Генная инженерия теперь доступна каждому

№33(783) 19 — 25 августа 2016 г. 17 Августа 2016 5

Только представьте себе: молоко дают не коровы, а дрожжевые грибки, топливо для автомобилей уже не качают из-под земли — его производят неутомимые микробы, а кирпичи для постройки домов обжигают не в печах — их поверхность обрабатывают особые бактерии.

Все это не фантастика, а реальность: эти и многие другие новаторские решения экологических и промышленных проблем уже активно тестируются. Некоторые из них даже выведены на рынок, и их успех стал мощным толчком к буму в мире биотехнологий.

«Биотехнологии сегодня входят в число наиболее стремительно развивающихся отраслей экономики Америки», — констатирует Оркан Телхан, доцент Школы дизайна Университета Пенсильвании.

Здорово, конечно, но биотехнология — это же так сложно, скажете вы. Это миф, уверяет Телхан, создавший совместно с коллегами из стартапа Biorealize уникальную лабораторию генной инженерии под названием Microbial Design Studio («Студия микробного дизайна»). Она настолько компактна, что поместится на любом столе.

Такое полностью автоматическое устройство создано для людей, желающих решать различные проблемы с помощью накопленных биологами знаний, не имея при этом университетского диплома и огромных средств, необходимых для приобретения стандартного лабораторного оборудования. Все в рамках тренда на миниатюризацию и автоматизацию технологий!

Биотехнология повторяет путь индустрии программного обеспечения: на заре существования этой отрасли программы создавались не более чем десятью компаниями и были просто ужасны. Сегодня писать программы умеют миллионы людей, и их продукция становится все лучше и лучше с каждым днем. Так и с оборудованием биологических лабораторий — то, что раньше казалось немыслимым, уже стало реальностью.

К примеру, пользователям Microbial Design Studio в ходе экспериментов даже не придется пачкать руки. «Никаких контактов с живыми микроорганизмами, — поясняют создатели новинки, — вы просто загружаете предварительно упакованные бактерии и ДНК, а на выходе получаете желаемый продукт, изготовленный методами генной инженерии».

Работа устройства контролируется специальной программой с компьютера, причем домашние установки генной инженерии можно даже объединять в сети.

Любой желающий может заказать в компании Biorealize безопасные микроорганизмы и ДНК, а затем получить посылку курьером; ученые имеют возможность комбинировать существующие ДНК с различными микробами, успешно повторять полученные результаты и делиться ими с коллегами из других лабораторий по сети.

Установка — это инструмент создания «рецептов» продукции самого широкого спектра: белков для медицины, дрожжей для кулинарии, микробов для промышленного дизайна и создания новых строительных материалов. «Возможности Microbial Design Studio практически неисчерпаемы», — уверяет Телхан.

Уже этой осенью компания начнет отгрузку портативных генных лабораторий профессионалам и любителям. Национальный фонд науки США выделил компании грант на оснащение подобными установками лабораторий колледжей и школ. Стоимость Microbial Design Studio в бытовой версии составит менее $1000, а в профессиональной модификации — несколько тысяч долларов.

Удивительно, но Biorealize — не единственный игрок на новом рынке. Канадская компания Amino Labs тоже пытается занять на нем свое место, продавая миниатюрные наборы биологических лабораторий в комплекте с микробами, ДНК, лабораторной посудой, программой и инструкциями, позволяющими даже новичку экспериментировать с генами.

«У нас большие планы, но говорить что-то определенное еще слишком рано», — говорит основатель Amino Labs Джастин Пахара. Свою продукцию он смело сравнивает с первыми домашними компьютерами, а главными клиентами считает подрастающее поколение.