Астрономы впервые наблюдали за рождением

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 0

Открытие двух (и, возможно, даже трех) протопланет на орбите молодой звезды LkCa 15, расположенной на расстоянии 430 световых лет от Земли, впервые дает ученым возможность наблюдать за тем, как формируются новые планеты.

«Нет никаких сомнений в том, что мы стали свидетелями рождения планет», — сообщают исследователи Университета Аризоны со страниц журнала Nature.

На сегодняшний день на орбитах далеких звезд идентифицировано почти 1900 планет, но все они уже зрелые небесные объекты, как и планеты Солнечной системы. Заметить их удается в момент прохождения по орбитам перед звездами, поскольку, частично перекрывая свои светила, они вызывают снижение интенсивности их свечения.

А вот с «малолетними» планетами дело обстоит сложнее, и астрономы пытаются наблюдать за ними напрямую с помощью мощных орбитальных телескопов. Так, благодаря новым технологиям съемки американским исследователям удалось получить высококачественные снимки участка вокруг звезды LkCa 15. Ученым повезло: они выявили два небесных тела — LkCa 15b и LkCa 15c, вращающихся вокруг этого солнца по стабильным орбитам.

Планета под литерой b расположена примерно в 15 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, а ее соседка с литерой c в 7,5 раз ближе к данному светилу. Кроме того, скорость ее вращения по орбите гораздо выше. Собранные данные позволили определить, что диаметр молодых планет примерно в 5—10 раз превышает диаметр Юпитера. Исследователи зафиксировали слабые сигналы, вероятно, исходящие от третьей звезды этой зарождающейся планетной системы, но говорить с уверенностью о ее существовании пока нельзя.

Ученые убеждены: впервые в истории астрономических наблюдений им довелось стать свидетелями зарождения новых планет, и теперь астрономам предстоит понять, как именно формируются эти небесные тела: плавно и постепенно или же, так сказать, рывками в ходе отдельных фаз развития.