Перекрестки истории и Музей креста

№47(797) 25 ноября — 1 декабря 2016 г. 23 Ноября 2016 4.5

В Днепре существует единственный в стране (а возможно, и в мире) Музей креста, экспонаты которого не смогут оставить равнодушными даже людей, далеких от религии.

В начале ноября монетный двор Украины отчеканил комплект памятных медалей из драгоценных металлов с вкраплениями из корундов, топазов, ониксов и цирконов, посвященных украинской традиции в сакральном искусстве. Автор идеи и проекта — известный отечественный медальер Дмитрий Пиркл.

Изображены на медалях нательные и нагрудные крестики разных времен, начиная от византийского женского креста V—VI вв. из крымского Симеиза, заканчивая более поздними находками XVIII — начала XX вв. из Слобожанщины, Черкасчины, Полтавщины, Присамарья и Прикарпатья.

Медали монетного двора

  • Перекрестки истории и Музей креста

    Перекрестки истории и Музей креста, фото №1

    Медали монетного двора

  • Перекрестки истории и Музей креста

    Перекрестки истории и Музей креста, фото №2
Фото 1 из 2

Памятные знаки изготовлены малым тиражом (100 экз.) и, вероятно, уже стали нумизматической редкостью. Однако оригиналы нательных и нагрудных крестов из Музея креста, послужившие основой для работы современных чеканщиков, выглядят не менее завораживающе. Посетить экспозицию старинных нательных крестов равносильно попытке заглянуть в глаза и душу сотен людей, живших много лет до тебя, кто-то из них вполне мог быть твоим родственником.

Собирателем и инициатором создания этого музея является известный днепровский историк, археолог, этнограф и ставрограф Виктор ВЕКЛЕНКО. Благодаря его деятельности порядка 3 тыс. крестов, женских украшений (дукачей) и других образцов сакральной пластики смогли в этом году увидеть жители нескольких городов и сел региона. Основная часть экспозиции размещена собственно в музее, расположенном в этноцентре «Козацький хутір Галушківка», около 1000 предметов были показаны на разнообразных выставках в Новомосковске, Петриковке и Днепре.

Виктор Векленко знакомит посетителей музея с экпозицией нательных крестов

Виктор рассказал «2000», как начинал заниматься этой необычной проблематикой и о чем могут поведать старинные предметы, чрезвычайно много значившие в жизни наших предков.

— Говорят, вы единственный ставрограф в Украине. Что это за специальность?

— Ну, если в корне слова имеется греческое «ставрос» (крест), то речь идет о крестах. В данном случае — о нательных, нагрудных и других украшениях, на которых присутствует символ христианства.

Я считаю ставрографию наукой, но вообще она имеет статус вспомогательной дисциплины. На Западной Украине ее называют крестологией — знанием о крестах. А ставрография — крестоописание.

— Когда вы стали заниматься ставрографией и что вас на это подвигло?

— В 2001 г. мы начали раскопки Богородицкой крепости в городской черте Днепра. А за год до этого появились первые находки нательных крестов, которые вместе с монетами и другими древностями находил во время своих разведок с металлодетектором наш коллега Владимир Шалобудов. Но никто тогда не мог сказать, что это за кресты и каким временем они датированы.

Меня это заинтересовало, я стал искать информацию и обнаружил, что литературы о крестах очень мало. Распросы коллекционеров и продавцов старины ничего не дали. Однако когда покупаешь у них какой-то предмет, вместе с ним получаешь и право на определенное внимание и информацию о приобретении.

На тот момент покупал я редко. Но когда набралось 200—300 предметов и стала выражаться определенная картина, понял, что надо делать собрание.

Почему? Возьмем нательные крестики, которые когда-то носили запорожские казаки. Один есть в экспозиции Днепровского исторического музея, еще 2—3 были найдены в раскопках. Но какие они, откуда? Никто не знает. На месте бывшей Старой Карабиновки (Павлоградский р-н) было одновременно найдено 11 таких крестиков. Это наибольшее собрание из одного места.

Запорожский крест

Запорожский крест

— А какое отношение эти крестики имеют к традиции запорожских казаков?

— Они очень похожи на надмогильные кресты запорожцев. Это их традиция. Нательные крестики очень простые — вырубленные или вырезанные из металлической пластины. Все концы — треугольной формы, на лицевой стороне чеканился орнамент, связанный с христианством, и не только с ним.

Изучив аналогичные находки в других регионах, видим, что такие же крестики были распространены на Полтавщине. Как мы знаем, традиционно на Сечи было много полтавчан.

А далее мы наблюдаем, как эта традиция распространяется на другие территории Украины. Самая далекая находка — это Черниговщина на севере, Ровенщина — на западе, Донетчина и Луганщина — на востоке страны. Это из тех крестов, что у меня есть. Много запорожских крестов на Харьковщине. Вот это и есть ареал Запорожской Сечи. Значит, люди пришли из Сечи — или дети сечевиков делали себе такие же кресты, как у отца.

Трансформация в слобожанскую традицию

Трансформация в слобожанскую традицию

— Запорожская традиция как-то эволюционировала?

— Безусловно, а доказательством тому служит одно из направлений слобожанской традиции. В Харьковской и Сумской областях находят еще несколько типов нательных и нагрудных крестов. Один из них связан с московской традицией ажурных крестов.

«Яблочный Спас»

«Яблочный Спас»

Это самый сказочный крест Слобожанщины. Я его называю «Яблочный Спас». Как яблоня усеяна яблоками, так и крест украшен выступами, имитирующими камни.

— Данная форма отображает Дерево жизни?

— Возможно. Такие кресты есть в серебре, и там эти выступы выполнены из цветного стекла или драгоценных камней. В народе ходила упрощенная форма, но изделия все равно напоминают яблоню, усеянную яблоками. Хотя «Яблочный Спас» — это неофициальное название.

Кресты запорожской формы на Слобожанщине претерпели определенные изменения — это и расширение балок, и превращение треугольников в прямые окончания. Наконец, на кресте появляется распятие.

— Католический мотив?

— Распятие массово появляется в конце XVIII века преимущественно на Сумщине и Харьковщине. Деталей, почему так произошло, не знает никто. Но ранее существовало мнение, что распятия на кресте не должно быть: наши пращуры Иисуса сняли с креста, а мы его вновь на него водружаем.

Тем не менее распятие на православных крестах все же появляется. Хотя сами кресты не такие, как католические, — часто имеют разнообразную форму и украшены разными элементами (лучами, волютами, эмалью). Я это склонен объяснять отпечатком народной традиции и народным видением Христа и веры.

Украинский женский барочный крест

Украинский женский барочный крест

— Удалось ли вам преодолеть какие-то исторические мифы, связанные с предметом вашего исследования?

— Крестики, выполненные в стиле украинского барокко XVII—XVIII вв., вошли в российскую религиозную культуру из Украины. Во второй половине XVIII в. в старообрядческих мастерских их начали повторять в таком количестве, что россияне до сих пор считают, что они имеют отношение к староверам. При этом у тех же старообрядцев подобные крестики крупных размеров, как мужские, так и женские, имели свое название: «крест казацкий».

Но крупнейший комплекс, включающий такие нательные кресты, происходит из села Липцы Харьковского района Харьковской области. Там их найдено около 350. Треть из них женские, треть — мужские. И при этом мы знаем, что на Харьковщине старообрядцев было немного. Только в районе Чугуева.

В то же время у московитов ни один казацкий этнос не дошел до уровня создания своих крестов. Т. е. этот тип креста — явно украинского происхождения. Достаточно много попадалось маленьких крестиков. Думали — детские. Пока не нашли сережку с прикрепленным к ней крестиком такой же формы. Стало понятно, что это женское украшение.

Когда мы говорим, что в Украине уживались люди разных религий, мы можем доказать это на множестве исторических находок. Католических крестов много находят во всех регионах. В западных больше, в восточных — меньше, но они там есть. Люди уживались. Причем не в немецких поселениях, а в украинских селах.

Например, Усатово, Одесская обл. Чумацкий шлях. XIX век. Нормально уживаются католики и православные. Запорожский крест на Донетчине. В Тернопольской обл. на одном из мощевиков имя Господа — через украинскую букву «І», на другом — через русскую «И». Таких примеров очень много.

— Весьма необычно выглядят православные кресты в форме круга. Это что, солярный мотив, колесо жизни?

— Когда христианство приходит на какую-нибудь территорию, оно вбирает в себя много чего из местной традиции.

Что взято здесь? Надо искать первооснову. Есть подвески времен Киевской Руси — круг и в нем крест. Простой или иерусалимский (где концы балок разделены маленькими перекладинками). Наверное, элемент язычества в этом есть.

— Почему нательные крестики изготавливались не только из металла, но из дерева и кости?

— Многое зависит от стоимости. Часто экономика рулит — изделия из металла были очень дорогими. Дилемма: купить крест из металла или вырезать из дерева самостоятельно? Кость также считалась бросовым материалом. Во второй половине XIX в. в Киево-Печерской лавре продавались паломнические кресты из кости. Но здесь базовый мотив — Соловки, Валаам, русский север.

Крест из керамики

Крест из керамики

Крестики бывают разными, в нашем собрании есть даже керамический. Посмотрите на изображение Господа — классический украинский крестьянин, распятый жизнью...

У нас много крестов, которые использовались женщинами в качестве украшений. Некоторые не просто редкие, а существуют в единичных экземплярах...

Крест с тризубом

Крест с тризубом

Вырубленные из металлических пластин с Прикарпатья, украшения для бедных. Некоторые в форме Великой Матери, кое-где — свастика в средокрестии, на одном — тризуб в центре...

— Трудно обойти вопрос происхождения находок. Это кресты, найденные в могилах?

— В те времена нательные или нагрудные кресты не клали в могилы. Поэтому находили крестики самым естественным образом. Например, в 60—70 гг. в районе Богородицкой крепости, когда еще не было Днепродзержинской плотины, река Самара была более подвижной. Разливаясь, она вымывала находки, а люди просто смотрели под ноги и поднимали старинные предметы. Подавляющее большинство предметов — случайные находки, сделанные при помощи металлодетектора, а он «просвечивает» грунт на глубину 20—25 см.

Наперсный крест, предположительно принадлежавший сечевому священнику

Наперсный крест, предположительно принадлежавший сечевому священнику

В Ворскле (Полтавская обл.) человек нашел в воде самодельный крест священника, выполненный в запорожской традиции, с медным кольцом (очевидно, обручальным). Это удивительная находка. Скорее всего, крест принадлежал одному из тех суровых запорожских панотцов, которые могли и саблей помахать, и благословить, и, если надо, кровь остановить.

Из частных собраний — каменная иконка с Черкасчины византийской работы. Возможно, ее все же доделывали мастера Киевской Руси.

На выставках мы показываем и вовсе невероятные предметы. Например, деревянная дарохранительница начала ХХ в. из старого Кодака. Это место, где поляки построили крепость, а запорожцы ее неоднократно разрушали. В эту дарохранительницу люди вкладывали предметы для причастия. Она является символическим изображением иерусалимского храма.

Серебряный мощевик из Белгорода-Днестровского

Серебряный мощевик из Белгорода-Днестровского

Этот крест-мощевик — в идеальном состоянии. Ромейская работа, сирийский тип, Х—ХII в. Найден местными крестьянами. Продан коллекционеру из Молдовы, сейчас — в собрании днепровского коллекционера; ищем деньги, чтобы его выкупить.

Два предмета из Крыма, подаренные Музею креста мэром Днепра Борисом Филатовым. Один с раскопок Херсонеса. После дождя люди заметили костяную икону: подняли, отмыли и продали коллекционерам. Второй предмет — напрестольный крест XIX в. из Керчи. Крест просечного литья. Скорее всего, использовался в какой-то небольшой церквушке в окрестностях этого приморского города.

Пасхальное яйцо

Пасхальное яйцо

Не Фаберже, но принцип тот же — яйцо раскрывается. Изготовлено в Москве в 1879 г., но хранилось в Полтавской обл. Предок владельца работал в системе Торгсина и, возможно, вел свой небольшой бизнес.

Торгсины, существовавшие в 30-х гг. прошлого века, как и магазины «Березка» в послевоенное время, создавались для торговли с иностранцами за валюту. Но они же занимались скупкой у советских граждан драгоценностей в обмен на продукты питания. Иногда через потомков этих людей и сегодня всплывают исторические предметы из драгоценных металлов.

О культовой пластике можно часами рассказывать, за каждым предметом — судьба. Иногда они молчат. Иногда что-то подсказывают.

— О торгсинах и в моей семье есть легенда. Один из прадедов по отцовской линии из Житомирской обл., которого звали Адам, обменял в торгсине серебро, заработанное в австрийском плену в Первую мировую войну, и таким образом в 1932—1933 гг. спас от голода порядка 30 родственников. Так что правоту ваших слов могу подтвердить на примере собственного рода.

В вашей экспозиции, помимо крестиков, есть и женские украшения — дукачи. Что это такое?

— Дукачи, как и монисто, — традиционная деталь женского костюма XVIII — начала XX вв. Как правило, имели религиозное содержание, но при их изготовлении могли использоваться австрийские дукаты (в Западной Украине) или российские рубли с изображением императоров. Часто изготавливались обычной штамповкой металлических пластин.

На выставках представлено около двух сотен таких украшений, некоторые действительно очень интересны.

Например, дукач с Сумщины, сделанный из монеты с изображением Петра II. Но носился он так, что император был подвешен вниз головой. Было ли это вызовом тогдашним порядкам или автор решил, что так будет лучше выглядеть?

Также из Сумской обл. — изображение панночки. Таких дукачей в Украине известно пять. Два из них в нашем музее. Есть и уникальный полтавский керамический дукач.

Вот польские монеты из клада середины XVII в. — в основном по полтора гроша, есть по три и шесть грошей. Монистами из таких монет женщины украшали себя. Монеты качественно отчеканены, хорошей сохранности.

Российские монеты-копейки в то время были невыразительные, поэтому их сворачивали в трубочку и делали перебивки на монистах между европейскими монетами.

Украшения часто изготавливали из переплавленных металлов: меди, свинца, олова — многие люди были бедными.

— Исторические факты можно трактовать по-разному. Меня все же смутило то обстоятельство, что большинство дукачей XVIII в. изготовлено из монет с изображением Екатерины II. А ведь именно она дала команду разрушить Запорожскую Сечь и начала вводить в Украине крепостное право.

— После репрессий и казней Петра I население испугалось на поколения и стало демонстрировать лояльность. Не все, но очень многие. Это касается не только Екатерины, ведь в дукачах есть и монеты-рубли Петра I, Анны и Елизаветы, а также их реплики.

Дукачи — только незначительная часть коллекций Музея креста. В Украине есть намного более крупные собрания, описанные и интерпретированные. Тем более что наши дукачи и подвески находятся в фондах, т. е. для демонстрации мы их извлекаем лишь изредка.

Кресты более важны, они показывают общность культурного пространства украинских земель, региональные характеристики, а также особенности украинского православия, к пониманию которых мы сейчас идем иногда на ощупь. Кресты свидетельствуют о местных традициях, заимствованиях из Европы и Московии. Это панорама Украины в пространстве и времени, часто разрыв шаблонов, толчок к переосмыслению нашей истории.

Моя задача как ученого и создателя Музея креста — не только собрать и сохранить, но и по возможности показать и объяснить: что было, как было, где было и, если удается, почему было. На сегодня аналогий Музею креста нет ни в Украине, ни в Восточной Европе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Роксолана, Роксолана, Роксоланочка

Есть у Рогатина еще одна гордость, которая в отличие от Роксоланы не исторический...

Слышал звон

Все идет к тому, что в Калуше, небольшом городке неподалеку от Ивано-Франковска,...

Київ не можна було впізнати

До 75-річчя оборони та 73-ї річниці визволення Києва від німецько-фашистських...

Забвение Апостолов

Вероятно, только прогнивший пол останавливает вандалов, не давая возможности выдрать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка