Вернуть культуру гуманитариям

№7(760) 19 — 25 февраля 2016 г. 17 Февраля 2016 2

Размышления в преддверии 150-летия со дня рождения Михаила Грушевского

Президентский фонд Л. Д. Кучмы «Украина» представил историко-литературный труд писателя и культуролога Владимира Мельниченко «Михайло Грушевський у Москві». В книге издательства «Лыбидь» (завершающей трилогию в которую вошли работы «Тарас Шевченко у Москві» и «Микола Гоголь у Москві») исследованы малоизвестные широкой читательской аудитории страницы тернистого пути видного историка и политика.

В этом издании органично сочетаются энциклопедическое и хронологическое исследования, что позволяет — не разрывая целостности исторической картины — связать разрозненные факты пребывания Михаила Грушевского в Москве.

Читатель получает максимально объективное представление о сложном и важном отрезке биографии выдающегося ученого.

В предисловии автор раскрывает основные научные аспекты проблемы, по сути предлагая своеобразный путеводитель по книге.

Предваряет солидный труд В. Мельниченко исторический очерк «Вікна квартири виходили на Арбат», который погружает нас в атмосферу Москвы конца ХIХ века и предреволюционного начала ХХ столетия, помогает «відчути ритм її життя, подивитися на місто, найперше, на його арбатський ареал, небайдужими очима московських очевидців і автора».

Стремясь донести до читателя все многообразие мелочей языка и быта того времени, автор дает читателю почувствовать вкус истории, услышать аромат эпохи. Немаловажно, что в книге указаны московские адреса знакомых Михаила Грушевского — с их титулами и родом занятий.

В первом разделе (озаглавленном «В Архангельському соборі молився за Тараса») рассказывается о том, что до сих пор оставалось читателям практически неизвестным: о визитах молодого Грушевского в Москву с отцом в 1882-м и 1885 г. А также о его пребывании в городе в феврале—марте 1892 г. — первой самостоятельной поездке для работы в двух архивах и Румянцевской библиотеке.

Автор обращает внимание на достаточно индифферентное отношение Михаила Грушевского к стольному граду — в отличие от Шевченко и (особенно) Гоголя, восхищавшихся Москвой.

Действие второго, третьего и четвертого разделов книги происходит в сентябре 1916-го — марте 1917 г., т. е. во время политической ссылки Грушевского. Именно этот московский период закончился самым большим взлетом в политической карьере нашего героя — он заочно стал председателем Центральной Рады. И именно в Москве, мобилизовав весь свой талант и энергию во благо Украины, Грушевский, по его собственным словам, пришел «до політики через історію».

Во втором разделе («Переведено на життя до Москви») рассказывается о том, как в 1916 г. Михаил Грушевский — уже зрелый пятидесятилетний профессор, преследуемый, правительством царской России — поневоле снова становится арбатцем. Большое количество архивных документов рассказывает о взаимоотношениях его с женой и дочерью, об их быте и семейных заботах.

Третий раздел «(Я віддавсь роботі») посвящен научным исследованиям ученого в первопрестольной, в частности, написанию VIII тома «Iсторії України—Руси», а также об усилиях, направленных на создание украинского издательства.

В четвертом разделе («Я став у центрі московського українського життя») показана разносторонняя работа Михаила Сергеевича в среде украинцев Москвы «во славу нашої національної ідеї». Рассказывается о сотрудничестве с Максимом Горьким, Александром Керенским и об активной роли Грушевского в Февральской революции 1917 г.

Подробно анализируются все статьи, написанные Грушевским в Москве и опубликованные в «Украинской жизни» и «Промені». «Щоденник», «Спомини» и письма ученого позволяют услышать его живой рассказ жизни на Арбате. Читатель может почувствовать и осмыслить «великих слів велику силу». Не случайно названия большинства подзаголовков сложены из слов Грушевского. Благодаря этому приему, Владимир Мельниченко укладывает тексты в те смысловые узлы, которые акцентировал сам герой повествования — что во многих случаях органично дополняется архивными материалами и документальными свидетельствами.

Кроме воспоминаний и писем, в книге широко использованы работы Грушевского (в период ссылки 1916—1917 гг. он опубликовал более 20 статей и рецензий) — а также архивные источники, которые ранее не приводились при освещении арбатских страниц биографии Михаила Сергеевича.

Пятый раздел («Московське показувалося добром») содержит более 500 энциклопедических терминов. Этот самый большой раздел — почти треть книги — особо богат фактическим материалом. Особенно отмечается, что Грушевский отлично знал историю Москвы, был автором ряда обстоятельных публикаций о творчестве Гоголя, Толстого, Чехова (информация о них представлена здесь же).

Ученый писал и о своих современниках — украинцах: чтобы «не пройшла непізнана й не оцінена людина, перед якою ми повинні б були... схилити чоло». Энциклопедическая часть книги позволяет разобраться в «Табели о рангах», т. к. многие украинцы, с которыми Михаил Грушевский общался в Москве, занимали важные должности и имели высокие чины.

Шестой раздел («Я оснувався в Москві»), посвященный памятным местам, связанным с Грушевским, состоит из четырех частей. В нем представлены сведения о более чем 100 различных объектах: в первых двух частях — адреса, указанные самим Михаилом Сергеевичем, в третьей — места, которые он точно видел, а возможно и посещал, в четвертой — адреса, вероятность пребывания по которым точно не установлена.

Этот раздел щедро иллюстрирован фотографиями — причем не только архивными, но и современными. Ведь многие дома, которые посещал Грушевский, сохранились. Важно, что большая часть иллюстраций подписана словами самого ученого — т. е. он незримо присутствует с нами в этой визуально прогулке по Москве.

  • Вернуть культуру гуманитариям, фото №1

    Вернуть культуру гуманитариям, фото №1, фото №1
  • Вернуть культуру гуманитариям, фото №2

    Вернуть культуру гуманитариям, фото №2, фото №2
  • Вернуть культуру гуманитариям, фото №3

    Вернуть культуру гуманитариям, фото №3, фото №3
  • Вернуть культуру гуманитариям, фото №4

    Вернуть культуру гуманитариям, фото №4, фото №4
  • Вернуть культуру гуманитариям, фото №5

    Вернуть культуру гуманитариям, фото №5, фото №5
Фото 1 из 5

Следует отметить, что Владимир Мельниченко, не претендуя на всесторонний анализ научной и общественно-политической деятельности Грушевского, тем не менее точно и хронометрически подробно раскрывает ее содержание в изучаемый период.

Более того, автор, пройдя практически всеми московскими тропками Грушевского, наполнил книгу личными наблюдениями. В послесловии он проводит параллели между пребыванием ссыльного ученого в Москве царской — и в Москве советской. Владимир Мельниченко, отмечает: «Михайло Грушевський — яскравий і видатний взірець великого вченого, який в історично відповідальний для своєї країни час став і великим політиком, і державним діячем». И тут же мечтательно предполагает: «Михайло Сергійович був би щасливий, аби, йдучи Арбатом з боку будинку, де мешкав, побачив синьо-жовте полотнище Державного прапора України над Національним культурним центром України в Москві», который «означає духовну присутність України в самому серці Росії».

И здесь весьма уместна цитата из Грушевского, ставшая лозунгом Национального культурного центра Украины в Москве: «Ми повинні пам'ятати, що представляємо великий народ і зобов'язані представляти його з достоїнством». Участники презентации в Президентском фонде Л.Д. Кучмы «Украина» были единодушны в высокой оценке нового труда Владимира Мельниченко, известного своими литературно-историческими и биографическими произведениями. Особо подчеркивалась общественная значимость его монографий и книг. Перечислим основные из них: «Україна на Арбаті, 9», «Прапор України на Арбаті, 55», «Майстер», «Страсті за творчістю», «Тарас Шевченко і Михайло Грушевський на Старому Арбаті», «Арбат очима українця», «Тарас Шевченко: «Моє перебування в Москві»», «Шевченківська Москва. Авторська енциклопедія-хроноскоп», «Тарас Шевченко: «Мій великий друг Щепкін», «Українська душа Москви (Михайло Максимович, Михайло Щепкін, Осип Бодянський, Микола Гоголь)», «Українські наголоси московських храмів», «Гоголівська Москва. Авторська енциклопедія-хроноскоп», «Богдан Ступка. Біографія», «Богдан Ступка: обличчям до історії». Всем этим работам присущи обстоятельность и достоверность изложения, убедительность и объективность аргументации — и в то же время эмоциональная тональность в характеристике героев. Не стала исключением и новая книга о человеке выдающейся по драматизму судьбы.

В 1931 г. Михаила Грушевского обвинили в контрреволюционной деятельности — ему инкриминировали руководство антисоветским Украинским национальным центром. Ученый и общественный деятель был арестован и репрессирован (как и многие из тех, кто работал с ним в прошлом). Правда, учитывая мировой вес и авторитет Михаила Сергеевича, его вскоре освободили.

Но пережитое не могло сказаться на здоровье — и в 1934 г. бывшего председателя Центральной Рады, профессора Львовского университета, члена Чешской академии, академика Всеукраинской академии наук, члена НТШ, академика Академии наук СССР не стало.

Следует подчеркнуть особо — Михаил Грушевский всегда оставался личностью, сохранял честь и достоинство, был человеком независимых, гражданских и глубоко патриотичных устремлений. Таким он предстает и в книге Мельниченко.

Презентация книги о Михаиле Грушевском переросла в обстоятельный разговор о проблемах отечественной гуманитарной сферы

Участники обсуждения в фонде «Украина» высказали пожелание, чтобы следующая книга Владимира Мельниченко рассказала о Михаиле Грушевском в Киеве.

Хотелось бы напомнить, что в нашей столице семья Грушевских проживала в т. н. Латинском квартале, на перекрестке улиц Никольско-Ботанической и Паньковской (сейчас здесь историко-мемориальный музей Михаила Грушевского). Недалеко от этого дома жили в свое время писатель Константин Паустовский, посвятивший Киеву добрые воспоминания, ученый-математик Борис Букреев, в возрасте 100 лет продолжавший читать курс лекций по математике в Университете св. Владимира, Софья Присецкая — народница, мать будущего президента Академии наук Украины Александра Богомольца.

На соседней Тарасовской улице (которой один из авторов этой статьи в своей книге «Мой Киев, мои киевляне» посвятил не одну страницу) родился Максим Рыльский, жили Леся Украинка и Анна Ахматова, первый президент Академии наук Украины Владимир Вернадский, видный педагог Константин Ушинский, известные медики Иван Сикорский, отец и сын Маньковские, художник Ге, целый ряд профессоров Университета св. Владимира... А теперь мы хотели бы обратить ваше внимание на обстоятельство, непосредственно связанное с именем автора обсуждаемой книги. Первым на презентации затронул этот вопрос академик НАНУ Николай Жулинский.

Дело в том, что не так давно была прервана многолетняя деятельность Владимира Мельниченко на поприще руководителя Национального культурного центра Украины в Москве.

Что побудило власть предержащих, в т. ч. руководителей гуманитарной сферы отстранить от должности уважаемого публициста и историка? На вопрос, прозвучавший в аудитории — «Почему же мы молчим?!» — академик Николай Жулинский с огорчением сообщил, что обращение его и коллег по данному поводу осталось без ответа.

Подчеркнем: роль Владимира Мельниченко в многолетней деятельности Национального культурного центра Украины в Москве трудно переоценить. Доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины, лауреат Шевченковской премии — он по праву считается одним из крупнейших популяризаторов отечественной истории и культуры. Следует также напомнить, что именно при Владимире Мельниченко Культурный центр Украины в Москве (в котором он создал Институт украинских исследований) получил статус Национального.

Особое недоумение вызывает важное обстоятельство, которое, вероятно, выпало из поля зрения тех, кто сместил Мельниченко с поста руководителя центра. Именно в нынешнем году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Михаила Грушевского...

Зададимся, и более общим — но в высшей степени принципиальным — вопросом, не лишенным нравственного звучания. Кто сегодня у нас решает в гуманитарной сфере проблемы взаимодействия власти с творческой и научной интеллигенцией?

Один из авторов этой статьи не так давно выступал в прессе, аргументируя неоправданность пропагандируемой анонимными экспертами «шоковой терапии» в преобразованиях науки и медицины. В частности, в публикации в «Зеркале недели», озаглавленной «Шоковая терапия» не показана» автор отметил: «Думается, что как в практической, так и в научной медицине, впрочем, как и в науке и ее организации в целом, шоковая терапия не показана. «Все, что делается постепенно — безопасно. Все, что делается неожиданно и внезапно — может навредить». Это изречение приписывается медику Гиппократу. Полагаю, нелишне к нему прислушаться». В ходе дискуссии в Президентском фонде Л. Д. Кучмы «Украина» особо подчеркивалось одно существенное и принципиальное положение общего характера. Сводилось оно к тому, что преобразования в сфере культуры — несомненно прерогатива самих гуманитариев, людей искусства и науки. Здесь решающее слово никак не должно принадлежать чиновникам. Только взаимодействие властных структур с творческой интеллигенцией — в ситуации взаимопонимания — сможет гарантировать успехи оправданных новаций.

Все участники собрания были в этом едины. А форум собрался весьма представительный. Наряду с тремя президентами Украины — Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко в презентации книги Владимира Мельниченко приняли участие действительные члены Национальной академии наук Николай Жулинский, Петр Толочко и Валерий Смолий, президент Национальной академии педагогических наук Василий Кремень, вице-президент Национальной академии искусств Юрий Богуцкий, академик НАИ Мирослав Вантух, директор Института украинского языка Павел Гриценко, директор издательства «Лыбидь» Елена Бойко, профессоры Лариса Скорик и Игорь Смешко, директор Музея Тараса Шевченко, возглавляющий ныне Всеукраинский конгресс литераторов Украины Дмитрий Стус.

Приняли участие в обсуждении и наши видные поэты Иван Драч, Дмитро Павлычко, Павло Мовчан.

Нельзя не отметить, что успеху заседания активно способствовали исполнительный директор фондв «Украина» Сергей Цепенников и его заместитель Татьяна Мельник.

Возвращаясь к проблеме шоковой терапии в гуманитарной сфере, мы вынуждены констатировать, что сейчас выдворяют из мастерской известную художницу-керамистку Людмилу Мешкову — автора выдающихся монументальных работ, одну из которых можно лицезреть в Париже в интерьере здания ЮНЕСКО. Это керамическое панно площадью 55 квадратных метров под девизом «Земля, флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай...» было создано в мастерской Софии Киевской. В конкурсе, объявленном Юнеско, участвовали многие известные мастера, а победила скромная украинка. В дальнейшем это произведение наша страна безвозмездно передала в дар всемирной организации.

Керамическая живопись Людмилы Мешковой украшает столичный храм Андрея Первозванного, что на Аскольдовой могиле, ее композиции в Храме Рождества Христова на Оболони были признаны каноническими. А не так давно, в мастерской художницы, которую власти сегодня намерены отнять, мы восхищались оригинальным керамическим портретом нашего выдающегося хирурга Николая Амосова, который, кстати, любил посещать творческую обитель Людмилы Мешковой. Сейчас в защиту художницы выступили писатель Виталий Коротич и профессор медицины Юрий Соколов.

Вспоминается похожая эпопея с мастерской видных украинских монументалистов, светлого семейного тандема Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко (полного тезки героя нашего очерка), в защиту которых были вынуждены вступиться президент НАНУ Борис Патон, академик Иван Дзюба и один из авторов этой статьи.

Словом, на отечественном культурном фронте, как и прежде, побеждает чиновник.

Не хочется заканчивать на такой невеселой ноте, поэтому позволим себе на прощание обратиться к Константину Паустовскому. Наш совестливый земляк (живший, как говорилось выше, рядом с Грушевскими, в киевском Латинском квартале) однажды заметил: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но и писать без веры в это — тоже невозможно». Будем верить.

Фото представлено пресс-службой Президентского фонда Л. Д. Кучмы «Украина»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Забвение Апостолов

Вероятно, только прогнивший пол останавливает вандалов, не давая возможности выдрать...

Князь Ярема и его поганый клад

Секретные подземные ходы, потайные комнаты, а там — сокровища, сокровища,...

Король и его республика

10 октября исполнилось 27 лет со дня реабилитации Трофима Короля — одного из самых...

Крушение как символ

8 сентября исполняется 102 года со дня совершения первого в мире воздушного тарана и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка