Крутится, вертится...

№8v(736) 6 — 12 марта 2015 г. 05 Марта 2015 5

Март юбилейный

Продолжение. Начало, пожалуйста, читайте в "Есть только мост между прошлым и будущим"

20 марта — 100 лет назад — в Житомире родился Святослав РИХТЕР, чье имя значится в десятке самых выдающихся пианистов минувшего века.

К юбилею музыканта в московском ГМИИ им. Пушкина открылась выставка. В залах музея представлены редкие семейные фото, картины (подарки видных художников, например Пикассо), партитуры произведений, написанных специально для талантливого исполнителя, и скромный набор его личных вещей: карандаш с записной книжкой да очки.

Святослава Рихтера называли мудрецом от музыки // PEOPLES.RU
Святослава Рихтера называли мудрецом от музыки // PEOPLES.RU

Этот музей Рихтер любил, много лет устраивал здесь музыкальные — «Декабрьские вечера», подолгу рассматривал экспонаты. Он прекрасно разбирался в изобразительном искусстве. Святослав Теофилович хорошо рисовал (пастель, акварель, масло), и уровень его мастерства был значительно выше любительского. И все-таки первым из искусств для него всегда оставалась музыка.

В 20-х годах семья жила в Одессе. Отец Святослава, Теофил Данилович, был прекрасным пианистом и органистом, а мама, Анна Павловна, неплохо музицировала. Сын не получил профессионального музыкального образования, его учил отец. Будущий пианист-легенда работал концертмейстером Одесской филармонии, позже — оперного театра. В мае 1934 г. он дал первый свой сольный концерт в Доме инженеров. Три года спустя с блеском поступил в Московскую консерваторию, в класс известного пианиста и педагога Генриха Нейгауза. Рихтера, провалившего после первого курса экзамены по общеобразовательным предметам, отчислили из альма-матер. Нейгауз приложил все силы, чтобы вернуть одаренного студента из Одессы в Москву.

После первого столичного концерта в декабре 1940-го публика поняла, что в стране появился виртуоз исключительного дарования. Звездной болезнью Рихтер не страдал. Тот, кому легендарные композиторы (отечественные и зарубежные) посвящали опусы, сочиняли специально «для Рихтера», в быту и на сцене был скромен.

Манера исполнения именитого музыканта завораживала всех, кто слышал его игру вживую или в записи. «За роялем сидел аскет, философ, мудрец, знающий нечто такое, от чего музыка лишь часть», — так отозвался о Рихтере композитор Шнитке.

Записей — концертных и студийных — Святослав Теофилович оставил великое множество. По инициативе пианиста учреждены музыкальные фестивали, которые проходят до сих пор. Он и его супруга — певица и консерваторский педагог Нина Дорлиак — были первыми исполнителями сочинений Прокофьева и Шостаковича, выступали на престижных сценах и в неказистых провинциальных залах. Современники называли эту пару музыкальными просветителями.

Умер Святослав Теофилович 1 августа 1997-го. В московской квартире на Большой Бронной, где супруги жили последние 30 лет, открыт мемориальный музей Святослава Рихтера.

21 марта — 120 лет назад — появился на свет актер и музыкант Леонид УТЕСОВ.

«Я родился в Одессе. Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается», — такими словами начал свои мемуары Лазарь Иосифович Вайсбейн, сын мелкого торговца, которому суждено было стать очередной знаменитостью, прославившей город у Черного моря.

Мальчик рос энергичным, подвижным, если не сказать буйным. Когда пришла пора получать образование, Лазаря определили в местное коммерческое училище. Оттуда его исключили. Сам Утесов писал, что был наказан за шутку над учителем, которому вымазал спину мелом. Однако есть свидетельства, что все было не совсем так: Лазарь избил раввина, преподававшего в училище, и именно за это Вайсбейна выгнали с «волчьим билетом».

Параллельно Лазарь брал уроки скрипки. Впоследствии музыка сыграет важнейшую роль в его жизни, а пока что исключенный из училища юноша поступил гимнастом в бродячий цирк. Работал там недолго — вскоре устроился актером в Кременчугский театр миниатюр. В 1912 г. взял сценический псевдоним — Леонид Утесов.

В последующие годы Утесов сменил несколько театров, служил в армии, уезжал в Херсон, перебирался в Гомель, отправлялся в другие города, опять возвращался в Одессу. Природного обаяния и таланта у Леонида Осиповича было в избытке, поэтому на отсутствие работы жаловаться не приходилось.

«Наши годы длинные, мы друзья старинные, ты верна, как прежде, мне...» // PUBLIC.OD.UA
«Наши годы длинные, мы друзья старинные, ты верна, как прежде, мне...» // PUBLIC.OD.UA

Смутные годы революции и гражданской войны Утесов провел по большей части в Одессе. Когда наступил мир, отправился в Москву. В советскую столицу, как вспоминал актер, он прибыл в довольно импозантном виде: военный китель, галифе, кожаная фуражка. Знакомые водили его по гостям и представляли всем то белым офицером, перешедшим на сторону красных, то иностранцем, приехавшим в РСФСР. При этом Утесов напускал на себя важный вид, чем вводил в заблуждение многих, в том числе и режиссера Всеволода Мейерхольда.

В Москве актер остался верен себе: менял театры один за другим, а потом и вовсе уехал в Ленинград. Одновременно снимался в кино. Но постепенно его все больше захватывал джаз. В 1929-м состоялось первое выступление коллектива, созданного Леонидом Осиповичем. Успех пришел практически сразу. И это несмотря на то, что джаз-оркестр создавался с немалыми трудностями.

С той поры Утесов практически полностью переключился на музыку. Однако и театральное прошлое не было забыто. Пожалуй, благодаря своему артистизму Леонид Осипович и приобрел популярность. На сцене он не просто пел, а вживался в роль — и это брало за душу каждого.

Утесов активно выступал до 1966 г., пока на одном из концертов у него не случился сердечный приступ. Пришлось беречь себя. «Перестал выступать с оркестром — все вечера сижу в президиумах на разных юбилеях», — иронизировал певец, и в его словах чувствовалась горечь. Творческая пауза продлила Леониду Осиповичу жизнь: он ушел в марте 1982 г., в весьма солидном возрасте — ему исполнилось 86 лет.

21 марта — 125 лет назад — родился Федор КОНОВАЛЮК, живописец и график. Бывший батрак учился у ведущих мастеров живописи (среди них — Федор Кричевский) .

Федор Коновалюк писал образ Катерины более сотни раз // ART-NOSTALGIE.COM.UAНастоящее признание к этому исключительно тонкому пейзажисту и колористу пришло уже после смерти. Произведения художника, развивавшего традиции реалистичной живописи конца ХIХ — начала ХХ вв., хранятся в фондах многих музеев, а чудесная по художественным достоинствам подборка — в Винницком областном художественном музее.

Почему именно в Виннице? Федор Зотович родился неподалеку — в селе Каливка, рано остался сиротой. Первые навыки мастерства приобрел в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (в этих знаменитых студиях начинали творческий путь многие художники). Под руководством Ивана Ижакевича, знаменитого живописца и иконописца, расписывал церкви в Киеве и Екатеринославе. К слову, Ижакевич долгие годы был наставником Федора Коновалюка (судьбы двух художников похожи: оба вышли из бедноты и прежде чем начать самостоятельное творчество, работали в иконописных мастерских). В винницкой коллекции есть портрет Федора Коновалюка кисти Ивана Ижакевича.

На профессиональном пути Федору Зотовичу встречались люди талантливые, мастера с большой буквы — Владимир Маковский в Петербургской академии художеств, Федор Кричевский в Киевском художественном институте.

При жизни Коновалюк регалий и наград не получил. На его полотнах нет ничего от соцреализма, мастера интересовали исторические полотна, книжная графика, природа. Об этом говорят названия его картин: «Шулявка. Речка Лыбидь», «Цветет Борщаговская улица», «Эней и Дидона», «Сбор полевых цветов», «Иней. Околица Киева» и т. д.

Есть в его творческом наследии образ, запечатленный более сотни раз, — шевченковская Катерина. Кроме этой поэмы Шевченко, художник иллюстрировал «Сон» и «Кавказ», а также книги других отечественных классиков — Котляревского, Стефаника, Кобылянской... Четверть века преподавал в учебных заведениях. А про свои картины говорил, что все они его дети.

Умер Федор Коновалюк в Киеве 22 декабря 1984 г.

22 марта — 110 лет назад — родился Григорий КОЗИНЦЕВ, титан режиссуры, сценарист, автор трудов по теории кино и театра.

Среди его киноработ назовем лишь несколько шедевров, перевернувших представление об экранизации, съемке, актерской игре: «Гамлет», «Король Лир», «Дон Кихот».

В прошлом году исполнилось полвека с тех пор, как на экраны вышла двухсерийная черно-белая картина «Гамлет». Эта ленфильмовская лента была первой русской экранизацией трагедии Шекспира. Все поголовно называли роль принца Датского в исполнении Смоктуновского фантастическим воплощением. Актерам, которые сыграли в картине (Анастасия Вертинская, Степан Олексенко), была уготована бешеная популярность.

В один пульсирующий нерв сошлось все: музыка Шостаковича, костюмы и декорации Симона Вирсаладзе и Евгения Енея, режиссура Григория Козинцева. После международной премьеры в 1964-м Британская киноакадемия назвала «Гамлет» лучшим фильмом года.

Федор Коновалюк писал образ Катерины более сотни раз // ART-NOSTALGIE.COM.UA
Федор Коновалюк писал образ Катерины более сотни раз // ART-NOSTALGIE.COM.UA

Родился будущий киноклассик в Киеве в семье врача с солидной практикой. Больше учебы юный Григорий интересовался театром (силами гимназистов поставил блоковскую пьесу «Балаганчик»), рисованием. Вместе со старшей сестрой Любой учился в школе живописи Александры Экстер — авангардистки, знакомой со многими французскими художниками — Сезанном, Матиссом, Пикассо.

К 16 годам юный талант, бурлящий идеями, переехал в Петербург и едва ли не сразу организовал творческий коллектив «Фабрика эксцентричного актера». Снимал в эксцентричной и экспериментальной манере — тогда это было веянием времени.

В 1934 г. вместе с Леонидом Таубергом создал фильм по трилогии, прогремевшей на весь Союз, — «Юность Максима». Песню из картины «Крутится, вертится шар голубой» не пел только ленивый. В 1937-м на экраны вышла вторая часть — «Возвращение Максима», а год спустя заключительная — «Выборгская сторона». За трилогию его создатели — Козинцев и Тауберг, а также исполнитель роли Максима Борис Чирков получили Сталинскую премию, высшую награду страны.

Григорий Михайлович был не только замечательным мастером, но и прекрасным педагогом: с середины 40-х вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе, его учениками были Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий.

В последние годы жизни Козинцев погрузился в любимую тему — творчество Шекспира: написал книгу «Наш современник Вильям Шекспир» и любопытную, в форме дневника, — «Пространство трагедии».

Григорий Михайлович скончался 11 мая 1973-го в Ленинграде.

24 марта — 115 лет назад — появился на свет Иван КОЗЛОВСКИЙ, вокалист высочайшей техники с голосом поразительного «серебристого» тембра. Иван Семенович исполнял ведущие партии в Большом театре и вплоть до 90 лет выступал с сольными концертами.

Иван Козловский — роль мэтра была ему к лицу // RIA.RU
Иван Козловский — роль мэтра была ему к лицу // RIA.RU

Крестьянский хлопчик из Марьяновки (Киевская обл.) добился славы: ему рукоплескал весь мир и покровительствовал Сталин. Поклонницы ходили за тенором толпами.

Любовь к музыке маленький Иван перенял от отца — тот недурно играл на гармошке и пел песни. Вместе с братом Федором Козловский пел в Софийском соборе Киева, академической капелле под руководством Александра Кошица. После революции хор уехал на заграничные гастроли, да так и не вернулся. Порвал с родней и Федор. Это Иван Семенович всегда скрывал, но, судя по всему, сей факт великому певцу никто не припомнил.

Он говорил, что оперным певцом стал благодаря армии. В 22-й стрелковой бригаде инженерных войск пение Козловского услышал командир, надавил куда следует, и голосистого служивого взяли в Полтавский музыкально-драматический театр. В середине 20-х Иван уже пел на сцене главного театра — Большого.

В 1927-м певец так исполнил Юродивого в опере «Борис Годунов», что до сих пор его фраза «Нельзя молиться за царя-Ирода» считается эталоном. Тот же феномен повторился в партии Ленского из «Евгения Онегина».

В довоенной Москве Козловский был кумиром меломанов наряду с коллегой по Большому театру — Сергеем Лемешевым. К чести Ивана Семеновича, он, как это зачастую бывает в творческой среде, конкурента не «подсиживал».

На родной сцене воплотил около полусотни образов и, в отличие от некоторых звезд, не считал концертную или филармоническую сцену менее значимой, чем оперная. В его потрясающем репертуаре нашлось место кантатам Баха, вокальным циклам немецких романтиков, русскому романсу и особо чтимой — украинской песне.

Взмыв так высоко, о корнях не забывал: приезжал в Киев, о культурной жизни которого оставил интереснейшие воспоминания. В Марьяновке открыл музыкальную школу, занимался с учениками, выступал с детским хором. Даже к территории у дома-музея своего имени — хатке, крытой соломой, приложил руку: спроектировал парк с аллеями.

Прожил Иван Семенович долгую жизнь. Скончался 24 декабря 1993 г.

24 марта — 130 лет назад — родилась Марта ЗАКРЕВСКАЯ (Менцер), оперная певица, лирико-колоратурное сопрано.

Марта Закревская — серебро Кармелы // M.SLOVARI.YANDEX.UAПоложа руку на сердце, более знаменитой певицей, чем Марта Ивановна, была ее старшая сестра — Софья Друзякина, выступавшая на родине и за рубежом, профессор Московской консерватории. Для профессионального становления Марта выбрала путь Софьи Ивановны: частное музыкальное училище Тутковского в Киеве, после окончания которого совершенствовалась под руководством сестры.

Дебютировала дочь немецкого предпринимателя Марта Менцер в Киеве в 1905 г. Как и подобает солистам того времени, работала в нескольких труппах и оперных товариществах, с ними объехала полстраны. Слушатели запомнили ее сильный голос с серебристыми верхами, отмечали драматический талант певицы.

Антреприза была в начале прошлого века на высоте — ставились спектакли, которые сегодня услышать вживую вряд ли удастся. В их числе — «Нерон» Рубинштейна, «Генрих VIII» Сен-Санса, «Ожерелье мадонны» Вольф-Феррари.

В 1910 г. в Саратове прошла премьера оперы «Кармела» авторства итальянца Сильвио Барбини. Первыми исполнителями главных партий стали Марта Закревская, Анатолий Яхонтов, Леонид Леонидов. Местная газета «Саратовский листок» отозвалась на событие так: «Товарищество познакомило публику с произведением своего капельмейстера Сильвио Барбини — оперой «Кармела», бойко написанным сочинением с безупречными в вокальном отношении партиями, преобладанием речитативов, несколько утомительным, произведшим на публику впечатление весьма противоречивое».

Оперными светилами и партнерами по сцене были Собинов, с которым Марта Закревская пела в «Дубровском», «Лоэнгрине», и итальянский баритон Маттиа Баттистини. К слову, Собинов был учеником Александры Сантагано-Горчаковой, примы и педагога (перевела на русский язык более полусотни оперных либретто), у которой училась и Закревская.

Последние годы жизни певица отдала педагогической деятельности, переехав в 40-х годах из Москвы в Тбилиси. Скончалась в 50-х годах прошлого века. Точная дата, к сожалению, не известна.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка