Мужчина произошел от женщины

№31–32(744) 16 — 22 октября 2015 г. 14 Октября 2015 0

Коллектив ученых под руководством профессора Хенрика Каессманна из Центра интегративной геномики (CIG) Лозаннского университета (UNIL), исследовав геном млекопитающих 15 видов, установил: Y-хромосома, гены которой определяют у млекопитающих формирование эмбриона мужского пола, образовалась и стала отличаться от женской X-хромосомы примерно 180 млн. лет назад.

Именно тогда Y-хромосома появилась у плацентарных и сумчатых животных, у яйценосных (клоачных), к которым относятся австралийские утконос и ехидна, — почти 175 млн. лет назад.

Анализ Y-хромосомы был непростой задачей, поскольку немногие гены этой хромосомы присутствуют в многочисленных фрагментах ДНК. Ученые сравнили мужской и женский наследственный материал каждого вида и отделили общие фрагменты. Оставшиеся принадлежали Y-хромосоме.

Для проведения анализа в высокопроизводительном вычислительном центре Vital-IT Швейцарского института биоинформатики (SIB) потребовалось более 29 тыс. часов, сообщает швейцарское немецкоязычное издание Tages-Anzeiger. На основании результатов стало возможным датировать возникновение генов,

определяющих пол.

Х-хромосома и Y-хромосома восходят к одной общей предшествующей хромосоме, сообщают ученые UNIL на страницах научного журнала Nature. После разделения Y-хромосома очень скоро утратила большинство своих генов, и сегодня их примерно 20, в отличие от X-хромосомы с 1000 генов.

Примерно 25 млн. лет назад генетический распад Y-хромосомы прекратился, и с тех пор ее гены удивительно стабильны. Исследователи объясняют стабильность тем, что эти гены функционируют, если существуют как минимум в двух копиях — на X-хромосоме и Y-хромосоме.

Поэтому Y-хромосома необходима для запуска программы формирования мужского организма, делают вывод ученые. Гены Y-хромосомы не только обеспечивают образование мужских половых желез (яичек) и сперматозоидов, но и определяют половые различия в состоянии здоровья.

Открытым остается вопрос, каким образом определялся пол во времена общего предка всех млекопитающих более 180 млн. лет назад. Возможно, предполагают авторы исследования, тогда существовала другая Y-хромосома, или же появление самцов или самок определяли факторы окружающей среды, например температура, как это и сегодня происходит у многих рептилий.

Голосовые помощники слушают вас, всегда!

Искусственный интеллект распознает речь, как человек

Глисты и звезды

Семь самых интересных мероприятий киевских Дней науки

Apple запускает iPhone 8?

Apple намерена в 2017 году выбросить на рынок три новые модели «восьмерки» — в...

IBM SolutionsConnect 2016

Джошуа Карра, ведущий разработчик IBM IBM, Gaming IoT: WorldWide Cloud, показал, как при помощи...

Даешь финскую систему школьного образования!

Испанские родители объявили «акцию неповиновения» домашним заданиям в знак...