От Вернадского до НАСА

№18-19(818) 12 -- 18 мая 2017 г. 11 Мая 2017 5

Изобретатели интерактивных кубиков для детей — команда Cubomania

В минувшем году украинские команды впервые приняли участие во всемирном хакатоне NASA Space Apps Challenge, который Национальная администрация по аэронавтике и исследованию космического пространства США проводит с 2012 г. Дебют оказался удачным. Два проекта пробились в финальную часть, а один из них — Mars Hopper (летательный аппарат для исследований Марса, работающий на углекислом газе) получил приз зрительских симпатий!

В нынешнем году 29—30 апреля NASA провела хакатон Space Apps Challenge, который и по охвату аудитории, и по территориальному представительству превзошел все предыдущие.

Участниками последнего форума стали 25 тыс. человек в 187 городах и 69 странах. В Украине NASA Space Apps Challenge проходил одновременно в Киеве, Днепре, Одессе и Кропивницком.

Хакатон — относительно недавно появившаяся форма взаимодействия людей, связанных с интернет-технологиями, когда разнопрофильные специалисты собираются вместе, чтобы усовершенствовать язык программирования, создать мобильные приложения для конкретных устройств или решить иную техническую задачу.

В данном случае речь идет о 48-часовом марафоне (мозговом штурме), участники которого собираются одновременно в разных уголках земного шара и предлагают свои решения для широкого круга задач, поставленных NASA.

Например, в прошлом году большая часть проблем (challenges), выставленных на обозрение организаторами хакатона, была связана с освоением космического пространства, соседних планет и солнечной энергетикой. В нынешнем году организаторы сделали акцент на земных проблемах.

Командам-участникам предложили использовать данные NASA для мониторинга экологических систем, изучения гидро- и криосферы (воды и ледового покрова планеты), прогнозирования природных катаклизмов или комбинировать данные дистанционного зондирования Земли с социологическими методами, чтобы получить абсолютно новые знания о нашей планете и человеке.

Лучшие национальные проекты еще не отобраны. Но среди претендентов на участие в глобальной стадии от Украины могут оказаться Worldwide Watchdog (мобильное приложение для оповещения об угрозе стихийных бедствий) или Pixel Planet Life — новый индекс, совмещающий спутниковые данные NASA и национальную статистику. Как уверяют его создатели, такой подход помогает предвидеть экологические и социально-экономические катаклизмы. Эти команды соревновались в Киеве.

В Днепре и Кропивницком обратили внимание на отсутствие мобильного приложения, которое позволило бы людям оперативно оповещать службы по чрезвычайным ситуациям о местах возникновения пожаров (проекты Fireprob и Local Fire Detector).

В Одессе предложили создать приложение, упрощающее пользователям доступ к данным NASA (ViewFinder Bot!), а также инструменты, делающие работу солнечных энергосистем более эффективной, и т.д.

Партнер NASA Space Apps Challenge в Украине — американский инвестфонд Noosphere Ventures, одним из основателей которого является выпускник Днепропетровского национального университета Максим Поляков. С 2012 г. г-н Поляков занимается бизнесом в Кремниевой долине.

Обозревателю «2000» удалось побывать в днепровском офисе компании EOS Data Analytics, входящей в сферу влияния Noosphere Ventures. Представители этой компании проявили интерес к публикациям в «2000» на космическую тематику и хотят познакомить наших читателей со своими наработками.

Сверху видно все

Специализация EOS Data Analytics — компании с головным офисом в Сан-Франциско — обработка данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Это автоматическая расшифровка, извлечение из снимков, снятых спутниками, самолетами или дронами, значимой для бизнеса и других потребителей информации.

Этот рынок растет со скоростью 3—4% в год и в глобальном масштабе уже преодолел отметку в

$2 млрд. EOS Data Analytics, где работают и украинские инженеры и ученые с научными званиями, даже в мировом масштабе является не последним его участником.

Заказчиками некоторых работ компании являются агентство Bloomberg — один из ведущих в мире поставщиков финансовой информации, правительство штата Калифорния и другие серьезные организации.

Не редкость для сотрудников EOS Data Analytics и деловые переговоры с представителями правительств из разных стран, где они рассказывают о своих технологиях и проблемах, в решении которых готовы участвовать.

О широте возможностей, которые дают технологии ДЗЗ, свидетельствует проект «Экономия, сохранение воды в штате Калифорния», в котором партнером EOS Data Analytics стала компания Google.

По словам продакт-менеджера (Chief Product Officer, CPO) EOS Data Analytics Степана Климова, Калифорния испытывает проблемы с водными ресурсами из-за частых засух, недостатка осадков, неконтролируемого использования подземных источников и несовершенства системы учета расхода воды.

Чтобы свести к минимуму ее нерациональное использование, по заданию правительства штата сотрудники EOS с помощью разрабатываемой ими облачной платформы анализировали данные аэрофотосъемки нескольких водных районов Калифорнии (аналог наших водоканалов), предоставленные Google. Данные предоставлялись, естественно, не такие, как на Google Earth, а многоканальные и в более высоком разрешении.

В единой математической модели площадь территории озеленения отделялась от имеющейся застройки, бассейнов, асфальтовых дорожек и т.д., объединялась с другими источниками — такими как данные местных метеостанций об осадках, по испарениям различного типа растений и т.д.

В результате правительство Калифорнии получило по каждому из домовладений индивидуальную норму воды, необходимую для полива газонов и других зеленых насаждений. Сравнив эту информацию с данными о потреблении по приборам учета, чиновники идентифицировали на картах нескольких водных районов домовладения-расточители, потреблявшие значительно больше нормы. И, естественно, хозяйства, формально потреблявшие значительно меньше воды, чем на самом деле.

Данные эксперимента изучаются. На их основе чиновники штата смогут вести с домовладельцами вполне аргументированные беседы, а не раздавать на улицах брошюрки «Экономьте воду».

«Наша компания ориентирована не на узкоспециализированные продукты, связанные с использованием данных ДЗЗ. Их на рынке и так хватает. Мы заняты поиском тех решений, которые примет широкая аудитория», — рассказал «2000» технический директор (Chief Technology Officer, CTO) EOS Data Analytics Владимир Васильев.

В этом плане первым продуктом, уже получившим признание во всем мире, стал Land Viewer. Этот инструмент ДЗЗ понравился пользователям глобальной сети из 179 стран. Ежедневно им пользуется от 1,5 тыс. до 5 тыс. человек.

Традиционные технологии обработки данных ДЗЗ очень громоздки. Обычно ГИС-специалист должен найти и скачать снимок на свой компьютер, затем определить алгоритм его обработки, после чего снимок может обрабатываться несколько часов, а то и сутки. Если результат окажется отрицательным, все приходится повторять заново.

«Отличительная особенность Land Viewer в том, что обработка происходит в «облаке» (с использованием облачных технологий. — Авт.) и на лету», — утверждает Степан Климов. Это позволяет экономить много времени. Такие очень тривиальные, но распространенные задачи ДЗЗ, как подсчет вегетационного индекса (всхожести растений) или отделения слоев друг от друга (воды от земли), решаются в считанные доли секунды. При этом Land Viewer — только часть платформы, которая решает множество других задач, как, например, change detection — поиск различий между двумя разновременными снимками одной и той же территории.

«Вот почему с помощью нашего инструмента очень легко определить: здесь у нас еще есть лес, а здесь его уже нет, и мы можем направить туда чиновника, лесника, чтобы он убедился, что в этом месте произошла вырубка леса для незаконной застройки, добычи янтаря или других целей», — рассказал «2000» продакт-менеджер EOS.

Немаловажно, что Land Viewer совершенно бесплатный инструмент и, как утверждают его разработчики, будет и далее оставаться таковым. В настоящее время пользователям доступны снимки, сделанные спутниками NASA — Landsat-8, Европейского космического агентства — Sentinel -2. На днях к ним добавился еще один спутник NASA — Modis.

Фактически только по Landsat накоплено более 10 петабайт (т.е. 10 тыс. терабайт) информации обо всей земной поверхности, она обновляется раз в 10 дней. Архив данных, накопленных Sentinel, растет со скоростью 2 петабайт в год.

Оборудование КА Sentinel позволяет получить снимки среднего разрешения — 10 м, а Landsat-8 — 30 м на точку. Но и этого вполне достаточно для решения многих задач мониторинга земной поверхности. Тем более если речь идет об экологических организациях или журналистских расследованиях.

Land Viewer уже используют активисты Green Peace в РФ и Бразилии. Инструмент позволяет не выходя из офиса оценить серьезность ситуации или проверить информацию за тысячи километров от места возможного происшествия. Именно поэтому известная группа журналистов-расследователей Bellingcat использовала Land Viewer, иллюстрируя пожары на нефтяных скважинах в Ираке.

«Мы планируем и далее развивать наши продукты, подключать новые источники. Основная наша идея — создать некую систему, в которой будут объединены разнотипные данные ДЗЗ. Сейчас рассматриваем возможность включить в нее данные сейсмодатчиков по всему миру — отдельным информационным слоем, чтобы можно было объединять данные о сейсмической активности с тем, что мы видим из космоса. Будем иметь возможность анализировать очаги. Ну а люди, которые пожелают купить снимок в более высоком разрешении, смогут это сделать там же — в удобном интерфейсе», — утверждает Владимир Васильев.

Разумеется, отдельные опции Land Viewer требуют специальных знаний, как устроены космические снимки. Но в самом инструменте есть пояснения, что наиболее пригодно для мониторинга растительности, а что — для городской застройки и т.д.

Поэтому журналисты, студенты, преподаватели, ГИС-специалисты, экологи и все, кто умеет пользоваться Google Earth, смогут воспользоваться и этим инструментом. Тем более что наблюдение за Землей из космоса становится все более увлекательным занятием. Уже скоро в свободном доступе окажется информация о земной поверхности, обновляемая раз в 5 дней.

Кубики и другие полезные игры

Помимо партнерства с NASA в проведении глобального космического хакатона, Noosphere Ventures организует в Украине и собственный конкурс стартапов — Vernadsky Challenge, финал которого в т.г. проходил в Днепре 22 апреля.

Стартапы — буквально «стартующие», начинающие компании, в основе которых заложены инновационные бизнес-идеи, как правило, также связанные с интернет-технологиями.

Но если для людей, далеких от IT, эта сфера в основном представлена программированием компьютерных игр, мобильных приложений или обеспечением финансовых трансакций, то организаторы Vernadsky Challenge декларируют свой интерес гораздо шире.

Это и космические технологии, и новые материалы, медицинское и геологоразведывательное оборудование, робототехника, системы и комплексы военного назначения, альтернативная энергетика, системы управления транспортом, обработки больших массивов информации и некоторые другие направления.

В нынешнем году лицом Vernadsky Challenge стал легендарный ведущий программы «Разрушители легенд» на телеканале Discovery и участник «Битвы роботов» на BBC Джейми Хайнеман.

Разрушитель мифов Джейми Хайнеман

«Разрушители легенд» занимаются экспериментальной проверкой различных мифов и небылиц, иногда весьма забавных и поучительных. Программа выдержала 14 сезонов и успела завоевать огромную аудиторию по всему миру.

В процессе съемки ведущие программы — Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж — демонстрируют разносторонние знания физических законов, свойств химических веществ и материалов и проводят зрелищные эксперименты, чтобы проверить, например, мог ли Архимед сжечь римский флот в Сиракузах, на самом ли деле американские астронавты побывали на Луне, правдивы ли мифы о ракете, сделанной из колбасы, или о вентиляторе, способном отрубить человеку голову, и т.д.

При отсутствии в украинских СМИ ниши научно-популярных и познавательных программ популярность героев глобальной телеиндустрии, таких как Джейми Хайнеман, сопоставима со славой рок- или поп-звезд первой величины. В этом мог убедиться и сам телеведущий. В Киеве его узнавали на улицах и просили сфотографироваться. В Днепре также не было отбоя от желающих получить автограф и фото на память.

«Разрушители легенд» еще и признанные в киноиндустрии знатоки спецэффектов. Созданная ими компания M5 Industries занималась управлением дронов в сериале «Звездные войны» и созданием спецэффектов для «Матрицы», а также участвовала в производстве рекламных роликов для крупнейших производителей напитков и спортивной обуви.

В Днепре американский телеведущий выступил в роли одного из судей конкурса, в котором на первом этапе приняли участие 230 стартапов из 10 стран. В финальной стадии оценивались 10 лучших, по мнению жюри, проектов.

«Написать какое-то приложение для операционных систем Android или IOS сейчас не составляет проблем. Но в этом случае вы лимитируетесь средой программирования, и ваше устройство обладает лишь теми возможностями, которыми обладает ваш телефон или планшет», — рассказал «2000» член жюри Vernadsky Challenge Рашид Алиев (Баку, Азербайджан).

Судья Vernаdsky Challenge Рашид Алиев

«Несмотря на то что мы живем в век информационных технологий, люди и инвесторы в том числе, которые не первый год вкладывают деньги в IT-отрасль, хотят к чему-то прикасаться. Физические устройства легче продавать и объяснять людям. Поэтому оборудование любого типа — медицинское, социальное, космическое и т.д. имеет шансы быть реализованным и востребованным», — утверждает гость из Азербайджана.

Трудно сказать, является ли принципиальной особенностью Vernadsky Challenge высокая готовность представленных проектов к коммерческой реализации или так повезло, но гостям нынешнего конкурса, похоже, удалось одними из первых услышать о новинках или увидеть прототипы оборудования, которому предстоит большое будущее.

Это и устройства для подзарядки мобильных телефонов и планшетов, в том числе беспроводные (TechNovator).

Наручная клипса, заменяющая компьютерную мышь или джойстик, в будущем может «дорасти» до манипулятора, позволяющего неопытному врачу провести сложную операцию при помощи более опытного коллеги удаленно. (Racсoon.World.).

Представьте себе портативный кардиометр, связанный с мобильным приложением, что позволит вам не только получать информацию о своем здоровье, но и узнать о самочувствии родителей, которые находятся на другом краю земного шара (Cardiomo).

Участники АТО и волонтеры предложили новую конструкцию кровоостанавливающего тактического комплекта (Ukrgun.com).

Портативный ультразвуковой скальпель, позволяющий проводить операции в тактических условиях, представила команда Черкасского технологического университета.

Обладателями главного приза —гранта на 800 тыс. грн. стала команда Cubomania, сформировавшаяся в Черноморском университете им. Петра Могилы. Преподаватели и студенты из Николаева придумали, как оживить обычные детские кубики, подключив их к компьютеру или любому другому мобильному устройству.

«Это и обучающие пазлы, — рассказал «2000» руководитель команды Максим Мусиенко. — Простой пример: вы задаете на кубиках буквы СAT. Если ребенок расположил их в правильной последовательности, на кубиках появился котенок и замяукал».

Прототипы интерактивных кубиков изготовлены, и посетители Vernadsky Challenge могли их увидеть на сцене. А представьте себе, что уже скоро обычными детскими кубиками можно будет управлять силой мысли?!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Стабилизатор напряжения защитит любую технику

Избежать ремонта можно, если заранее посетить сайт elektro.in.ua и купить стабилизатор...

Телевизоры будущего на ОС Android потеснили Smart TV

ОС Андроид для телевизора является полноценной операционной системой с...

Что предложит провайдер IPnet?

IPnet предлагает невысокие тарифы на интернет и ТВ

Однофазные стабилизаторы являются выгодным решением...

В большинстве случаев однофазные стабилизаторы напряжения обходятся дешевле...

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка