России проводится лишь раз в год, но это значительно чаще, чем раз в жизни, как сочинские Игры. Прошлой осенью Сочинскую гонку выиграл Льюис Хэмилтон. В ожидании новых этапов на автодроме Сочи предлагают посетить экскурсию (500 руб.), прокатиться на гоночном такси на месте штурмана (2000—3000 руб.) и даже самостоятельно, но в компании профессионального пилота протестировать спортивный автомобиль Mazda MX5 Aori (8—10 тыс. руб. за 20 минут или 4—5 кругов). Почти за те же деньги можно сесть в такси и поехать на ту же Красную Поляну. Ощущения могут быть более незабываемыми.

Пока папы тестируют трассу Формулы-1, детишки могут посетить Сочи-парк со множеством интересных аттракционов.

Ну а главным развлечением отдыхающих в олимпийской деревне Адлера должно быть море. А уж фотографии на фоне олимпийского факела — это дополнение и отличная замена традиционному снимку с сочинской обезьянкой.

Парк развлечений — одно из перспективных постолимпийских направлений

Дома — новые, гиды — старые

В историю эта Олимпиада вошла как сочинская, хоть действие и происходило в Адлере и высоко в горах, а значит, без посещения Сочи внимательный турист не обойдется. Есть Большой Сочи, в который входит четыре района (Центральный, Адлерский, Хостинский и Лазаревский) и который простирается на север аж до Магри, а на юге ограничен Абхазией. А есть маленький Сочи — тот самый, в котором продолжают жить представители тайного общества знатоков прикупа, где черные ночи, запоминающиеся навсегда ароматы, и где «хоть раз в жизни отдыхал каждый нормальный человек».

Сочи сейчас действительно сложно узнать, точнее — старый город выглядывает из нового, как это делает памятник Пушкину из кустов неподалеку от набережной. Тем, кто отдыхал здесь в советские времена, будет не хватать уничтоженных частичек прошлого вроде поцелуевского гастронома №1 (в честь бессменного директора Ивана Поцелуева). Они смогут обсудить с коренными сочинцами все недостатки большой олимпийской стройки. Тем же, кто был в Сочи в глубоком детстве, современный город напомнит ухоженный заграничный курорт с отремонтированными зданиями («взялись серьезно, даже пятиэтажки отремонтировали», — призналась нам продавщица, в целом относящаяся к олимпийским скептикам), качественными дорогами, приличными гостиницами на любой кошелек, все теми же запахами буйной растительности (за которыми лучше всего отправиться в Дендрарий) и еще много чем интересным.

Памятник Пушкину на сочинской набережной будто выглядывает из зарослей

Когда-то Сочи помогло появление Курортного проспекта (тогда Сталинского), пробки начала 30-х годов ушли в прошлое, стало намного меньше резких поворотов и автобусы Союзтранса в два раза увеличили проходимую за день дистанцию. Теперь в Сочи появился дублер Курортного проспекта — спроектированная по параметрам I категории внутригородская магистраль с непрерывным движением, 15 тоннелями и десятками эстакад. Все это удовольствие обошлось в 80 млрд. руб. Зато теперь многие аборигены гордятся качеством дорог. Удовольствие наверняка усилили годы, проведенные в городе-стройке. Это как балерина, порхающая на сцене после хождения по болоту в сапогах.

Кстати, непрерывное движение и на самом Курортном проспекте — повсюду пешеходные тоннели, в которых есть специальные подъемники для инвалидных колясок.

Вокруг Сочи немало интересных маршрутов для экскурсий. Прежде всего это водопады. Одни расположены совсем рядом, как Ореховский или Змейковские (за Мацестой), к другим нужно проехать пару часов — такова, например, экскурсия «33 водопада». Экономнее добраться самому, хотя бы и на местном транспорте, а дальше гулять сколько угодно по горам и заставить потом родных и близких пересмотреть миллион красочных снимков водопадов.

Один из 33 водопадов на реке Шахе

В автобусную экскурсию за 900—1000 рублей войдут бонусы вроде заездов на пасеку и на ферму к производителям сыра и вина. Плюс неиссякаемый источник юмора от гида-кавказца. Надо сказать, что не все бонусы одинаково полезны. Заезды в основном сводятся к попытке сбыть продукт, не обязательно качественный, что очень диссонирует с долгими рассказами гида о том, что «в Сочи ничего покупать нельзя, а только у нас на ферме». Ферма же, как и пасека, представляет собой «точку на трассе», на которой никаких производственных мощностей нет (пчелы на самом деле в горах, кроме пары декоративных ульев, коровы и овцы — непонятно где, виноград — еще дальше), а есть рассказчик и его товар.

Наиболее удручающей была дегустация вина. Уже покидая автобус, мы услышали, что виноматериал у местных виноделов, слава о которых идет по всему побережью, привозной. На деле же винодел жонглировал пластиковыми бутылками с ужасными напитками, напоминающими разведенный спиртом крюшон. Как писал Аркадий Аверченко, «тошнотворное пойло на сахарине». Вина отличались нумерацией. «Вот это троечка», — провозглашал «сомелье», яростно размахивая открытой бутылью, — главной задачей было избежать попадания ядовитых капель на одежду в процессе сеанса одновременного разлива. Когда кто-то из туристов поднял тему сухого вина, «винодел» попросил его не терроризировать этим вопросом, мол, сезон сухого у него в другое время и очень непродолжителен. Зато, конечно, мешать молдавский концентрат можно круглый год.

Надо сказать, что ценители попадаются в группах нечасто, большинство остаются вполне довольны, особенно когда им наливают 60-градусной якобы чачи.

Ну а сами водопады, безусловно, стоят посещения, как и поездка на «Урале» по горной реке. Водители, как и большинство кавказцев, виртуозы по части скорости, когда же река достаточно полноводна, поездка еще и прилично освежает.

С помощью экскурсии индивидуальный турист может познакомиться с разными гостиницами, в которых автобус забирает пассажиров. Попутно и узнать от гида о ценах и качестве обслуживания. В Сочи, как следует из концепции бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, до 50% всех отелей должны составлять 5-звездочные. Таких гостиниц действительно много, к примеру, наш гид рассказал, что забирал недавно на экскурсию людей из «Родины» (того места, в котором недавно Сергей Лавров дарил Джону Керри краснодарские помидоры), и ему удалось узнать, что за номер они платили 120 тыс. руб. в сутки (т. е., до 2 тыс. долл.).

Гид, у которого, как мы поняли, были немного левацкие взгляды, минут десять делился возмущением с группой по поводу такой суммы.

«Я долго думал, какой сервис можно предоставлять за такие деньги, и пришел к выводу, что, наверное, людей должны покрывать целиком черной икрой и потом ее слизывать», — фантазировал он.

А потом он этих с еще не до конца отлепившейся икрой уважаемых людей привез на «ферму» и там им налили «троечку». Вот это и называется «город контрастов».

Кстати, цены в Сочи и Адлере, при этом не в ресторанах, а в магазинах и супермаркетах и даже не в сезон ни в чем не уступают, а зачастую и превосходят московские. Догнали ли местные жители столицу России и по зарплатам или надежда только на сезонные доходы?

Не самая популярная, но довольно интересная экскурсия на дачу Сталина, расположенную за Мацестой. Вообще генералиссимуса уважают в Сочи, это видно даже по сувенирной продукции, например, магнитам с известной фразой «был культ, но была и личность». Напрашиваются параллели, и их активно проводят местные жители и даже гиды, между советским лидером и президентом России, которые, собственно, уже были проведены в этой статье в виде Курортного проспекта и его дублера. Сталин и Путин хорошо относились к Сочи, регулярно отдыхали в его окрестностях, и многое сделали для развития курорта. Это подчеркивают местные жители.

Естественно, теплее всего к Сталину настроены гиды на его даче. Узнав, что мы журналисты, экскурсовод рассказала, как ее донимали наши зарубежные коллеги во время Олимпиады, постоянно спрашивая о сходстве между Сталиным и Путиным. «Сильные люди в непростое время», — так она отвечала коварным репортерам. Нам же рассказала, как на дачу приезжал Александр Лукашенко, а вот Путина еще не было. «Но Владимир Владимирович будет, я точно знаю», — прибавила она с немного мистическим блеском в глазах.

Во дворе дачи Сталина

Дача Сталина зеленого цвета, как сказала бы старуха Шапокляк, «это хорошо, лежите на траве и вас не видно». Не видно и врагам, желающим обстрелять. Само здание производит впечатление, добротно сделанного. Внутри никакой роскоши, особенно это бросается в глаза в рабочем кабинете (одном на двоих с Поскребышевым), где рядом со столом Иосифа Виссарионовича стоит совсем уж убогая кровать. Куда солиднее смотрятся пуленепробиваемый черный диван и кожаное пальто начальника охраны на вешалке, и, судя по тяжести, тоже неподвластное огнестрельному оружию. Два балкона, с видом на море и на горы — здание находится на высоте, позволяющей жильцам одновременно наслаждаться морским и горным климатом.

Интересная деталь для любителей 100-тысячных номеров. Дача входит в санаторий «Зеленая Роща», в ней можно проживать даже в комнате Сталина. Как сообщила гид, «с трехразовым питанием и тапочками» устроиться можно в пределах 8—14 тыс. руб., причем стоимость зависит от кубатуры, а не проживавшей там некогда личности и степени ее культовости. Так, номер Поскребышева стоит дороже сталинского. В общем, аскетизм вождя и спустя столько лет после смерти дает о себе знать...

Сталин и необходимый для работы и отдыха минимум

И в завершение о проблеме, которую часто упоминают отдыхающие в связи с Сочи и регионом в целом. Россияне жалуются на сервис, на доброжелательность и профессионализм местных сотрудников сферы обслуживания. Что же изменила в этом плане Олимпиада?

Наш автобусный гид очень долго возмущался идеей, согласно которой все сочинцы должны были освоить к Играм английский язык. «Чего это мы должны учить, если они к нам едут?» — все повторял он. Как можно понять, лично его чаша сия как-то миновала, и судя по всему многих коренных сочинских экскурсоводов тоже. Переводить приехали из других регионов.

Со случаями хамства сталкиваться не пришлось, разве что продавщица в чайном магазине в центре Сочи искренне удивилась на предложение что-нибудь рекомендовать, задав встречный вопрос: «Я что, его пью?»

А вот недостаток профессионализма в работе имеет место. Например, стремясь успеть на ранний утренний рейс, мы заранее попросили в гостинице забронировать такси. Понимая, с кем имеем дело, вечером попросили еще раз, чтобы никто ничего не забыл. Спустившись в холл в 5 утра, мы прождали таксиста до полшестого, при этом сотрудник гостиницы достаточно индифферентно названивал в службу такси. В итоге машина приехала вообще не к нам, но таксист согласился посадить в свое авто всех опаздывавших в аэропорт и взял, естественно, оплату, как за две поездки. В процессе он сообщил нам, что в службе случился аврал, машин не хватает, а его вообще вызвали срочно, когда «он спаль».

Таких водителей понять можно, но вот то, что хорошие отели сотрудничают с подобными службами такси, показывает, что тут еще есть широкое поле по повышению качества работы.

Или просто в Сочи никто не хочет, чтобы вы уезжали.

Справка "2000"

Авиабилеты Киев — Сочи — от 18 тыс. руб., с пересадкой.

Номер в гостинице 3—4 звезды в середине июля обойдется от 3 до 20 тыс. рублей, вполне приличный вариант в центре — 5—6 тыс. Еще дешевле номер в новом качественном отеле в Имеретинской долине. Ну и совсем дешево летом, естественно, в Красной Поляне — до 3 тыс.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Нью-Йорке cдано в эксплуатацию первое...

Многоэтажка на 55 апартаментов площадью от 24 до 34 кв. м расположена в манхэттенском...

Тепло ли тебе, девица?

Если тщательно перебрать гардероб, которым дизайнеры советуют обзавестись украинским...

Кашемир всегда в тренде

азрушительные последствия глобального потепления ощущают на себе даже овцы в...

Киев — Варшава: трагедия в коммунальной квартире

Видать, Качиньский неразборчив и дал себя окружить путинскими агентами, готовыми из...

Уличный Wi-Fi в Нью-Йорке собираются отключить

Нью-йоркские бездомные монополизировали киоски с Wi-Fi и используют их для просмотра...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
people_gorges
13 Июня 2015, people_gorges

Спасибо автору за то, что не опустился до пошлости-аннексированный Крым.

- 7 +
Андрей Сычев
12 Июня 2015, Андрей Сычев

Да. если поискать в интернете или походить по улицам,то участников можно снять номер в пределах 800-1200 рублей за сутки.

- 2 +
Андрей Сычев
12 Июня 2015, Андрей Сычев

Олимпийские Объекты в Сочи еще 1 достопримечательность этого города. А целый квартал,построенный к олимпиаде-это красота. Вино автор плохо искал. В Дагомысе(я беру) прекрасные вины и коньяк местного разлива,а так же чача. Главный недостаток Сочинского побережья-это относительная дороговизна. Особенно это чувствуется после Крыма.

- 4 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка