Наш маленький-маленький Стамбул

№18-19(818) 12 -- 18 мая 2017 г. 09 Мая 2017 5

  • Наш маленький-маленький Стамбул, фото №1

    Наш маленький-маленький Стамбул, фото №1, фото №1
  • Наш маленький-маленький Стамбул, фото №2

    Наш маленький-маленький Стамбул, фото №2, фото №2

    Костел

  • Наш маленький-маленький Стамбул, фото №3

    Наш маленький-маленький Стамбул, фото №3, фото №3

    Синагога

  • Наш маленький-маленький Стамбул, фото №4

    Наш маленький-маленький Стамбул, фото №4, фото №4

    Монастырь

Фото 1 из 4

Жители этого города полностью довольны своей жизнью и совершенно ничего не хотят от местных властей. Что это — сказка, фантастика? Проблем ведь в стране более чем достаточно. Однако факт налицо: на сайте горсовета Шаргорода в разделе «Электронные петиции» нет ни одного обращения. Впрочем, не все так просто. Дело в том, что жители данного населенного пункта предпочитают выражать свое отношение к происходящему не за компьютером, а по старинке — на митинге.

Столичные СМИ о Шаргороде вспоминают редко, но в начале года сюжеты с главной площади города стали появляться почти на всех центральных телеканалах. И еще какие сюжеты — люди бурно протестовали и грозились перекрыть железную дорогу. Поводом для таких радикальных действий стала медицинская реформа.

Ведомство, возглавляемое и. о. министра Ульяной Супрун, придумало диковинку: госпитальные округа. Они, по мнению чиновников, выведут украинское здравоохранение на мировой уровень, и будет всем счастье. Маленький Шаргород (его население не дотягивает и до 7000 человек) этим красочным обещаниям почему-то не поверил. Наоборот — жители решили, что все закончится закрытием местной больницы, и лечиться придется ездить в Могилев-Подольский. А с ним у Шаргорода даже нет прямого автобусного сообщения... Вот и возмутился народ.

Областным и местным властям пришлось реагировать. Ранее поданные в Минздрав планы реформирования медицинской сферы Виннитчины отозвали. После этого начались переговоры. Они оказались не менее сложными, чем дипломатическая дуэль на Потсдамской конференции в 1945 г. Но кое-что все-таки прорисовывается: в области предлагается создать еще один госпитальный округ (поначалу речь шла только о трех), в который войдут Жмеринский, Шаргородский и Барский районы.

В общем, как ни крути, а жители Шаргорода смогли достучаться до небес (в данном случае до начальников разных уровней) и отстоять свои права. Кстати о небесах. Когда об этом городе хотят сказать что-то хорошее, то всегда вспоминают о мирном сосуществовании трех конфессий — православной, католической и иудейской. Будем откровенны: так было далеко не всегда, и в истории Шаргорода случалось всякое.

А началась эта история в 1585 г., когда коронный гетман Ян Замойский получил от короля грамоту, где разрешалось построить на месте нынешнего города крепость. Монархом был знаменитый Стефан Баторий. Милость, оказанная Замойскому, — признание его заслуг, поскольку гетман являлся правой рукой короля. Более того, Замойский даже породнился с Баторием, взяв в жены его племянницу.

Замок построили быстро. Назвали его в честь Флориана Шарого, который считается основателем рода Замойских. Следующим монументальным сооружением города стала синагога. Евреи заселили Шаргород довольно быстро, и община их была достаточно многочисленной, соответственно возникла необходимость в постройке иудейского храма. Он, правда, имел не только религиозное значение — синагога была частью оборонительных сооружений города.

Прочность ее стен шаргородские евреи смогли проверить в 1595-м, когда к городу подошли повстанцы Северина Наливайко. Иудеям удалось отсидеться в своем храме, хотя в самом городе после казачьего набега разрушений было достаточно. Спустя полвека, во время восстания Хмельницкого, Шаргород захватил Максим Кривонос. Несколько лет казаки удерживали город, но в 1651 г. поляки отбили его.

А еще через двадцать лет пришли турки. Синагогу у евреев отобрали и переделали ее в мечеть. Под османской властью Шаргород находился почти до конца XVII в. И, как с гордостью сообщают почти все краеведческие издания, турки называли свое новое владение Кучук-Истанбул — Маленький Стамбул. Что общего между двумя городами, остается загадкой. В целом все это очень похоже на легенду. Но если Елисаветград (он же Кировоград, он же Кропивницкий) начала XX ст. именовали «нашим маленьким Парижем», то почему бы Шаргороду не быть нашим маленьким Стамбулом или, учитывая его размеры, маленьким-маленьким Стамбулом?

В 1699 г. город снова оказался в Речи Посполитой. Синагогу вернули иудеям, а украинских крестьян стали эксплуатировать так, что дело дошло до бунтов. Их, конечно, подавили, но старая Польша из кризиса так и не выбралась — в конце XVIII в. ее разделили три могущественных соседа. Шаргород оказался в Подольской губернии Российской империи, где и пребывал вплоть до революции 1917-го.

Гражданская война — время крайне неприятное, а для Шаргорода с его многочисленным еврейским населением и подавно. В 1919 г. петлюровцы учинили здесь погром и убили около ста человек. Потом данный факт фигурировал на судебном процессе над Самуилом Шварцбадом — убийцей Симона Петлюры.

Во время Великой Отечественной город оказался в составе Румынии. Поэтому массовых расстрелов здесь не было. Местных евреев отправили в гетто, жизнь в нем была очень тяжелой (в частности, многие умерли во время эпидемии тифа), но, повторюсь, до массового истребления дело не дошло.

Послевоенные годы для Шаргорода были достаточно тихими и спокойными, перемены начались после горбачевской перестройки. В начале 90-х многие евреи уехали из города, и Шаргород утратил свое уникальное лицо. В эти же годы вновь открылся католический костел святого Флориана и начал потихоньку возрождаться православный Свято-Николаевский монастырь. В результате в одном храме сегодня можно услышать орган, а в другом — монашеский хор.

И костел, и монастырь — это две главные достопримечательности Шаргорода. Третья — синагога. С ней немало проблем. Храм уже передан иудейской общине, но требуется реставрация, а средств на нее нет. Еще одним украшением города мог бы стать замок, однако от него осталась одна-единственная башня.

Между тем на эти объекты культурного наследия возлагает большие надежды мэр Шаргорода Игорь Винокур. Он мечтает превратить родной город в «туристическую Мекку» (это цитата), тем более что здесь сохранилось много старинной застройки, и в перспективе в Шаргороде могло бы появиться нечто вроде музея под открытым небом.

Но пока мэр ищет меценатов, готовых пожертвовать на восстановление синагоги, которая, между прочим, вместе с костелом и монастырем официально входит в список «Семи чудес Виннитчины». И чтобы это чудо не кончалось, нужны деньги, но в чиновничьих кабинетах чаще всего звучит «нема коштів», «нема коштів», «нема коштів»...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Месть хромого верблюда

Посягательства на память — удел исторических неудачников, которые пережили своих...

Чотири покоління Вчителя

27 травня виповнюється 80 років почесному громадянину Сквири, що на Київщині,...

По закону: охота на женские прелести

Одеть в прозрачную вышиванку — и будет олицетворять Украину, сбрасывающую оковы

Пепел Герники

Франкисты поначалу вообще утверждали, что республиканцы сами подожгли свой город

Мир, брют, май

Если вы легки на подъем и, чтобы пуститься в путешествие, вам не требуются месяцы на...

Загрузка...
Загрузка...

Декоммунизация как ловушка для простаков

Одной из жертв борьбы с советским наследием стало выдающееся произведение...

Ельцин в отставке. Запад в испуге

Переход исполнительной и части законодательной власти, поста Верховного...

Андропов и Путин

Путин, видимо, хотел вести отсчет истории структур госбезопасности РФ не с...

К нам в деревню приехал король

Село Змиевка в Херсонской области стала знаменита благодаря летописи страданий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка