Крушение как символ

07 Сентября 2016 5

Где мы живем

8 сентября исполняется 102 года со дня совершения первого в мире воздушного тарана и гибели его исполнителя — знаменитого авиатора, изобретателя Петра Нестерова. Это повод вспомнить о селе Воля-Высоцкая на Львовщине, возле которого упали обломки самолета.

Киевский памятник штабс-капитану Нестерову у завода Антонова был открыт только в 1990 г., хотя киевляне стали собирать деньги на монумент пилоту сразу после его гибели, еще в 1914 г. Мэрия тогда немедленно выделила 1000 руб., скульптурную композицию было решено установить на Петровской алее, и над фигурой пилота непременно должен был парить аэроплан

Но сначала о самом Петре Николаевиче. Известен он не столько печальным тараном, совершенным в 27 лет, сколько своей мертвой петлей, изобретенной теоретически и подтвержденной практически в Киеве за год до гибели — 27 августа (по ст. стилю) 1913 г. Это произошло всего через два года после первого полета начинающего летчика на аэроплане!

Но настоящей страстью Петра Нестерова было конструирование — он намеревался оставить карьеру военного летчика и целиком посвятить себя созданию самолетов. Его потенциал, судя по наброскам идей, был фантастическим. Но война перечеркнула все планы — пришлось изобретать способы убийства коллег.

И Нестеров изобретал. В эпоху, когда самолеты не имели средств ведения воздушного боя и применялись исключительно для разведки, бомбардировки и корректировки огня, он модернизировал свой самолет, установив на хвост специальный резак-пилу для вспарывания дирижаблей.

Кроме того, он решил, что винт неприятельского аэроплана можно повредить, если зацепить его кошкой, и оснастил самолет еще и этим чудо-оружием. Но самой главной разработкой стало обоснование возможности безопасного тарана.

 [img:95444]

Поскольку самолеты тогда были словно хрупкие бабочки или воздушные змеи и изготовлялись из хрупких реечек, бумаги и ткани, сама идея выглядела настоящим сумасшествием. Но Нестеров предложил бить неприятеля колесами шасси по несущей плоскости — фактически приземляясь тому на крыло.

Первый же опыт оказался неудачным. Встретив в воздухе над Жовквой тяжелый австрийский «Альбатрос», Петр Нестеров попытался на своем легком «Моране» выполнить давно задуманный трюк. Но удар пришелся не в то место, куда нацелился пилот, и в результате у «Морана» вырвало двигатель, самолет упал, а летчик погиб. Погибли и два пилота австрийского аэроплана.

Хотя летчик был родом из Нижнего Новгорода, его похоронили в Киеве — город его горячо полюбил. И сегодня у могилы Нестерова на Лукьяновском кладбище не переводятся цветы, ему установлен отличный, очень душевный памятник у Киевского авиационного завода, есть мемориальная доска на ул. Московской, 5, где жил пилот. На Волчьей горе стоит мемориальный камень с доской в честь экспериментов новатора (по корректированию артиллерийского огня с самолета) и здесь же его именем названа 250-летняя, 3 метра в обхвате, сосна.

А вот со Львовщиной посмертные отношения Нестерова не сложились. Первые признаки этого проявились сразу же — тело пилота после падения было ограблено.

На месте гибели авиатора был насыпан курган и установлен крест. В 1952 г. здесь открыли обелиск, а в 1979-м — музей-мемориал и 45-метровую стелу. В 1995 г. местные власти исключили и памятник, и музей из перечня охраняемых объектов. Музей был немедленно разграблен местными жителями, а затем превращен в руины и помойку. Памятник еще держится, но представляет собой настоящий символ позора жителей Воли-Высоцкой.

Михайловская церковь построена из лиственницы — дерева, которое давно исчезло из украинских лесов

А между тем это небольшое село (1,7 тыс. жителей) могло бы стать отличным туристическим объектом. Кроме богатой истории (связанной в первую очередь с родом польских шляхтичей Высоцких), здесь сохранилась великолепная, очень древняя (XVI в.) деревянная церковь с иконостасом XVII в. от гиганта барокко легендарного Ивана Рутковича.

К сожалению, церковь сильно испортили — покрыли ее жестью, а стены покрасили желтой краской.

Есть еще один объект у Воли-Высоцкой, пользующийся популярностью у военных туристов, — бывшая воинская часть, где размещался узел связи «Волна». Конечно, по местной традиции она тоже превращена в руины, облагороженные свалкой.

Забвение Апостолов

Вероятно, только прогнивший пол останавливает вандалов, не давая возможности выдрать...

Князь Ярема и его поганый клад

Секретные подземные ходы, потайные комнаты, а там — сокровища, сокровища,...

Король и его республика

10 октября исполнилось 27 лет со дня реабилитации Трофима Короля — одного из самых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка