Что в голове подростка

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 02 Декабря 2015 1 5

, Игорь КОНДЕНКО

Тайны подросткового мозга поражают воображение благодаря новейшим исследованиям. Если ранее принято было считать, что мозг человека полностью формируется еще до пубертатного периода, то в последнее десятилетие ученые все чаще говорят о том, что фундаментальное развитие этого органа продолжается и в 20, и даже в 30 лет. Более того, одним из наиболее важных периодов теперь считаются подростковые годы.

Зарождающаяся отрасль науки, посвященная вопросам развития и формирования мозга, радикально меняет наше представление о поведении подростка: почему он бывает таким неорганизованным, демонстрирует переменчивость поведения, временами принимает недальновидные решения, а также почему многие серьезные душевные заболевания начинают зарождаться именно в этом возрасте.

Один из наиболее популярных мифов заключается в том, что самые важные изменения происходят в мозге в первые три года жизни. Такое представление неверно, и непробиваемые на первый взгляд подростки с ломающимся голосом и взрослым телом обладают все еще уязвимым мозгом.

Новые эксперименты доказывают, что курение табака и марихуаны, употребление алкоголя может понижать IQ подростка и повышать вероятность развития душевных недугов. Хронический стресс, спровоцированный насилием в семье, бедностью или запугиванием со стороны сверстников, ведет к определенным изменениям в мозге, увеличивающим вероятность перепадов настроения и снижения когнитивных способностей.

В основе нашего понимания процесса развития мозга лежат концепции о сером и белом веществе. Серое вещество состоит из нейронов — клеток мозга, формирующих «строительные блоки» этого органа. Белое вещество — это связи между серым веществом, оказывающие помощь в передаче информации из одного участка мозга в другой.

Несмотря на то что формирование серого вещества действительно завершается к 6 годам, белое вещество — т. е. связи между клетками мозга — продолжает развиваться и в 20 лет. Более того, к 18 годам оно формируется лишь примерно на 80%.

В последнюю очередь формируются связи белого вещества с префронтальной корой — участком мозга, контролирующим интуицию, суждение, самосознание и сопереживание — т. н. «исполнительные» функции мозга.

Помимо этого, в мозге подростков и молодых людей происходит миелинизация — покрытие белого вещества защитным жировым слоем. Миелин играет роль своеобразной изоляции, обеспечивает более высокую скорость прохождения сигналов между клетками мозга, а также ускоряет процесс обработки информации. Поскольку формирование связей с префронтальной корой и «изоляцией» не завершено, подросткам гораздо сложнее выносить точные суждения и контролировать свою импульсивность. Процесс миелинизации затягивается до 30 лет, и понимание этого подводит к вопросу о том, в каком возрасте мозг человека следует считать «совершеннолетним».

Пубертатный период запускает выработку гипофизом гормонов, влияющих на лимбическую систему — эмоциональный центр мозга. В сочетании с полностью развитой префронтальной корой это объясняет склонность подростков к эмоциональным вспышкам, а также их тягу к более эмоционально окрашенным ситуациям — от просмотра мрачного кино до опасного вождения.

Судя по всему, гормоны по-разному влияют на мозг подростков и взрослых людей, сообщает www.macleans.ca. THP (гормон «переходного возраста») выделяется организмом в качестве ответной реакции на стресс: на взрослых он оказывает успокаивающее воздействие, а на подростков — прямо противоположное, только усиливая стресс. Это одна из причин, почему у подростков так часто развивается тревожное состояние и синдром посттравматического стресса. Именно поэтому, говорят эксперты, родителям и педагогам следует максимально серьезно относиться к проблеме запугивания детей сверстниками.

Подростковый мозг также крайне чувствителен к дофамину, влияющему на участки мозга, определяющие отношение к вознаграждению и наказанию, что позволяет понять, почему молодежь так охотно идет на серьезный риск.

, Игорь КОНДЕНКО

И дело вовсе не в том, что они не знают, как правильно поступать. На самом деле навыки принятия здравых решений формируются уже к 15 годам. Результаты научных исследований доказывают — подростки так же прекрасно, как и взрослые, осознают опасность тех или иных поступков. Просто их мозг в большей степени мотивируется перспективой вознаграждения, которое таит в себе риск, и потенциальные опасности не отпугивают. Иными словами, даже осознавая, что определенный поступок (превышение скорости, злоупотребление спиртным или наркотиками) плох, — они извлекают из таких рисков гораздо больше удовольствия.

Ключевым в понимании того, как проходит обучение подростка, является момент «формирующей обрезки» — период, когда мозг начинает терять часть серого вещества, накопленного в детстве, чтобы освободить место увеличивающемуся в объеме белому веществу. Длительный период роста серого вещества в детстве, за которым следует «обрезка» в подростковом возрасте, способствует улучшению интеллектуальных способностей.

По этой причине многие специалисты называют подростковые годы особым этапом — им можно либо сполна воспользоваться, либо потерять массу преимуществ. Родителям следует крайне внимательно относиться ко всему, что происходит с подростком — в это время идут созидательные или разрушительные изменения интеллекта будущей личности.

Значимым следствием концепции «формирующей обрезки» стал переворот в нашем сознании: мы долго считали, что IQ с детства остается неизменным, но в реальности он претерпевает изменения в подростковом возрасте.

Британские исследователи определили IQ 33 ребят от 12 до 16 лет, а через 4 года снова провели аналогичные тесты с их участием. Оказалось, что IQ некоторых вырос на 18% (а это — разница между средним и одаренным человеком). Ученые объяснили прирост коэффициента увеличением объема серого вещества в двух участках, определяющих способности к речи и языку, а также к жестам.

В прошлом году шведские исследователи сообщили, что снижение IQ у местных подростков в возрасте от 13 до 18 лет в дальнейшем выливается в повышенную вероятность развития психических заболеваний, таких как шизофрения.

Вообще обучение по определению — это регулярное столкновение мозга с чем-то, что стимулирует выработку дофамина, укрепляющего связи с центром вознаграждения и помогающего формировать новые воспоминания. Таким образом, зависимость по сути представляет собой лишь форму «излишне усердного заучивания» некоего материала мозгом. Этот процесс, по идее, должен контролироваться префронтальной корой, но поскольку мозг подростка заточен на обучение, а связи с префронтальной корой еще слабы, у детей формируется уязвимость перед развитием зависимости.

Хуже всего то, что злоупотребление наркотиками оказывает такое влияние на развитие мозга, что у подростков усиливается вероятность психических отклонений или снижения IQ. Ученые доказали: учащиеся с повышенным уровнем котинина (побочного продукта никотина) в организме хуже справляются с когнитивными заданиями. Кроме того, курение провоцирует уменьшение активности префронтальной коры у подростков, а также может травмировать участки мозга, вырабатывающие серотонин. Как известно, снижение уровня серотонина чревато депрессией.

Авторы других работ видят взаимосвязь между подростковым курением и злоупотреблением алкоголем, что оказывает разрушительное воздействие как на память, так и на интеллект. Недавние исследования прослеживают взаимосвязь между регулярным курением марихуаны и уменьшением объема мозга у подростков, а также травмами белого вещества. При этом ежедневное курение в возрасте до 17 лет сокращает IQ и повышает вероятность депрессии. Особо опасно курение для подростков с синдромом дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью: они гораздо чаще сверстников начинают курить — как табак, так и марихуану.

Влияние алкоголя может оказаться не только разрушительным, но и необратимым. Он негативно сказывается на работе мозга во множестве аспектов, наносит потенциально непоправимый ущерб гиппокампу, отвечающему за долговременную память. Американские ученые, например, пришли к выводу, что у подростков, начавших пить спиртное в возрасте до 15 лет, риск стать алкоголиком во взрослой жизни в 4 раза выше, чем у сверстников, впервые попробовавших его после 21 года.

Это следует учесть тем родителям, кто считает: пока ребенок выпивает дома под их контролем, в этом нет ничего страшного. Ученые регулярно доказывают — чем больше спиртного подросток получает дома, тем больше он будет злоупотреблять в других местах и тем выше риск алкоголизма.

Но долговременный ущерб мозгу наносят не только алкоголь и наркотики. Хронический стресс также тормозит развитие мозга, приводит к увеличению объема мозжечковой миндалины — органа, управляющего эмоциями, и уменьшению гиппокампа. В итоге мозг оказывается запрограммированным на тревогу, депрессию и снижение способностей к обучению.

А тщательные обследования подростков с зависимостью от видеоигр демонстрируют — их мозг развивается иным образом: злоупотребление играми приводит к увеличению площади участков, ответственных за память и визуально-пространственные навыки, но одновременно ведет к уменьшению участков мозга, отвечающих за речь, эмоции и установление сдерживающих запретов на импульсивное поведение.

Что же делать родителям с обрушивающейся на них новой информацией? Вводить больше ограничивающих правил, как советуют некоторые эксперты? А может, из-за излишнего вмешательства родители рискуют вырастить детей, чей мозг так никогда и не сможет стать взрослым?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Голосовые помощники слушают вас, всегда!

Искусственный интеллект распознает речь, как человек

Глисты и звезды

Семь самых интересных мероприятий киевских Дней науки

Apple запускает iPhone 8?

Apple намерена в 2017 году выбросить на рынок три новые модели «восьмерки» — в...

IBM SolutionsConnect 2016

Джошуа Карра, ведущий разработчик IBM IBM, Gaming IoT: WorldWide Cloud, показал, как при помощи...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Пашин
06 Декабря 2015, Александр Пашин

Много лет меня не оставляет мысль о том, что неплохо бы увеличить возраст приобретения избирательных прав. Лет эдак до тридцати.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка