Разбуди машиниста перед прибытием на станцию

№33(783) 19 — 25 августа 2016 г. 17 Августа 2016 5

21 августа исполняется 34 года со дня одного памятного, но крайне неприятного события — двух взаимосвязанных железнодорожных аварий Шалашское—Цветково в Черкасской области.

Шалашское — настоящий нанопоселок, в котором, согласно последней переписи, проживают всего два человека. Фактически это ничем не примечательная станция-переезд, и в историю она попала только из-за своего светофора — красный свет которого почему-то проигнорировал машинист грузового поезда 21 августа 1982 г. Результат нарушения сразу нескольких пунктов техники безопасности — лобовое столкновение с другим грузовым составом, в результате которого машинист — виновник аварии (скорее всего, задремавший за штурвалом) погиб.

Но дальше, как в голливудском технотриллере, произошла цепочка взаимосвязанных событий, вызвавших еще большую катастрофу.

По ветке, на которой случилось крушение в 6.30 утра, через пару часов должен был проследовать поезд «Донецк—Львов». Естественно, его пришлось пустить по другому пути, через станцию Цветково. Проводникам об этом ничего не сказали. А обескураженным пассажирам, чьи пункты назначения лежали на исключенной из маршрута ветке, лишь во время остановки объявили, что они должны сойти с поезда. На станции начался хаос, и из Цветково состав «Донецк—Львов» вовремя не отправился.

В это время на станцию влетел скорый «Севастополь—Киев». Машинист сначала поехал на желтый без снижения скорости, а затем умудрился не отреагировать на красный сигнал. Наконец, он даже тормозить стал неправильно — и врезался в хвост стоящего пассажирского поезда на скорости 35 км/ч. Этого хватило, чтобы убить 22 человек и ранить сотни. Отсидел виновник аварии всего 4 года.

Настоящими, хотя и невольными героями стал медперсонал амбулатории Цветково, которым пришлось работать с неожиданным кошмарным потоком раненых.

Жизнь небольшого Цветково и сегодня вертится преимущественно вокруг узловой станции — здесь живут всего 1300 человек. Кстати, банальное наименование поселка только выглядит таковым — имя населенный пункт получил не от каких-то цветов, а по фамилии Митрофана Цветкова, местного помещика. То, что название сохранилось и в советские времена, настоящее чудо — или историческая безграмотность партийных чиновников. Дело в том, что Цветков отметился в весьма скверной истории с подавлением крестьянского бунта в 1906 г.

Железная же дорога, кормящая Цветково и так неудачно прославившая его, — одна из первых в Украине. Ветка Знаменка—Фастов была введена в строй еще в 1876 г. по настоянию и с помощью административного давления графа Владимира Бобринского в бытность его министром путей сообщения. Совершенно не боясь обвинений в коррупции, министр настоял, чтобы железную дорогу проложили в непосредственной близости от его сахарных заводов. Более того, он даже ключевую станцию участка не постеснялся назвать своим именем (Бобринская, ныне ст. Т. Шевченко).

Во время строительства ветки участки под пути и станции пришлось вырывать у местных помещиков с большим трудом — те не упускали случая заломить астрономические цены. Одним из способов торговаться с землевладельцами стало обещание властей назвать станции именами «благодетелей». Некоторым, вроде Цветково, повезло, они сохранили имена до сих пор — и, проезжая через них, можно вспомнить не только знаменитые аварии.

Кстати, от Митрофана Цветкова, кроме имени станции, остался и архитектурный памятник — здание построенной при его участии Златопольской гимназии, где учился Владимир Винниченко. Но чтобы увидеть живописные руины, нужно отправиться за 50 км в Новомиргород — города Златополь с 1960 г. не существует.

C1_cherk oblast zam.tif

C1_sibkray ru.tif

sibkray.ru

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Забвение Апостолов

Вероятно, только прогнивший пол останавливает вандалов, не давая возможности выдрать...

Князь Ярема и его поганый клад

Секретные подземные ходы, потайные комнаты, а там — сокровища, сокровища,...

Король и его республика

10 октября исполнилось 27 лет со дня реабилитации Трофима Короля — одного из самых...

Крушение как символ

8 сентября исполняется 102 года со дня совершения первого в мире воздушного тарана и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка